М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, 2011.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | № слайда | Время | Материалы и ТСО |
I. Организационный момент | Приветствие. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | 1 | 2 мин. | презентация |
II. Актуализация знаний Фронтальный опрос | Учитель задает вопрос по ранее изученному материалу. Что такое причастие?
Назовите признаки прилагательного у причастия.
Чем отличается причастие от прилагательного?
Каковы признаки глагола у причастия?
Чем отличается причастие от глагола?
Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях? | Учащиеся отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы: Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию. Зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение. Причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием: глагол + слово «который». Вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым. Причастия не спрягаются. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных. | 2 | 5 мин. | презентация |
| Учитель дает задание: Трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия. • девушка, которая танцует • ученик, который пишет • вода, которая кипит | Ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос. Девушка танцующая Ученик пишущий Вода кипящая | 3 | 3 мин. | Доска, тетради |
| Учитель предлагает учащимся распространить данные причастия. Девушка танцующая (как?) Ученик пишущий (что?) Вода кипящая (в чем?) | Учащиеся выполняют упражнение письменно в тетрадях. | 4 | 2 мин. | Презентация, тетради |
Открытие нового знания | Учитель предлагает сравнить словосочетания из 1-го и 2-го столбиков | Обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота | | 2 мин. | |
| Ваше открытие верно. Цель нашего исследования – изучить причастный оборот | Ученики формулируют тему и записывают в тетрадь. | 5 | 1 мин. | Презентация, учебник |
III. Работа по теме урока | Учитель предлагает игру «Лишнее выражение». Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте. Играющие во дворе Висящая на стене Изученное правило Засыпанный снегом | Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами. | 6 | 4 мин. | Презентация |
| Учитель предлагает работу в парах. Найдите словосочетания «прич. + сущ.» I Служащие Родине Растаявшие льдины Построенные рабочими С обрадованными ребятишками Разбросанные ребёнком II Рассказанного стариком Скошенные косой Исследованной местностью Прочитавшего книгу Светящиеся окна III Разведанная геологами Освещённая луной Обнаруженного противника Расчищенная школьниками В написанных словах Проверьте себя по слайду самоконтроля. (I – 2,4; II – 3,5; III – 3,5) | Учащиеся выполняют задание. | 7 8 | 5 мин. | Презентация тетрадь |
Физкультминутка для спокойствия | Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного! | Дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения. | | 1 мин. | |
Закрепление материала. | Учитель предлагает индивидуальную работу с карточками. Задания дифференцированы. Ответы на слайде, после выполнения работы ученики в парах проверяют тесты, несколько человек могут объяснить свои ответы. | Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. | 9 | 7 мин. + 3 мин. проверка | Индивидуальные карточки, презентация |
IV. Подведение итогов. | Что такое причастный оборот? Что такое определяемое слово? Каким членом предложения является причастный оборот? | Учащиеся отвечают на вопросы. | | 3 мин. | |
Домашнее задание | Параграф учить Выписать из любых художественных произведений 6-7 предложений с причастным оборотом, графически объяснить. | | 10 | 2 мин. | Презентация, дневник |
| | | | | |