Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный | Приветствие учащихся. – Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утром», «Добрый вечер», «Доброй ночи» говорим. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: формирование мотивации к изучению нового материала. Коммуникативные: планирование сотрудничество с учителем и со сверстниками. Регулятивные: контролировать свои действия. |
2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | Слайд 2. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Чтение и обсуждение сочинений (по 1-2 сочинения на каждую тему). | Записывают в тетради. | Личностные умения: слушать учителя Коммуникативные: умения давать полный ответ на поставленный вопрос. Познавательные: анализировать, развивать мышление, делать выводы. |
3. Лингвистическая разминка. Игра «Четвёртый лишний». | - Какое слово лишнее в ряду? Предыстория, разыграть, изымать, сверхинтересный. Красно-0белый, вагоноремонтный, кисло-сладкий, юго-западный. | Учащиеся записывают словарные слова с комментированием в тетради и по одному ученику на доске. | Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
4. Открытие новых знаний. Сообщение темы и целей учебной деятельности. | – мы продолжаем изучение большой темы – «Морфология и орфография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи. - Какие? -Какую ещё важнейшую часть речи мы изучили? - Правильно, глагол. Давайте вспомним грамматические признаки прилагательного и глагола. Прилагательное Признак, падеж, род, число, определение Глагол Действие, вид, время, переходность/непереходность, сказуемое - Как выдумаете, почему мы вспомнили признаки именно этих частей речи? Давайте сравним ряд слов: летучий, летящий. - Чем похожи и чем различаются эти слова? Летучий – постоянный признак, присущий семенам деревьев, это постоянное свойство семян. - Можем ли мы сказать то же самое о камне? - Нет, потому что постоянное свойство камня – неподвижность. Лететь он будет, причём лишь какое-то время. - Как называются семена деревьев? Какие они? (летучие) - Как назвать камень, который летит? Какой он? В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во втором – определение причастие. - Почему причастие так называется? На урок вы получите оценочные листы, куда вы будете вносить оценки за каждый этап урока. | Формулируют тему урока, заполняют таблицу, Сравнивают части речи, сравнивают словосочетания. № | Этапы урока, виды работы | Оценка | примечание | 1 | Повторение | | | 2 | ОНЗ | | | 3 | Закрепление | | | 4 | Тест | | | 5 | Буквенно-цифровой диктант | | 2ош. -“4” 4ош. -“3” Более-“2” | 6 | Работа в группах | | | . | Личностные умения: слушать учителя Коммуникативные: умения давать полный ответ на поставленный вопрос. Познавательные: анализировать и делать выводы. |
5. Физкультминутка | Я назову слова разных частей речи. Если вы услышите глагол – наклон налево, прилагательное – направо, причастие – назад, если затрудняетесь определить – круговые движения головой. Высокий , написал, низкий, стоит, члитающий, умный, умеющий, бережет, бережливый, летящий, изящный, горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю | Повороты головы налево, направо, вперёд, назад круговые движения головой,
| Регулятивные Ууд: самоорганизация отдыха на уроке |
6. Первичное усвоение новых знаний | - в чём сходство прилагательного и причастия? - В чём различие? Действие может производить сам предмет. Приведите примеры. Иногда над самим предметом производится действие. Приведите примеры. -К какому выводу мы пришли? | Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Прилагательное обозначает признак предмета по действию, и это признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: ТОО, который делает что-то или тот, с которым делают что-либо. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, планировать свои действия организации работы на уроке. Коммуникативные: Развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. |
7. Первичная проверка понимания | - Выполните тест. 1) Укажите причастие 1. красный, 2. краснеет, 3. краснеющий, 4. красноватый, 5. краснея; 2) Найдите словосочетание «прил.+сущ»: 1.зеленеющий луг, 2. зелёная трава, 3. читающая девочка, 4. открытое окно; 3) Найдите словосочетание «прич.+ сущ» 1. играющие дети, 2. выбежавший из дома, 3. бегущий спортсмен, 4. синяя лента. | Самостоятельная работа | Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность. |
8. Работа с текстом: | Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт) – Найдите причастия, подчеркните их как члены предложения. – Проверьте свою работу. | Ученики записывают с комментированием в тетради. Подчёркивают причастия с комментированием. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия организации работы на уроке. Коммуникативные: развивать умения работать по алгоритму. |
9. Итог урока | Работа в группах. I группа – вспомните и запишите пословицы и поговорки с причастиями. II группа – какие фильмы, книги можете назвать, где употреблены причастия? Запишите. I – 1) Пропущенный час годом не воротишь. 2) Обдуманное слово дороже жемчуга. 3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова. 4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить и др. II – “Унесенные ветром”, “Униженные и оскорбленные”, “Рожденные бурей”, “Разрушенный бастион”, “Улицы разбитых фонарей” и др. . Какую учебную цель мы поставили в начале урока? Решили ли мы эту задачу? Сформулируйте приемы определения причастия. Мы ещё не говорили о роли причастий. И не уточнили, когда какие суффиксы пишутся. | Узнать новую часть речи - причастие. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам, падежам; имеют вид, время Уточнить правописание суффиксов у причастий и условий их выбора, а также выяснить роль причастий. | Регулятивные: определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
10. Рефлексия | Оцените свою работу и своё настроение на уроке с помощью смайликов на полях тетради в конце работы. | Оценивают своё настроение и свою работу на уроке | Регулятивные: определяют степень успешности выполнения своей работы |
11. Домашнее задание | Упражнение 57. I гр- написать 5 предложений с причастиями; II гр – написать сочинение-миниатюру на тему «Зима», используя причастия. | Дифференцированное задание на карточках. Осуществляют выбор самостоятельно. | Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей. |