Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 города Аши Челябинской области (с профессиональным обучением)»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
«ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ»
3 КЛАСС
Выполнил: Сулимова Н.М.
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №9 г. Аша
Аша
2017 год
Внеклассное занятие по русскому языку
4 класс
Тема: Тематические группы слов
Цель: 1. Способствовать более прочному и сознательному усвоению частей речи.
2. Повышать уровень языкового развития детей.
3. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: ребусы, картинки, таблицы, карточки.
Занятие проводится в форме соревнований между командами.
ПРИВЕТСТВИЕ
1 команда
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
(существительное)
2 команда
Что для меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
(глагол)
3 команда
Даю я признаки предметам
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(прилагательное)
Представления названия команд
1 команда
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2 команда
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3 команда
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней
Задания командам
Какая часть речи обозначает признаки предмета?
Какая часть речи обозначает действие предмета?
Что обозначает имя существительное?
Бывает устная, а бывает и письменная.
Знак, который ставится над одной из гласных в слове?
Какая часть речи пишется раздельно со словами?
Конкурс капитанов
Раскрыть смысл крылатых выражений:
1 капитан
Рукой подать
Во весь дух
Морочить голову
-
2 капитан
Путаться под ногами
Родился в рубашке
Водить за нос
-
3 капитан
Как снег на голову
Падать с ног
Язык без костей
Конкурс «Отгадай слово»
Каждой команде вручается карточка.
1.Корень из слова «сказка»
Суффикс, что и в слове «извозчик»,
Приставка в слове «расход»
Окончание в слове «дом».
2. Корень в слове «вязать»,
Приставка в слове «замолчать»,
Суффикс в слове «сказка»
Окончание в слове «рыба».
3. Корень в слове «снежинка»
Приставка в слове «подъезжал»,
Суффикс в слове «лесник»,
Окончание в слове «стол».
Страничка из «Веселого задачника»
( «узелки» на память)
Мама песню напевала,
Одевала дочку…
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела
Одеть Надеть
(кого – нибудь) (что – нибудь)
ребенка пальто
девочку туфли
куклу платье
больного костюм
Конкурс «Путаница»
Прочитать стихотворение К.Чуковского.
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
Конкурс «Волшебный круг»
Какая команда найдет больше слов?
Конкурс «Закончи стихотворение»
Капитанам
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа
И вот…
Командам
Вдруг заплакал носорог,
Утром не нашел свой рог…
Занимательный календарь
1.Тело млекопитающего состоит из головы, туловища и четырех пар ног.
2. Кобра – это змея, для которой укус человека смертелен.
3. Проснулись птицы и, еще спящие, запели песни.
4. Корова дает молоко, кефир и простоквашу.
5. Ребята подкладывали лосям соль и с удовольствием лизали ее.
6. Мальчик с собакой подошли к озеру и разделись.
Конкурс «Спрятанные слова»
Участники команд выходят по порядку из каждой команды. Кто больше впишет правильных слов.
Задание: Вписать в клетки глаголы в 1 лице ед.ч., образовав их от глаголов неопределенной формы:
хотеть
стлать
брать
плести
вести
бродить
давить
тащить
жать
свистеть
влечь
Страничка «Из веселого задачника»
(«узелки» на память)
Нельзя говорить Надо говорить
Вылазь Вылезай
Ездию Езжу
Лягет Ляжет
Ляжу Лягу
Нагинаться Нагибаться
Хочем Хотим
Конкурс «Чайнворд»
1.Неопределенная форма глагола, являющегося синонимом к глаголу ходить.
2.Окончание глагола «видеть»в 3 лице ед. ч. наст. времени. (Ответы: 1. идти,2. ит,3.трем, 4. морозит, 5. таял, 6. ляг, 7.глагол, 8. ласкаться, 9.ярчайший, 10.-ит,11.иголки).
Жюри подводит итоги.
В это время команды отвечают на логические вопросы:
1 команде: В каком слове семь одинаковых гласных?
Чем кончается день и ночь?
2 команде: В каком слове сорок одинаковых гласных?
Чем кончается и начинается осень?
3 команде: В каком слове сто раз повторяется слово «лица»?
Что стоит посередине земли?
Подведение итогов
Жюри благодарит ребят. И объявляет результаты соревнований. Все три команды награждаются грамотами и призами.