Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Алфавит"»
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Алфавит
Цели: 1.Актуализация знаний об алфавите русского языка, о правильном произношении букв, отработка умений классификации материала в алфавитном порядке, формирование знаний об истории письма, появлении русского алфавита.
2.Развитие мышления, памяти, внимания, расширение кругозора.
3. Воспитание культуры умственного труда.
Оборудование: карты урока для каждого ученика, разрезанные на 2 слога слова, компьютерная презентация «История письма»,оценочные листы.
Что изучает фонетика? – Что называется звуком речи?- Какую роль выполняет звук в слове?- Как на письме обозначаются звуки? (буквой)-Чем различаются буквы и звуки? -Что такое буква? (знак для звука)-2 мин.
2.Игра « Найди свою пару» (слова, разрезанные на 2 слога, найди и составь слово.Цель произвольный подбор обучающихся для работы в паре). Для всех. Распределите получившиеся слова в алфавитном порядке. Пары образованы, рассаживаются для работы.- 3 мин.
3.Открытие темы. Постановка целей учащимися.
Беседа .-Что вам помогло быстро расставить слова в алфавитном порядке?
- Какова, по- вашему, тема урока? Определите, что нам нужно сегодня на уроке сделать, поставьте цели к уроку и запишите их на доске. Что бы вы хотели узнать ещё об алфавите? -2 мин.
4.Мозговой штурм. Что такое алфавит? Что такое азбука? Почему одно и то же названо по- разному? Зачем нужно знать алфавит?-2 мин.
Работа в парах. Задания.
1 уровень. Вспомни, что такое алфавит и озвучь определение этого понятия партнеру. ( Для справки смотри параграф 39).( отметка на полях +\-)
Припомни, как правильно называть буквы алфавита. Упр.365 , проверьте друг у друга. (отметка на полях +\-)
2 уровень. Запиши в иной форме материал пар.39,заполнив схему.
Физминутка.-А теперь немного отдохнём. На парте у каждого из вас лежат карточки с буквами, а с помощью букв можно писать слова, вот и мы сейчас будем их писать, вернее не писать, а печатать. Вы - клавиатура, я - оператор. Я называю слово, поднимаются те буквы, которые есть в этом слове.
-Давайте потренируемся. Я называю слово «мир»,встаньте те, у кого эти буквы.
-Итак, начинаем печатать: (я называю слова, дети встают и показывают буквы)
дом, юла, рог, лес, Яша, эхо, слон, жизнь, щука, фартук, овца, часы, пей, брат.
Беседа.Мозговой штурм. Как возник алфавит? Обсудите с партнером и выскажите свои предположения по этому поводу- 3 мин.
Просмотр презентации«История письма». Задания во время просмотра презентации. Представь полученную информацию в виде таблицы.
Виды письма
Век появления письменности на Руси
Авторы славянского шрифта
Название азбук славянской письменности
Реформы алфавита.
Кем?Когда?
Взаимоопрос .Составьте и задайте друг другу вопросы по изученному материалу.Отметка +\-. 5 мин.
3 уровень. Примени принцип списка по алфавиту в упр.371. (Помни, если слова начинаются на одну и ту же букву, то смотри на вторую букву в слове!!) – 3 мин, взаимопроверка + проверка учителем.
4 уровень. Распознай отличительные элементы предложенных слов и разложите вместе карточки каждого ряда в алфавитном порядке, а после запишите их в тетрадь. На партах лежат карточки, на них написаны слова красным или синим цветом. ( астра, жасмин, лилия. настурция, пион, роза, шиповник; берёза, кедр, лиственница, пихта, сосна, тополь, черёмуха.)- 4 мин.
Какие ряды у вас получились? Почему?- самопроверка +проверка учителем.
5 уровень. «Свободное письмо». Напиши мини-сочинение «Значение алфавита в жизни людей». Проверка учителем.
6 уровень. Оцени полезность знания алфавита в твоем обучении, составив список ситуаций, где помог тебе алфавит. Проверка учителем.
Оценивание в листах. Сдаются учителю.
Итог. Рефлексия. Посмотрите на цели к уроку, которые вы сами ставили? Достигли мы их или нет? Что узнали нового, чему научились? Что затрудняло? Почему? Нарисуйте свое настроение в виде смайлика на полях тетрадки.