- формирование умений самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и применять полученные ранее знания в новой ситуации.
- расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Личностные УУД: учащиеся определяют, какое значение и какой смысл имеет изучение данной конкретной темы (подготовка к ЕГЭ по русскому языку, умение грамотно писать на родном языке), устанавливают связи между целью учебной деятельности на этом уроке и её мотивом.
Регулятивные УУД: умение выполнять целеполагание на уроке с помощью опорных слов на основе соотнесения известного материала (5-6 классы) и того, что ещё неизвестно (иноязычные приставки, задание ЕГЭ); умение контролировать свою деятельность путём сличения результата действия (выполнения упражнений и тестовых заданий по теме) с эталоном (выводится на экран) с целью обнаружения и исправления отклонений от него.
Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование теории в алгоритм как способ действия при решении типовых задач (аналогичных упражнений и тестов), анализ и синтез информации по теме, приведение разрозненных знаний в систему, чтобы избежать смешивания (их интерференции), рефлексия деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать, слышать, вступать в диалог на уроке, умение выражать свои мысли по теме, используя алгоритм, схему и интерактивные плакаты, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
№ этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность. |
Лексико - орфоэпическая работа: привередливый; претендент, прецедент, инцидент | прослушивают и смотрят мультимедийное приложение об этих словах, записывают в тетрадь их значения и примеры, расставляют ударение |
Найдите «третье лишнее» в цепочках слов: 1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный. 2. …говориться, …дешние, …дать. 3. пр…быть в город, пр…творить дверь, пр…забавный малыш. 4. пред…стория, вы…грать, раз…скать. | смотрят на доску, записывают в каждой цифре лишнее слово. Озвучивают ответ: 1. беЗгрешный 2. Здешние 3. прЕзабавный 4. выИграть |
2 | Формулирование темы урока, цели и задач. | |
- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока. Запись на слайде: Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать - научиться | Орфограммы в приставках. Буквы ы-и после приставок. Нам нужно вспомнить, что такое приставка, как пишутся в словах приставки и гласные после приставок, узнать формулировки задания на ЕГЭ, научиться выполнять их правильно с минимальной затратой времени. |
3 | Актуализация знаний. Цель этапа: актуализация необходимых ЗУН, обобщение изученного, фиксация затруднения. |
| 1) Вставьте пропущенные буквы в слова по вариантам: 1в. – с приставкой на букву –З, с одиночной приставкой С; с корнем, начинающимся с буквы З, 2 в. – с приставкой на букву С, (Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.17 – 18 упр.3), 2) Вставьте пропущенные буквы в слова по вариантам: 1в. – с приставкой ПРИ-; 2 в. – с приставкой ПРЕ- (Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.23 упр.3), 3) Вставьте пропущенные буквы в слова на орфограмму «Гласные после приставок»: (Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.30 А упр.4). | Вставляют пропущенные буквы в слова по вариантам 1) (1 вариант: с приставкой на – З – 25 слов, с одиночной приставкой С – 8 слов, с корнем, начинающимся с З – 4 слова), (2 вариант: с приставкой на букву С -35 слов), 2) 1 вар. – 43 слова, 2 вар. – 24 слова, 3) Вставляют пропущенные буквы в слова, В каждом задании озвучивают ответ, фиксируют и объясняют затруднения и неправильные написания. |
4 | Обобщение и систематизация. 1. Расскажите о правописании приставок, используя интерактивный плакат «Приставки». 2. Расскажите о правописании букв Ы – И после приставок, используя интерактивный плакат «Буквы Ы – И после приставок» 3. Сформулируйте алгоритм действия. (см. слайд презентации). | 1.Рассказывают о трёх группах приставок по интерактивному плакату. 2. Рассказывают о правописании букв Ы – И после приставок по интерактивному плакату. 3.Записывают алгоритм действий в «Справочник»: 1)Найди и выдели корень. 2)Найди и выдели приставку. 3)Определи, орфограмма находится в приставке или после неё. 4)Вспомни нужное правило. |
5 | Задания на проверку сформированных умений. Цель: проверить сформированные учебные умения, самоконтроль и взаимоконтроль деятельности. (Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.32- 33 тестовые задания) -Ребята, поменяйтесь тетрадями и сравните работу соседа с записью на слайде. | ответы: 4 3 2 3 3 4 4 2 1 |
