Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Разделительный мягкий знак" 2 класс.»
Блынская Венера Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Павловская ООШ»
Луховицкого района Московской области
Тема: Разделительный ь.
Правописание слов с разделительным ь.
Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»
2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.
3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.
Оборудование: карточки для исследовательской работы, таблица-схема, тесты
Ход урока
I.Мотивационный этап
У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
5 3
Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»
Чистописание.
Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать.
Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?(из короткой наклонной линии и полуовала)
Запишите по образцу…
Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.
II. Актуализация знаний
Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
( она не обозначает звука)
Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
Указывает на мягкость предшествующего согласного
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.
Словарная работа
Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
(Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )
В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)
А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)
Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)
Тема: Разделительный ь знак.
– Составим план урока.
1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?
2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ь.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность
ΙV. Открытие новых знаний.
Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, для чего он необходим.
1.Наблюдение над словами
слайд
– Прочитайте пары слов:
– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)
Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат.
Что заметили? (слова как-будто разделились на 2 части)
Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)
– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?
(Разделяет буквы гласных и буквы согласных) .
2.Звуко-буквенный анализ
Сравните написание и произношение первой пары слов.
-Какой буквой они различаются? (ь)
-Сколько букв и звуков в слове полю, а в слове полью?
-Какой звук мы слышим в словах после (л,)? (й)
-А за какой буквой «прячется» этот звук? (глас)
Сделайте вывод: для чего нужен разделит.ь знак в словах, на что он указывает?
Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).
Вывод
Разд.ь.знак разделяет буквы гласных и буквы согласных) .
Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).
- Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.
3.Наблюдение над написанием ь в словах. Работа в группах.
я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.
-Какие правила работы в группе вы должны помнить?
Помогать друг другу
Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
Говорить тихим голосом
Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
Отвечать за успехи каждого
Умей слушать других.
Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с
заданиями.
Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.
а) прочитай слова
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)
4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.
Итак, что получилось? . Слайд.
- Что дала проверка?
- Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется раздел.ь.знак.
После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я.
Проверим наше открытие.
3.Работа с правилом.
Чтение правила в рамке после упр. 200.
Сравните свои выводы и правило. Примеры из упр-я.
– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?
-О каком звуке предупр-т разд.ь знак? (й)
- А за какими буквами прячется этот звук?
- Как подчеркиваем?
Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,
если при произношении слышится звук й после согласного
Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.
– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать слово)
– Прочитайте алгоритм, который дан в рамке учебника перед упр. 201.
( развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.
Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.)
V. Первичное закрепление
Запишите слова во мн. числе
Соловей- соловьи
Воробей- воробьи
Дерево- деревья
Брат- братья
Стул- стулья
- Подчеркните разделительный Ь. Обозначьте орфограмму. Что подчеркиваем одной чертой? Что двумя? Почему? (глас. Обозн. 2 звука)
Устно составьте предложение с любым словом
Физминутка
Игра «Будьте внимательны»
Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
2. Работа в паре.Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом.
день
показатель мягкости
сильнее
здесь
воробьи
бьёт
Ь
веселье
вьют
разделительный
колосья
зорька
стоять
- Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши).
Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши).
VII. Сам. работа с самопроверкой
Тест.
Проверка по эталону.
Самооценка.
VIII. Итог урока.
Рефлексия
- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
- Что узнали нового о Ь знаке?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,
если при произношении слышится звук й после согласного
Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь
-Что было легко? Что было трудно?
- Какое задание было самым интересным?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Выразите цветом на полях в тетради свою работу на уроке.
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – квадрат зеленого цвета.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - квадратом желтый цвета.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – квадрат красного цвета.
-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
IX. Домашнее задание
1. Сложный уровень
- Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разд.мягкого знака.
2. Средний уровень
- Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разд.ь знаком
3. Базисный уровень
- Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.203.