Конспект урока русского языка в 5 классе "Текст. Создание текста"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Текст. Создание текста"
Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме
«Текст. Создание текстов-экспромтов»
Мастерская юных писателей (урок творчества)
Цели: - научить превращать слово в целый авторский текст,
-помочь учащимся почувствовать «вкус» слова, научить уважительно и творчески обращаться со словом, с увлечением разбираться в особенностях его «жизни и души».
Этапы работы.
1 этап. «Погружение» в тему.
2 этап. Создание необычной «магнитной среды» или «поля» слов, рожденных способностью детей выбирать из памяти и выстраивать ряд тематически или ассоциативно связанных слов.
3 этап. Конструирование. Лексические «поля» детей - не просто набор, перечень логически связанных слов. Это основной речевой строительный материал для составления, конструирования связного письменного текста.
4 этап. Работа по образцу. Образец - основа создания собственного текста.
Орфографическая работа.
5 этап. Осмысление слова. Одиночное, самостоятельное, независимое слово, которое вначале было содержательно
неполным, через мыслительную творческую деятельность учащихся приобретает конкретный смысл.
6 этап. Поддержать начатую мысль так трудно, как сказать новую. Текст по началу.
7 этап. Ассоциативно отталкиваясь от оттенка своего настроения, рисуем конкретный образ абстрактного слова «настроение».
8 этап. Идет процесс сравнения слова с добрым человеком, другом.
9 этап. Чувства дают толчок движению новой мысли - в жизни важно уметь чувствовать и быть чувствительным.
Воспитательный момент.
10 этап. Рефлексия.
Домашнее задание.
В работе при планировании урока опиралась на основные положения концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова - В. Репкина.
Оборудование: «паровозик из Ромашкова» (Веселая иллюстрация на доске), маршрутный лист у каждого ученика.
Памятка: 1. Слушаем внутренний голос!
2.Совершенствуем свою речь!
3.Учимся чувствовать себя и других!
I. Вступительная беседа.
«Погружение» в тему.
- С каким настроением начинаем урок?
-А какое еще бывает настроение?
-С каким настроением вы бы хотели путешествовать?
Установка: Работаем с маршрутными листами, учебники и тетради не нужны.
Транспортное средство – «паровозик из Ромашкова»
Какое настроение у паровозика?
II. Сообщение темы. Учащиеся определяют задачи урока. Чтение памятки.
III. Создание « магнитной» среды слова.
Настроение – внутреннее душевное состояние.
Задание: «притянуть» словом-магнитом другие слова, записать их в маршрутный лист.
IV. Создание текста. Составить и записать текст-экспромт на тему «Настроение». (Зачитывают записанное).
V. Работа с заданным текстом ( текст на карточке
Очень любит Настр…ение торт сл…еный на обед.
А на уж…н очень сла…кий из п…рожных в…н…грет.
Настр…енье воздух любит,
Лыж., санки и к.ньки.
Настр…енье рядом будет,
Если с клющк.й игроки.
Вставить и прокомментировать орфограммы, знаки препинания. Объяснить, почему слово Настроение написано с большой буквы? Как можно назвать текст?
VI. Создание текста с опорой на услышанное.
Текст « Что любит мое Настроенье?»
(Учащиеся зачитывают написанное).
VII. Создание текста по началу.
-Что такое диалог? Как оформить его?
VIII.Рисуем конкретный образ абстрактного слова.
Цель: развитие ассоциативного мышления (1-3 минуты) Учащиеся рисуют и комментируют, что они изобразили.
IX.Создание текста-фантазии. ( по группам)
Однажды Доброе Настроение прогуливалось по улице. Солнце ярко светило в глаза. У всех прохожих на душе было светло и весело.
С улыбкой на улице Доброе Настроение направилось.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
В детский сад В школу В больницу
(Учащиеся зачитывают написанное. В текстах описание действий Настроения. Это миниатюры о том, как Настроение веселило, лечило, развлекало.)
10. Создание текста-подарка.
(Учащиеся перевоплощаются, они становятся «волшебниками» и могут подарить Хорошее Настроение кому-то на всю жизнь или на один день.)
11. Рефлексия.
Подведение итогов. Учащиеся изображают свое Настроение на данный момент. ( Рисуют в маршрутных листах)
Домашнее задание.
1. Для «поэтов». Текст - стихотворение о Настроении.
