3) содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, а также обогащению словарного запаса учащихся;
4) создать благоприятные условия для воспитания познавательного интереса в изучении русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями, материал для рефлексии
План
I. Организационный момент
Приветствие
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Прежде чем начать работать, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Молча повторяйте за мной:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я люблю учиться.
-Внимание моё растёт.
- Память моя крепка.
- У меня сегодня всё получится.
- Я начинаю учиться.
II. Проверка домашнего задания
Итак, на протяжении трёх последних уроков мы с вами работали над изучением очень важной орфограммы «Правописание приставок при- и пре».
Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю задание, вы в ответ пишете только при или пре
Мини-тест
1.Пре- Эта приставка имеет значение «очень».
2. При- Эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый.
3. При- Эта приставка имеет значение «= около».
4. Пре- Эта приставка имеет значение «пере-».
5. Пре- Этот элемент пишется в словах прелестный, прекрасный.
6. При- Эта приставка имеет значение неполноты действия
7. При- Эта приставка пишется в слове приставка.
8. Пре- Этот элемент пишется в словах премудрая, преподаватель, предание.
9. При- Эта приставка имеет значение присоединения.
10. Пре- Этот элемент пишется в словах президент, премировать, престиж.
(самопроверка по записи на доске)
Как называются слова, использованные в последнем задании?
( заимствованные, их написание нужно проверять по словарю)
III. Актуализация знаний по теме
«Лингвистическая разминка»
На доске Р М Т
Что записано на доске? (буквы)
Что вы можете сказать об этих буквах? (эти буквы обозначают согласные звуки)
Зачем, по-вашему, я их написала на доске?(наверное, чтобы предложить нам выполнить задание)
Какие задания я могла бы вам предложить? (варианты)
Из этого слова, оказывается, пропали буквы, обозначающие гласные звуки. Что это за слово?
АРОМАТ
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения лексики?(слово имеет значение «душистый, приятный запах».
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения морфологии? (сущ., нариц., неодуш., м.р., 2 скл., И.п.)
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения фонетики?
( в слове 6 б., 6 зв., 3 слога, 3-й удар.)
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения правописания? (это словарное слово).
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения морфемики?(основа состоит из корня)
IV. Знакомство с новым материалом
1. Введение темы
То, что мы сейчас повторили, нам давно известно. Задача же нашего урока – открыть новые знания. Я уверена, что они вам пригодятся и вы будете грамотнее. Итак, в добрый путь!
Обратите внимание на доску. Как вы думаете, какой орфограмме будет посвящена тема сегодняшнего урока?
Попробуйте объяснить разницу в написании слов:
доисторический – предыстория
выиграл – подыграть
поискать – разыскивал.
2. Наблюдения за языковым материалом
От чего, по-вашему, может зависеть выбор букв Ы-И после приставки? (дети высказывают свои мысли)
Проверьте свои предположения по учебнику п. 32. Найдите материал, о котором мы не сказали:
Если корень с и… , то после приставки и, ы
ЫИ
предыюньский
приставка на согл..- ы 1. глас. И доиюньский
2. сверх-
И сверхизобретательный
меж- межинститутский
3. иноязычн. И дезинформация
V. Первичное закрепление
1. Физкультминутка
А сейчас немного отдохнём. Проведём физкультминутку, но не обычную, а лингвистическую.
Итак, я произношу слова с орфограммой «Буквы Ы-И в корне после приставок», а вы, если в слове нужно писать Ы, делаете небольшой прыжок; если И – приседаете: сыграть, розыгрыш, межинститутский, подыграть, предыстория, сверхинтересный, подытожить, дезинфицировать.
2. Решение орфографической задачи
На доске:
Ы или И?
Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шахматы, сыграть в футбол, дезинфекция помещения, межигровой перерыв, происки злодеев, предынфарктное состояние.
3. Решение словообразовательной задачи
1 уровень сложности пред- + история = предыстория
раз-+ искать = разыскать
под- + итожить = подытожить
2 уровень сложности … + искусный = …
… + известный =
инояз + игра =
3.уровень сложности … + интерес + ^ =
… + идея + ^ =
инояз + информация =
4. В какой группе слов пропущена одна и та же буква?
На доске:
1) пр..зидиум, пр..следовать, пр..усадебный;
2) пред..дущий, с..грать, про..нформировать;
3) без..сходный, под..тожить, раз..скивающий.
VI. Рефлексия
1. Карточки с заданием (даны нескольким учащимся)
Закончите предложение
1. Сегодня на уроке я научился …
2. Лучше всех на уроке работал(а) …
3. Я могу похвалить своих одноклассников за …
4. Я могу похвалить себя за …
5. Своей работой на уроке я …
6. Урок сегодня был …
2. Найдите шарики на партах (разноцветные кружочки)
Если у вас всё получилось сегодня на уроке, возьмите розовый шарик, если что-то не получилось – голубой , а если ничего не получилось – жёлтый.
VII. Домашнее задание п.32, упр.339.
(Выставление оценок по ходу урока)
А сейчас урок окончен, спасибо за работу!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Буквы Ы-И в корне после приставок". »
МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок русского языка по теме
«Буквы Ы-И в корне после приставок»
(по учебнику Русский язык. 6 класс: / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; по ред М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 11-е изд. – М.: Дрофа, 2010)
Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы.
