kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку «Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для учителей старших классов. Была использована при подготовке к ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок».»

Конспект урока по русскому языку

«Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Деятельностная цель:

- формирование умений реализации способов действий,

- формирование умений самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и применять полученные ранее знания в новой ситуации.

Содержательная цель:

- расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютерные презентации «Урок в 11 классе. Правописание приставок», «ЕГЭ. Задание №9», диск СD-ROM (электронное интерактивное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 10 – 11 классы»), интерактивные плакаты «Приставки», «Буквы Ы-И после приставок».

Формирование основных видов УУД (универсальных учебных действий) на уроке, соответствующих ключевым целям общего образования:

Личностные УУД: учащиеся определяют, какое значение и какой смысл имеет изучение данной конкретной темы (подготовка к ЕГЭ по русскому языку, умение грамотно писать на родном языке), устанавливают связи между целью учебной деятельности на этом уроке и её мотивом.

Регулятивные УУД: умение выполнять целеполагание на уроке с помощью опорных слов на основе соотнесения известного материала (5-6 классы) и того, что ещё неизвестно (иноязычные приставки, задание ЕГЭ); умение контролировать свою деятельность путём сличения результата действия (выполнения упражнений и тестовых заданий по теме) с эталоном (выводится на экран) с целью обнаружения и исправления отклонений от него.

Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование теории в алгоритм как способ действия при решении типовых задач (аналогичных упражнений и тестов), анализ и синтез информации по теме, приведение разрозненных знаний в систему, чтобы избежать смешивания (их интерференции), рефлексия деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать, слышать, вступать в диалог на уроке, умение выражать свои мысли по теме, используя алгоритм, схему и интерактивные плакаты, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.







ХОД УРОКА

№ этапа

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность.



Лексико - орфоэпическая работа:

привередливый;

претендент, прецедент, инцидент


прослушивают и смотрят мультимедийное приложение об этих словах, записывают в тетрадь их значения и примеры, расставляют ударение


Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:


1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2. …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь,

пр…забавный малыш.

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.




смотрят на доску,

записывают в каждой цифре лишнее слово.

Озвучивают ответ:

1. беЗгрешный

2. Здешние

3. прЕзабавный

4. выИграть

2

Формулирование темы урока, цели и задач.




- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.



Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Запись на слайде:

Целеполагание (цели и задачи урока)

вспомнить – узнать - научиться


Орфограммы в приставках. Буквы ы-и после приставок.


Нам нужно вспомнить, что такое приставка, как пишутся в словах приставки и гласные после приставок, узнать формулировки задания на ЕГЭ, научиться выполнять их правильно с минимальной затратой времени.

3

Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализация необходимых ЗУН, обобщение изученного, фиксация затруднения.


1) Вставьте пропущенные буквы в слова по вариантам:

1в. – с приставкой на букву –З, с одиночной приставкой С; с корнем, начинающимся с буквы З,

2 в. – с приставкой на букву С,

(Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.17 – 18 упр.3),


2) Вставьте пропущенные буквы в слова по вариантам:

1в. – с приставкой ПРИ-;

2 в. – с приставкой ПРЕ-

(Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.23 упр.3),


3) Вставьте пропущенные буквы в слова на орфограмму «Гласные после приставок»:

(Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.30 А упр.4).


Вставляют пропущенные буквы в слова по вариантам

1) (1 вариант:

с приставкой на – З – 25 слов, с одиночной приставкой С – 8 слов, с корнем, начинающимся с З – 4 слова),

(2 вариант: с приставкой на букву С -35 слов),


2) 1 вар. – 43 слова,

2 вар. – 24 слова,



3) Вставляют пропущенные буквы в слова,


В каждом задании озвучивают ответ, фиксируют и объясняют затруднения и неправильные написания.

4

Обобщение и систематизация.

1. Расскажите о правописании приставок, используя интерактивный плакат «Приставки».

2. Расскажите о правописании букв Ы – И после приставок, используя интерактивный плакат «Буквы Ы – И после приставок»

3. Сформулируйте алгоритм действия.

(см. слайд презентации).

1.Рассказывают о трёх группах приставок по интерактивному плакату.

2. Рассказывают о правописании букв Ы – И после приставок по интерактивному плакату.

3.Записывают алгоритм действий в «Справочник»:

1)Найди и выдели корень.

2)Найди и выдели приставку.

3)Определи, орфограмма находится в приставке или после неё.

4)Вспомни нужное правило.

5

Задания на проверку сформированных умений.

Цель: проверить сформированные учебные умения, самоконтроль и взаимоконтроль деятельности.

(Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.32- 33 тестовые задания)


-Ребята, поменяйтесь тетрадями и сравните работу соседа с записью на слайде.


ответы:

  1. 4

  2. 3

  3. 2

  4. 3

  5. 3

  6. 4

  7. 4

  8. 2

  9. 1

6

Включение нового знания в систему известных знаний: правописание иноязычных приставок и формулировка задания А15 на ЕГЭ:

1. Знакомство с правописанием букв ы-и после иноязычных приставок (см.после конспекта).


2.Знакомство с формулировкой задания на ЕГЭ.