6 | Включение нового знания в систему известных знаний: правописание иноязычных приставок и формулировка задания А15 на ЕГЭ: 1. Знакомство с правописанием букв ы-и после иноязычных приставок (см.после конспекта). 2.Знакомство с формулировкой задания на ЕГЭ. Презентация - тренажёр. Задания А15 на ЕГЭ (13 тестовых заданий с ответами.) | записывают в «Справочник» таблицу, записывают формулировку задания А15 на ЕГЭ, по цепочке решают тестовые задания и сверяют с ответом. |
7 | Контроль знаний. Самостоятельная работа. Цель: связать новые знания с ранее полученными, проверить сформированные учебные умения. На интерактивную доску выводится электронный вариант рабочей тетради Кузнецова с. 18 -20 (всего 20 тестовых заданий). | решают тестовые задания: претендующие на оценку «5» - 20 заданий, на оценку «4» - 17 заданий, на оценку «3» - 14 заданий |
8 | Рассредоточенная работа над пробелами, допущенными в диагностической работе (по темам «Изобразительные средства языка. В8» и «Морфемика»). Посмотрите на слайд и выполните задания: Светлая и тихая осень приходила к нам, мирно и спокойно и убирала берёзу в золотой убор. 1) выпишите из предложения все изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры). 2)выпишите слова, состоящие из: - корня и окончания, - приставки, корня и окончания, - корня и двух суффиксов, - приставки, корня и двух суффиксов, - приставки, корня, двух суффиксов и окончания. | осень приходила (олицетворение), светлая осень (эпитет), тихая осень (эпитет), приходила мирно (эпитет), приходила спокойно (эпитет), осень убирала (метафора), берёзу (синекдоха), убирала в убор (метафора), золотой убор (метафорический эпитет), приходила мирно (инверсия). -золотой, светлая, тихая, берёзу, осень, нам; - убор; - мирно; - спокойно; - приходила, убирала |
9 | Этап рефлексии. Цель: фиксация нового знания, рефлексия учебной деятельности, самооценка деятельности. Продолжите фразы, записанные на слайде: Мы сегодня говорили о … . Я узнал (а), что … . Мне понятно, когда … . Свою работу на уроке я считаю … . | Учащиеся высказываются. |
10 | Эмоциональное окончание урока. В это время на экране появляется слайд «Спасибо» и играет медленная приятная музыка. | Дети сдают тетради. Дежурные раздают проверенные тетради. |
11 | Домашнее задание на выбор: 1.Составьте словарную диктовку на изученные правила (40 слов), 2. Выполните упр.168, 177,185 по учебнику Грекова. 3. Составьте связный текст с использова- нием слов на изученное правило (не менее 3 на каждое). 4. Придумайте проверочную работу или тест для одноклассников на изученные на этом уроке орфограммы. | обучающиеся делают записи в дневник: «задание в тетради» и в тетрадь переписывают задания с доски или фотографируют на мобильный телефон. |
И | Ы |
После русских и иноязычных приставок на гласную (в соответствии с произношением) со, по, про, до, во и др.
выиграть поистине | После русских приставок на согласную, в соответствии с произношением)
Под, пред, об, без, с, раз и др.
играть — подыграть июль — предыюльский идти — предыдущий инвентарь — безынвентарный итог — подытожить импровизировать — сымпровизировать индеветь — обындеветь инфаркт — предынфаркт |
После иноязычных приставок на согласную (ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-,ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- и русских приставок МЕЖ-, СВЕРХ-) |
межиздательский сверхизысканный дезинформация постимпрессионизм суперинтендант контригра постинфарктный дезинформация контригра суперинтендант постимпрессионизм постинфаркт трансиранский | В приставке ИЗ-, если она идет после другой приставки, оканчивающейся на согласную и переходит в ы:
небезызвестный сыздавна (издавна) безызвестный (известный) безысходный (исход) |
В сложных словах санинспектор спортинвентарь, спортигра, фининспектор |
После числительных ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ- трехимпульсный четырёхигольный |
1. Греков В.Ф. Русский язык. 10 -11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений\ В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А Чешко. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. = 368 с.
2. Кузнецов А.Ю., Рубинская Г.П., Кузнецова Л.И. ЕГЭ. 2013. Русский язык. А 13 – А 19 (орфография). Рабочая тетрадь – М.: МЦНМО, 2013 – 72 с. Электронный вариант.
3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 10 – 11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением \ Авт. – сост. : Л.Н.Алжибаева, А.М.Гриценкова ( и др.) – М.: Планета, 2013. – 384 с. – (Современная школа).
4. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь. 10 – 11 классы \ Авт.- сост. М.М.Казбек – Казиева. – М.: ВАКО, 2013. – 272 с.