kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.

Цель: Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  • Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  • Создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"»

Русский язык

4 класс

Тема: Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.

Цель: Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;

  • Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

  • Создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.


Ход урока


1. Организационный момент. Мотивационный компонент урока.

- Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки друг друга и пожелайте успеха.


2. Активизация мыслительной деятельности.

  • Минутка чистописанияНа доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

- Прочитайте буквы. Что общего у этих букв?

- Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

(Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук, остальные- глухие звуки.
В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки)

(Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что буквы Ш, Ж ,Ч, Щ обозначают на письме шипящие звуки, а Ц - нет)

- Сегодня повторим написание строчной и прописной буквы Ц. Будем следить за наклоном прямых элементов буквы Ц, а также за длиной петли.

- Почему эти буквы «пришли» к нам на урок, мы узнаем чуть позже.


3. Определение темы урока. Целеполагание.

- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение(Волноваться, сильно переживать, беспокоиться).

болеть душ...й, болеть сердц...м

- Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит, они синонимичны.

- В какой части речи пропущена орфограмма?(Существительное)

- Определите падеж существительных (Чем?Т.п.)

- Определите склонение (1, 2 склонение)

- В какой морфеме пропущена орфограмма? (Окончание)

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и ц)

- А какая это может быть гласная? (О или Е)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных в Т.п. после шипящих и ц)

- Исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Посмотрите на слайд. Сформулируйте задачи урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с ...(с правилом написания гласных О и Е в окончаниях имен существительных)

2) Научиться .....(применять данное правило на практике)


4. Работа по теме урока.

А) Исследовательская работа учащихся.

- Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот “секрет” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

(Дети работают в группах. Задание даётся на рабочих листах с отпечатанными словами для наблюдения, инструкцией, заготовкой для вывода)


Словарный материал для наблюдения

1 группа анализирует слова 1 –го склонения с основой на шипящий звук.

за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой

2 группа анализирует слова 1 –го склонения с основой на Ц.

с овцой, за больницей, с птицей, с ленцой

3 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.

над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом

4 группа анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц.

с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом

5 группаанализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук.

С мячом, карандашом, с экипажем, с фаршем


Инструкция

а) определите падеж и склонение имен существительных,
б) выделите основу и окончания слов,
в) определите, какой согласный стоит на конце основы;
г) поставьте ударение.
д) сделайте вывод о написании окончаний имен существительных?

Вывод:

Мы исследовали существительные … склонения в …. падеже с основой на …..

Поставили ударение и определили, что если…..
Представление работы участниками групп. Сравнение результатов работы, анализ сделанных выводов, формулирование общего правила.

Б) Систематизация результатов работы, составление алгоритма.

Пользуясь выведенным правилом попробуем составить алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц:


  • Составление алгоритмав группах

прочитать слово


поставить ударение


выделить окончание


ударное безударное


- о - - е -

-Давайте вернёмся к фразеологическим оборотам и вставим гласную в окончание.


Физминутка. Учащиеся выполняют общефизические упражнения, используется игра «Кто внимательный?»

Мы гуляли рощей,
Мы гуляли речкой.
Побежали за
зайцем,
Не догнали, конечно.
Побежали за
птицей.
Улетела родная.
Помахала крылом нам,
Свою песнь напевая.

- Назовите из текста, услышанного на физминутке слова на изученное правило.

- Какую гласную напишем в окончаниях?

5. Закрепление.

  • Работа в парах

Задание:

Закончите предложения подходящим по смыслу существительным с изученной орфограммой и запишите в два столбика по гласной в окончании:

  • Бабушка потчевала нас украинским… .(борщ-ом)

  • Большое белое облако плывет над березовой… .(рощ-ей)

  • На уроке я рисовал простым … .(карандаш-ом)

  • Дверь открывалась огромным … .(ключ-ом)

  • На уроке математике я справился со сложной… (задач – ей)

  • Главный город страны называется- … (столиц – ей)


  • Работа в группах

Задание:

Выберите имена существительные из данных слов, где будете применять это правило.

Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница


  • Цифровой диктант

- Распределите цифры предложений, в которых есть слова с изученной орфограммой

1) Лошади бежали рысц .й. 2) Герасим толкнул дверь плеч .м. 3) Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольц . м. 4) Грузовик остановился у покрытой плющ . м дачи. 5) Под крыш . й нашего дома поселилась ласточка.6) Над рощ . й пронеслась туча. 7) Ребята

подобрали двух птенц . в. 8) Длинной верениц . й тянулись гуси к ближнему озеру. 9) Ласточку люди называют вестниц . й весны.

взаимопроверка по ключу, записанному на доске


- о -

1

2

3

4

7

- е -

5

6

8

9




6. Эмоциональная рефлексия.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.


- Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения от урока: (приклеить соответствующий смайлик)

- каша в голове - нет ясности у кого-либо в понимании чего-либо.



- ни в зуб ногой- совершенно ничего не знать, не понимать и т. п.



- светлая голова - ясный и логичный ум.


7. Домашнее задание

Записать 10 слов на изученное правило



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Жаринова Светлана Валерьевна

Дата: 05.01.2017

Номер свидетельства: 375604

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка " Повторение и закрепление знаний по теме "Имя существительное" ""
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-povtorieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "288047"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454580248"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение).Урок-практикум. "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie-urok-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "218474"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433789952"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства