kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку: "Указательные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный урок помогает учащимся более подробно классифицировать местоимения по разрядам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: "Указательные местоимения"»

Тема: Указательные местоимения.. (6 класс). ( с использованием ИКТ)

Тип урока: ОНЗ 

Цели:        

1. Познакомить учащихся с указательными местоимениями, начать подготовку к творческой работе "Книжная история".

2. Закрепить умения определять виды изученных местоимений. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.

3. Воспитывать культуру учебной деятельности.

 

Планируемые  результаты         

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Метапредметные: 

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

 

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

 

Предметные:

 

-знать что такое местоимение 

- уметь определять разряды местоимений 

-уметь делать частичный морфологический разбор

-употреблять правильно местоимения в речи..

  

Основные понятия:  

Морфология, часть речи, местоимение, разряд по значению, члены предложения, азбука, письменность.

 

Межпредметные связи       

Литература, история

 

Ресурсы:

- основные

- дополнительные       

 Учебник. «Дидактический материал (упражнения)».

 Проектор, экран, презентация, ноутбук,  тестовые карточки, опорные схемы.

Электронная физкультминутка   (источник http://www.pedsovet.org/ )

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в парах.

                          Ход урока:

I.     Мотивация к учебной деятельности.

1)    Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2)    Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3)    Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфологию)

-Что изучается в этом разделе? (Части речи)

-Что такое местоимение?

-Для чего в нашей речи нужны местоимений? (Они заменяют другие части речи, делая наши высказывания более выразительными и точными, помогая избегать повторов)

- Вы хотите расширить свои знания об этой части речи? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы быть грамотными, образованными)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.

3)  Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).

4) Организация обобщения актуализированных способов действий.

5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).

7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

 

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

 

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Местоимение").

 -Какой способ повторения нашей темы выберем? (Вспомним, какие разряды местоимений мы уже знаем)

Для этого прочитайте текст на экране. (Чтение). Спишите, вставляя пропущенные буквы, приготовьтесь к объяснению орфограмм. Сделайте пунктуационный разбор предложений.

В конце 10 века на (Р,р)уси по..вилась азбука ее созд..ли уч..ные монахи Кирилл и Мефодий. Так сл..вянские народы получили св..ю письменность.

-Слайд №1. Рассказ о св. Кирилле и Мефодии. (Солунские братья-болгары. Образование и воспитание при дворе Константина Великого. Духовные подвиги и труды. Создание Азбуки.)

-Слайд №2. Кириллица. Названия букв - связный текст. Вышедшие из употребления буквы.

- Слайд № 3. Остромирово Евангелие.(Рассказы о жизни и учении Христа).Оно предназначалось для церковных служб и написано на церковно-славянском языке.



Назовите и знакомые вам местоимения, определите их разряд, непостоянные признаки.

-Местоимения каких разрядов не использованы в данном тексте?

-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Местоимение»? (Материал усвоен на достаточном уровне)

-Посмотрим, как ав поработали с местоимениями дома .(Взаимопроверка д.з) Один из учеников проверяет выполнение и говорит: «Упражнение выполнено верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Местоимение»? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

-Как вы думаете, все группы местоимений нам знакомы? ( Нет)

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о других видах местоимений) 

2.1. Выявление места и причины затруднения.

 

Организация восстановления выполненных операций.

1)   Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.

2)     Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)

3)    На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 

- Как можно узнать о них? (Найти их в речи)

-Какова же проблема? (словоупотребление).

 

2.2 Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

 

Организация построения проекта выхода из затруднения:

1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Уточнение и согласование темы урока.

3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).

4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? . ( Познакомиться с новым видом местоимений)

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Указательные местоимения).

_ Что мы о них должны узнать?

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить значение или правописание слова? ( мы используем метод наблюдения и анализа).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения и анализа? (Содержание параграфа, упражнений учебника, связные тексты, лексическое значение и словообразовательный анализ слова) 

III. Реализация построения проекта.

 

1)    Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

2)    Организация фиксации нового способа действия в речи.