2014 г.
Задачи:
1) организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И после приставок»;
3) содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, а также обогащению словарного запаса учащихся;
4) создать благоприятные условия для воспитания познавательного интереса в изучении русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями, материал для рефлексии
План
I. Организационный момент
Приветствие
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Прежде чем начать работать, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Молча повторяйте за мной:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я люблю учиться.
-Внимание моё растёт.
- Память моя крепка.
- У меня сегодня всё получится.
- Я начинаю учиться.
II. Проверка домашнего задания
Итак, на протяжении трёх последних уроков мы с вами работали над изучением очень важной орфограммы «Правописание приставок при- и пре».
Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю задание, вы в ответ пишете только при или пре
Мини-тест
1.Пре- Эта приставка имеет значение «очень».
2. При- Эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый.
3. При- Эта приставка имеет значение «= около».
4. Пре- Эта приставка имеет значение «пере-».
5. Пре- Этот элемент пишется в словах прелестный, прекрасный.
6. При- Эта приставка имеет значение неполноты действия
7. При- Эта приставка пишется в слове приставка.
8. Пре- Этот элемент пишется в словах премудрая, преподаватель, предание.
9. При- Эта приставка имеет значение присоединения.
10. Пре- Этот элемент пишется в словах президент, премировать, престиж.
(самопроверка по записи на доске)
Как называются слова, использованные в последнем задании?
( заимствованные, их написание нужно проверять по словарю)
III. Актуализация знаний по теме
«Лингвистическая разминка»
На доске Р М Т
Что записано на доске? (буквы)
Что вы можете сказать об этих буквах? (эти буквы обозначают согласные звуки)
Зачем, по-вашему, я их написала на доске?(наверное, чтобы предложить нам выполнить задание)
Какие задания я могла бы вам предложить? (варианты)
Из этого слова, оказывается, пропали буквы, обозначающие гласные звуки. Что это за слово?
АРОМАТ
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения лексики?(слово имеет значение «душистый, приятный запах».
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения морфологии? (сущ., нариц., неодуш., м.р., 2 скл., И.п.)
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения фонетики?
( в слове 6 б., 6 зв., 3 слога, 3-й удар.)
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения правописания? (это словарное слово).
Что вы можете сказать о слове АРОМАТ с точки зрения морфемики?(основа состоит из корня)
IV. Знакомство с новым материалом
1. Введение темы
То, что мы сейчас повторили, нам давно известно. Задача же нашего урока – открыть новые знания. Я уверена, что они вам пригодятся и вы будете грамотнее. Итак, в добрый путь!
Обратите внимание на доску. Как вы думаете, какой орфограмме будет посвящена тема сегодняшнего урока?
Попробуйте объяснить разницу в написании слов:
доисторический – предыстория
выиграл – подыграть
поискать – разыскивал.
2. Наблюдения за языковым материалом
От чего, по-вашему, может зависеть выбор букв Ы-И после приставки? (дети высказывают свои мысли)
Проверьте свои предположения по учебнику п. 32. Найдите материал, о котором мы не сказали:
Если корень с и… , то после приставки и, ы
ЫИ
предыюньский
приставка на согл..- ы 1. глас. И доиюньский
2. сверх-
И сверхизобретательный
меж- межинститутский
3. иноязычн. И дезинформация
V. Первичное закрепление
1. Физкультминутка
А сейчас немного отдохнём. Проведём физкультминутку, но не обычную, а лингвистическую.
Итак, я произношу слова с орфограммой «Буквы Ы-И в корне после приставок», а вы, если в слове нужно писать Ы, делаете небольшой прыжок; если И – приседаете: сыграть, розыгрыш, межинститутский, подыграть, предыстория, сверхинтересный, подытожить, дезинфицировать.
2. Решение орфографической задачи
На доске:
Ы или И?
Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шахматы, сыграть в футбол, дезинфекция помещения, межигровой перерыв, происки злодеев, предынфарктное состояние.
3. Решение словообразовательной задачи
1 уровень сложности пред- + история = предыстория
раз-+ искать = разыскать
под- + итожить = подытожить
2 уровень сложности … + искусный = …
… + известный =
инояз + игра =
3.уровень сложности … + интерес + ^ =
… + идея + ^ =
инояз + информация =
4. В какой группе слов пропущена одна и та же буква?
На доске:
1) пр..зидиум, пр..следовать, пр..усадебный;
2) пред..дущий, с..грать, про..нформировать;
3) без..сходный, под..тожить, раз..скивающий.
VI. Рефлексия
1. Карточки с заданием (даны нескольким учащимся)
Закончите предложение
1. Сегодня на уроке я научился …
2. Лучше всех на уроке работал(а) …
3. Я могу похвалить своих одноклассников за …
4. Я могу похвалить себя за …
5. Своей работой на уроке я …
6. Урок сегодня был …
2. Найдите шарики на партах (разноцветные кружочки)
Если у вас всё получилось сегодня на уроке, возьмите розовый шарик, если что-то не получилось – голубой , а если ничего не получилось – жёлтый.