2. Для «писателей». Текст «Когда у меня плохое Настроение.»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Текст. Создание текста"»
Костюк Алина Ивановна, учитель русского языка и литературы Гимназии №9 им.Ф.П.Кириченко г. Гродно (Беларусь)
Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме
«Текст. Создание текстов-экспромтов»
Мастерская юных писателей (урок творчества)
Цели: - научить превращать слово в целый авторский текст,
-помочь учащимся почувствовать «вкус» слова, научить уважительно и творчески обращаться со словом, с увлечением разбираться в особенностях его «жизни и души».
Этапы работы.
1 этап. «Погружение» в тему.
2 этап. Создание необычной «магнитной среды» или «поля» слов, рожденных способностью детей выбирать из памяти и выстраивать ряд тематически или ассоциативно связанных слов.
3 этап. Конструирование. Лексические «поля» детей - не просто набор, перечень логически связанных слов. Это основной речевой строительный материал для составления, конструирования связного письменного текста.
4 этап. Работа по образцу. Образец - основа создания собственного текста.
Орфографическая работа.
5 этап. Осмысление слова. Одиночное, самостоятельное, независимое слово, которое вначале было содержательно
неполным, через мыслительную творческую деятельность учащихся приобретает конкретный смысл.
6 этап. Поддержать начатую мысль так трудно, как сказать новую. Текст по началу.
7 этап. Ассоциативно отталкиваясь от оттенка своего настроения, рисуем конкретный образ абстрактного слова «настроение».
8 этап. Идет процесс сравнения слова с добрым человеком, другом.
9 этап. Чувства дают толчок движению новой мысли - в жизни важно уметь чувствовать и быть чувствительным...
Воспитательный момент.
10 этап. Рефлексия.
Домашнее задание.
В работе при планировании урока опиралась на основные положения концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова - В. Репкина.
Оборудование: «паровозик из Ромашкова» (Веселая иллюстрация на доске), маршрутный лист у каждого ученика.
Памятка: 1. Слушаем внутренний голос!
2.Совершенствуем свою речь!
3.Учимся чувствовать себя и других!
I. Вступительная беседа.
«Погружение» в тему.
- С каким настроением начинаем урок?
-А какое еще бывает настроение?
-С каким настроением вы бы хотели путешествовать?
Установка: Работаем с маршрутными листами, учебники и тетради не нужны.
Транспортное средство – «паровозик из Ромашкова»
Какое настроение у паровозика?
II. Сообщение темы. Учащиеся определяют задачи урока. Чтение памятки.
III. Создание « магнитной» среды слова.
Настроение – внутреннее душевное состояние.
Задание: «притянуть» словом-магнитом другие слова, записать их в маршрутный лист.
IV. Создание текста. Составить и записать текст-экспромт на тему «Настроение». (Зачитывают записанное).
V. Работа с заданным текстом ( текст на карточке
Очень любит Настр…ение торт сл…еный на обед.
А на уж…н очень сла…кий из п…рожных в…н…грет.
Настр…енье воздух любит,
Лыж.., санки и к...ньки.
Настр…енье рядом будет,
Если с клющк...й игроки.
Вставить и прокомментировать орфограммы, знаки препинания. Объяснить, почему слово Настроение написано с большой буквы? Как можно назвать текст?
VI. Создание текста с опорой на услышанное.
Текст « Что любит мое Настроенье?»
(Учащиеся зачитывают написанное).
VII. Создание текста по началу.
-Что такое диалог? Как оформить его?
VIII.Рисуем конкретный образ абстрактного слова.
Цель: развитие ассоциативного мышления (1-3 минуты) Учащиеся рисуют и комментируют, что они изобразили.
IX.Создание текста-фантазии. ( по группам)
Однажды Доброе Настроение прогуливалось по улице. Солнце ярко светило в глаза. У всех прохожих на душе было светло и весело.
С улыбкой на улице Доброе Настроение направилось....
1 ряд 2 ряд 3 ряд
В детский сад В школу В больницу
(Учащиеся зачитывают написанное. В текстах описание действий Настроения. Это миниатюры о том, как Настроение веселило, лечило, развлекало.)
10. Создание текста-подарка.
(Учащиеся перевоплощаются, они становятся «волшебниками» и могут подарить Хорошее Настроение кому-то на всю жизнь или на один день...)
11. Рефлексия.
Подведение итогов. Учащиеся изображают свое Настроение на данный момент. ( Рисуют в маршрутных листах)
Домашнее задание.
1. Для «поэтов». Текст - стихотворение о Настроении.
2. Для «писателей». Текст «Когда у меня плохое Настроение...»