3)     Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4)    Организация фиксации преодоления затруднения.

5)    Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

- Каково лексическое значение слова "Указательный"? Проведете его словообразовательный анализ, подберите однокоренные слова. (Указ, указка, указать).

- Объясните орфограмму.

Для чего в речи нужны указательные местоимения? (Эти местоимения позволяют выделить какой-нибудь предмет, признак, количество.)

- Запишите это предложение найдите местоимения, определите их разряд по значению, объясните написание.

_ Как изменяется указательное местоимение?

- Разберите предложение по членам. Сделайте вывод, какими членами предложения являются указательные местоимения?

_ Прочитайте в учебнике другие указательные местоимения. На что ни указывают

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить указательные местоимения).



 IV. Первичное закрепление во внешней речи.

 

1)    Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально:

– в парах или группах.

 

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна.

- Работа в парах.На выданных листах прочитайте текст. Найдите указательные местоимения. Определите их падеж, роль в предложении.

До 16 века книги на Руси переписывались от руки. Такие книги создавались очень долго. Столько же труда вкладывалось и в иллюстрации. Но таков был талант мастеров, что их искусством мы восхищаемся до сих пор.

Иллюстрация - лат. 1. Изображение, поясняющее или дополняющее текст в журнале, газете. 2, Наглядное объяснение чего-либо, примеры в статье, речи.

- В каком значении употреблено слово "иллюстрация"?

- Запишите это слово в "Словарик".

- Что значит "до сих пор"? (В нем мы встречаем устаревшее указательное местоимение, характерное для церковно-славянского языка: Сей -этот, сия - эта, сие - это, сии - эти.

- В каких современных словах и фразеологических оборотах встречаются это местоимение? (Запись: сейчас, до сих пор, сегодня, сию минуту)

_ Обратимся к учебнику. Как пишется частица "же" с указательными местоимениями? Спишите слова, раскрывая скобки.

Тот(же), такой(же), таков(же), столько(же).

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

 

  V. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1)    Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2)    Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3)    Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

-Прочитайте на листочках пословицы Объясните их смысл. Подпишите разряд местоимений. Сверьте с эталоном.

На одном гвозде всего не повесишь.

Каково в лесу кликнется - таково и откликнется.

Что с возу упало, то и пропало.

Кто ищет друга без недостатков, тот останется одиноким.

Ты от дела на пядень, а оно от тебя на сажень.

.

- 5 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.

 

VI. Включение в систему знаний и повторение.

1)    Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.

2)    Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем находить указательные местоимения, знаем их признаки, умеем отличать от других местоимений и использовать их в речи).

- А что вы узнали из "Книжной биографии"? ( Как возникла славянская письменность,какими были буквы, что значило их название, какими были первые книги, как они изготавливались)

А кто стал первый на Руси печатать книги? Об этом вы узнаете, выполняя домашнее задание.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности.

1)    Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

2)    Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3)    Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

4)    Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5)    Организация обсуждения и записи домашнего задания.

 

- Чему был посвящен урок? (Указательным местоимениям).

- Для чего они нужны?. как изменяются? какими членами предложения являются? как пишутся? В какие фразеологические обороты входят?

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем разряды местоимений).

- Что помогло нам их преодолеть? (Эталон «Разряды местоимений», справочная таблица).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 

 ?

 Научился определятьразряды местоимений, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился определять разряды местоимений, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить их. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился определять разряды местоимений и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

 

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

-Оценка учебной деятельности класса.

-Спасибо, я вами довольна.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку: "Указательные местоимения"

Автор: Иваненко Ирина Юрьевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока английского языка "This, that""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_uroka_angliiskogo_iazyka_this_that"
    ["file_id"] => string(6) "491083"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544980807"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424921184"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока русского языка на тему"Разряды местоимений" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-razriady-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "186404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426342032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства