Актуализация и пробное учебное действие Повторение пройденного материала. Орфографическая задача Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность, выделить проблемную ситуацию Цель для учеников: повторить словарные слова, тему «Имя числительное» Задачи: уметь определять выбор написания буквы в словарных словах Определение темы урока, постановка целей и задач Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока. Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока. Практическая деятельность по теме Творческая и практическая деятельность Цели для учеников: правильно определять падеж Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы Практическая деятельность, размышление о смысле пословиц Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение правильно употреблять падежные формы существительных, Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике. Задачи: формировать умение работать в группе; отрабатывать навык анализировать и делать выводы, обобщать. Физкультминутка Цель для учителя: снять напряжение и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье Закрепление изученного материала Цель для учителя : выявить качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала. Задачи: проверить полученные знания, умения, навыки Лингвистическая задача Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель для учителя : выявить качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала. Задачи: проверить полученные знания, умения, навыки Подведение итогов, рефлексия. Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы. Полминутки для шутки. Ленительный падеж Домашнее задание. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке. Задачи: закрепление изученного материала, контроль. | Регулятивные: коррекция, оценивание Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания. Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество с учителем. Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: выражение мыслей Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли Личностные: стремятся развивать внимание. Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: узнают о звательном падеже, вспоминают князя Юрия Долгорукого, нападение Литовского княжества на Русь
Личностные: высказывают собственное мнение, разъясняют смысл пословиц. Познавательные: используют алгоритм определения падежа Регулятивные: исправляют ошибки, дополняют ответы, раскрывают смысл пословиц Личностные: понимают, достаточно ли усвоили тему «склонения» существительных Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля. Личностные: желают выполнить работу безошибочно. Коммуникативные: задают уточняющие вопросы. Личностные: высказывают личные предположения, дополняют/ исправляют других. Коммуникативная: задают уточняющие вопросы. Регулятивные: коррекция знаний. Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Личностные: оценивают работу на уроке, анализируют деятельность, вспоминают все этапы урока, связывают элементы в единое целое. Регулятивные - оценка-осознание качества уровня усвоения | - Ребята, у каждого из вас на парте лежит набор карточек, посмотрите, у всех ли все на месте? 1) Лист самооценки - в течение урока вы заполняете 2 таблицу, а первую в конце урока. 2) карточка с заданиями. Хорошо, тогда мы начинаем работать. Откройте тетрадь и запишите число. - Давайте прочитаем слова и выполним орфографическую работу. Слайд Ц…рк, р…стение, брош…ра, ш…рох, изл…жение, р…са, б…рюза, с…нева, ц…ган. - Посмотрите на них внимательно и скажите, что их объединяет? - Молодцы, ребята, вы заметили самое важное, и определили, что все слова относятся к именам существительным. - А давайте вспомним, что же это, имя существительное? - Правильно, а теперь давайте подумаем, возможно, эти имена существительные между собой еще в чем-то схожи? ЛИСТ САМООЦЕНКИ Эстонские школьники, изучая родной язык, знают 14 их названий, в Финляндии – 15, в Дагестане их 50, в языке китайцев они вообще отсутствуют, в венгерском языке их 12, в осетинском -8, а в русском языке 6. - Как вы думаете, о чем я сейчас говорила? - Правильно, как же вы считаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Я согласна с вами, но ведь мы не спроста выполнили орфографическую работу ? Значит, мы будем говорить о падежах…имен существительных! - Совершенно верно. Тема нашего урока «Падеж имен существительных». (Слайд). Записываем тему нашего урока «Падеж имен существительных». - Ребята, а как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? -Хорошо, но кроме цели, мы должны поставить перед собой и задачи. Давайте попробуем это сделать: если мы будем говорить о падежах имен существительных, значит мы должны … - Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в город Падежей и падежных вопросов. Но вот незадача: стражники не открывают нам ворота, и не хотят впускать нас. Слайд: Доброе утро, ребята, вы так рано прибыли в наш город, это похвально. Но мы не впускаем гостей просто так, вы должны доказать нам, что пришли сюда с добрыми намерениями, а для этого вам нужно пройти испытание: - Ребята, сейчас мы будем работать с заданием 2. Посмотрите на доску внимательно, падежи и падежные вопросы расположены в хаотичном порядке. Для того, чтобы стражники открыли ворота в город, вам нужно расставить по порядку падежи вместе с вопросами, на которые они отвечают. Всем понятно задание? К доске выходит… Слайд: - А сейчас давайте проверим, что у нас получилось? Слайд Небольшая разминка «Определи падеж». (на доске) ЛИСТ САМООЦЕНКИ, Слайд. Падежи: Молодцы, ребята, мы не думали, что вы так быстро справитесь с заданием. Не всем это удается с первого раза. Добро пожаловать в наш город! Для того, чтобы вы поняли, куда попали, мы расскажем вам немного о себе. - Городом правим мы, падежи. А живут с нами имена существительные с предлогами. Всего нас 6, и все мы являемся братьями. А самым старшим и мудрым из нас является Именительный падеж. Несмотря на то, что мы родились в разное время, двое из нас, Родительный падеж и Винительный падеж, между собой очень похожи, и многие даже путают нас. Как вы думаете, почему? Да, это верно. Слайд. Давным-давно, когда в Киеве княжил Юрий Долгорукий, нас было 7. Седьмым братом был Звательный падеж, и употреблялся он при обращении. «Приди ко мне, брате, мир станем вершить», - писал Юрий Долгорукий Черниговскому князю Святославу. Слово «брате» здесь употреблено в звательном падеже. Почему же сейчас нас только 6? В ХVI веке на наш город напало княжество Литовское, и в страшном сражении нашему седьмому брату отсекли голову булатным мечом. С тех пор нас 6… - В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения). - Ребята, для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, мы должны совершить несколько действий. Каких? (на доске алгоритм действий) Слайд - Правильно, давайте попробуем это сделать. Братья-Падежи подготовили для нас еще одно испытание. Выполним задание 3. -Это задание вы выполните, работая в группах, можете советоваться и помогать друг другу. - На листах записаны предложения, найдите в них имя существительное Родина, укажите его падеж и подчеркните как член предложения. На это у вас полторы минуты. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. (В.п.) На чужой стороне Родина милей вдвойне. (И.п.) Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. (И.п.) Жить - Родине служить. (Д.п.) Человек без Родины, что соловей без песни. (Р.п.) Позор перед Родиной хуже смерти. (Т.п.) - Давайте проверим, как вы справились с заданием. (Итог работы учащихся в группе): - Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? - Какой вывод о синтаксической роли имён существительных в предложении мы можем сделать? -Как называются предложения, с которыми вы работали? Какой темой они объединены? -Ребята, а вы знаете, как называется страна, гражданами которой мы являемся? -Как вы понимаете словосочетание малая родина? ЛИСТ САМООЦЕНКИ - Молодцы, ребята. Думаю, Падежи вами очень довольны. А сейчас давайте немного отдохнем. Встаем. На прошлом уроке мы повторяли склонения имен существительных, давайте посмотрим, как вы усвоили тему и поиграем. Условия просты: если я произношу существительное 1 склонения, вы поднимаете руки вверх, если 2 скл – приседаете, а если 3скл – руки над головой. Слайд Речка, мышь, словарь, мама, брат, сестра, речь, ночь, дуб, пастух, верблюд, вишенка, огонек. - Ребята, Падежи хотят поделиться с нами секретом. Давайте посмотрим таблицу и выполним задание 4. Мы видим, что почти у каждого падежа есть предлоги. А как вы думаете, почему Именительный падеж один остался без предлогов? Падежи Вопросы Предлоги И.п. Кто? Что? ------------------------------- Р.п. Кого? Чего? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг Д.п. Кому? Чему? к, по В.п. Кого? Что? в, за, на, про, через Т.п. Кем? Чем? за, над, под, перед, с П.п. О ком? О чем? в, на, о, об, обо, при -Работаем в паре. Прочитайте задание 4 и выполните. Проверим. ЛИСТ САМООЦЕНКИ - Ещё одно испытание. Задание 5. Откройте учебник, прочитайте задание упражнения 523. Работаем по цепочке. (комментированное письмо) ЛИСТ САМООЦЕНКИ Задача Слайд: Митя и Коля – близнецы. Сегодня у них день рождения. Утром около кроватей лежали приготовленные для них подарки: от родителей, от тети… А вот еще два пакета: на одном из них надпись – «Подарок Мити», на другом – «подарок Коли». Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя (перочинный ножик), А Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля. Тут в комнату вбежала их сестра Юля и спросила; - Понравились мои подарки? - А ты нам ничего не дарила, - в один голос ответили братья. - Да вот же они! – сказала Юля, показывая на краски и ножик… Недоразумение вскоре разъяснилось. - ПОЧЕМУ ОНО ПРОИЗОШЛО? Попробуйте разобраться. Вывод: на умение определять падеж имен существительных. - И осталось самое главное испытание для Вас. (Задание 6) -Ребята, тихо. Идет экзамен по русскому языку. Представьте себе, что вы участники экзамена. Послушайте инструкцию проведения экзамена. - Экзамен по русскому языку состоит из одной части – это тест.
- Молодцы, ребята, вы справились с задачей. Сегодня мы побывали в Городе падежей и падежных вопросов, прошли все испытания. Но пора возвращаться домой. И Братья-падежи хотят нам что-то сказать: Слайд - Сегодня, вы порадовали нас знаниями и активной работой. Нам хотелось бы, чтобы вы никогда о нас не забывали, ведь мы играем в русском языке важную роль. Поэтому мы дарим вам ящик сокровищ, которые и будут напоминать вам о нас, и сделают вашу речь еще грамотней и богаче. На следующем уроке русского языка вы откроете его, и пусть каждый возьмет себе столько «умных слитков», сколько сможет вместить голова. (Учитель читает стихотворение) - За что Лежебокин не любит падежи? - А для чего нужны падежи? -Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята? - А сейчас возьмите в руки лист самооценки и заполните первую таблицу. - Ребята, вы нарисуете смайлики. Веселый смайлик означает, что урок вам понравился; грустный – на уроке вам было тяжело, и вы что-то не поняли, а смайлик равнодушия укажет на то, что вам было скучно и неинтересно. - Домашнее задание параграф 96, упр. 525 (разбор 4), 529 (разбор 2) | Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы, размышляют.
Дети пишут на доске и в тетради (Все слова – это имена существительные) (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? в предложении может быть любым членом). (Они все неодушевленные, нарицательные и стоят в единственном числе)
(о падежах). (О падежах).
(Повторить падежи и падежные вопросы). (Научиться правильно определять падеж имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже). Читают дети
И.п. Кто? Что? Р.п. Кого? Чего? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чем? Дети пишут на доске и в тетради
(Потому что оба отвечают на вопрос кого? при одушевленных существительных).
(Найти главное слово и задать от него вопрос к имени существительному). Алгоритм.
(Потому что сущ. в И.п. являются подлежащими, а у подлежащего предлогов не бывает.)
(Юля спутала окончания падежей, из-за этого она допустила ошибки в надписях на пакетах. Нужно было написать «Подарок Коле» и «Подарок Мите».)
(чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях) |