Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"
Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"
Подробный конспект урока русского языка в 7 классе по теме" Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"»
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Цели: ознакомить со способами образования действительных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.
Вызвать к доске 2 учеников: один выполняет морфемный разбор (растрепаны, большелобое, распахнутый), другой - морфологический (смотрело).
Вопросы классу.
Назвать все причастия, которые подчеркнули в тексте упражнения.
Какими членами предложения бывают причастия? (определениями и страдательные причастия в краткой форме – сказуемыми).
Какие причастия вам встретились действительные или страдательные?
В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
Проверить учащихся, работавших у доски.
Сообщение темы урока
Сегодня мы поговорим о действительных причастиях настоящего времени, а точнее о правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Подпишите число и тему урока.
Беседа
Вспомним правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Ко 2 спряжению относятся? А к первому?
На доске глаголы в начальной форме, определить спряжение (вызвать к доске ученика).
Строить –
Красить –
Любить –
Писать –
Стелиться –
Дремать –
Думать –
Записать глаголы в 3-ем лице мн.ч. во второй столбик и выделить окончания.
Работа с учебником
Откройте учебник на странице 42, параграф 16 и рассмотрите таблицу.
Прокомментировать таблицу
Вопросы
Какие глаголы мы называем переходными, а какие непереходными?
Как отличить глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
Ответить на вопросы стр. 42.
Заканчиваем запись в 3 столбик.
Образуйте от основ глаголов настоящего времени с помощью суффиксов (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-) действительные причастия настоящего времени.
Используйте таблицу.
Делаем вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным в безударных личных окончаниях глаголов в 3 лице мн. числа, от основ которых они были образованы.
Если действительное причастие образовано от основы глагола 1 спр., то в суффиксе пишем гласные (у, ю), если от основы глагола 2 спр., то гласную (а,я).
Чтение теоретического материала на стр. 43 учебника под *
Упражнение в учебнике №90, выполняем по образцу.
Читаем орфограмму №49
Выполняем упр.№92 самостоятельно!
Выполним упр. 93 и произведем синтаксический разбор предложения №4.
При записывании 2 предложения обратить внимание детей на правописание слова (силуэт). Задать вопрос: «Знаете ли вы, что означает это слово?» на доске заранее написано лексическое значение этого слова, обратиться к словарной статье.
Слово СИЛУЭТ многозначное, оно имеет 3 значения. 1. одноцветное плоскостное изображение предмета на фоне другого цвета. Силуэт лица в профиль. 2. переносное Очертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, тумане. Силуэт горного хребта. 3. Линии, контур одежды. Модный силуэт одежды.
Итог
Какие суффиксы мы будем использовать, чтобы образовать действительные причастия настоящего времени? При помощи суффикса (-ащ- , -ящ-) образую тся причастия от глаголов какого спряжения? (2) А при помощи суффикса (-ущ-, -ющ-)? (1)