Презентация - тренажёр. Задания А15 на ЕГЭ (13 тестовых заданий с ответами.)





записывают в «Справочник» таблицу,


записывают формулировку задания А15 на ЕГЭ,

по цепочке решают тестовые задания и сверяют с ответом.

7

Контроль знаний. Самостоятельная работа.

Цель: связать новые знания с ранее полученными, проверить сформированные учебные умения.

На интерактивную доску выводится электронный вариант рабочей тетради Кузнецова с. 18 -20 (всего 20 тестовых заданий).

решают тестовые задания: претендующие на оценку «5» - 20 заданий,

на оценку «4» - 17 заданий,

на оценку «3» - 14 заданий

8

Рассредоточенная работа над пробелами, допущенными в диагностической работе (по темам «Изобразительные средства языка. В8» и «Морфемика»).

Посмотрите на слайд и выполните задания:

Светлая и тихая осень приходила к нам, мирно и спокойно и убирала берёзу в золотой убор.

1) выпишите из предложения все изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры).







2)выпишите слова, состоящие из:

- корня и окончания,


- приставки, корня и окончания,

- корня и двух суффиксов,

- приставки, корня и двух суффиксов,

- приставки, корня, двух суффиксов и окончания.



осень приходила (олицетворение), светлая осень (эпитет), тихая осень (эпитет), приходила мирно (эпитет), приходила спокойно (эпитет),

осень убирала (метафора), берёзу (синекдоха), убирала в убор (метафора), золотой убор (метафорический эпитет), приходила мирно (инверсия).


-золотой, светлая, тихая, берёзу, осень, нам;


- убор;

- мирно;

- спокойно;

- приходила, убирала

9

Этап рефлексии.

Цель: фиксация нового знания, рефлексия учебной деятельности, самооценка деятельности.

Продолжите фразы, записанные на слайде:

Мы сегодня говорили о … .

Я узнал (а), что … .

Мне понятно, когда … .

Свою работу на уроке я считаю … .





Учащиеся высказываются.



10

Эмоциональное окончание урока.

В это время на экране появляется слайд «Спасибо» и играет медленная приятная музыка.

Дети сдают тетради. Дежурные раздают проверенные тетради.


11

Домашнее задание на выбор:

1.Составьте словарную диктовку на изученные правила (40 слов),

2. Выполните упр.168, 177,185 по учебнику Грекова.

3. Составьте связный текст с использова-

нием слов на изученное правило (не менее 3 на каждое).

4. Придумайте проверочную работу или тест для одноклассников на изученные на этом уроке орфограммы.

обучающиеся делают записи в дневник: «задание в тетради» и в тетрадь переписывают задания с доски или фотографируют на мобильный телефон.

Таблица к пункту 6 (выводится на интерактивную доску):

И

Ы

После русских и иноязычных приставок

на гласную

(в соответствии с произношением)

со, по, про, до, во и др.



выиграть

поистине


После русских приставок

на согласн­ую,

в соответствии с произношением)



Под, пред, об, без, с, раз и др.



играть подыграть июль предыюльский

идти предыдущий инвентарь безынвентарный

итог подытожить импровизировать сымпровизировать

индеветь обындеветь

инфаркт — предынфаркт

После иноязычных приставок

на согласную

(ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-,ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- и русских приставок МЕЖ-, СВЕРХ-)

межиздательский

сверхизысканный

дезинформация

постимпрессионизм

суперинтендант

контригра

постинфарктный

дезинформация

контригра

суперинтендант

постимпрессионизм

постинфаркт трансиранский


В приставке ИЗ-,

если она идет после другой приставки,

оканчива­ющейся на согласную

и переходит в ы:



небезызвестный

сыздавна (издавна)

безызвестный (известный) безысходный (исход)

В сложных словах

санинспектор

спортинвентарь,

спортигра,

фин­инспектор



После числительных

ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ-

трехимпульсный

четырёхигольный






Использованная литература:

1. Греков В.Ф. Русский язык. 10 -11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений\ В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А Чешко. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. = 368 с.

2. Кузнецов А.Ю., Рубинская Г.П., Кузнецова Л.И. ЕГЭ. 2013. Русский язык. А 13 – А 19 (орфография). Рабочая тетрадь – М.: МЦНМО, 2013 – 72 с. Электронный вариант.

3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 10 – 11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением \ Авт. – сост. : Л.Н.Алжибаева, А.М.Гриценкова ( и др.) – М.: Планета, 2013. – 384 с. – (Современная школа).

4. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь. 10 – 11 классы \ Авт.- сост. М.М.Казбек – Казиева. – М.: ВАКО, 2013. – 272 с.





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Яхина Альмира Рафаиловна

Дата: 10.12.2016

Номер свидетельства: 367950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "конспект урока на тему "« Буквы И-Ы в корне после приставок». "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bukvy-i-y-v-kornie-poslie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "123736"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414549017"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з и с". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-na-z-i-s"
    ["file_id"] => string(6) "167130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423053394"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по теме "Буквы Ы-И в корне после приставок". "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-y-i-v-kornie-poslie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "108992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404009066"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства