-Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. В осетинском-8.
Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет!
"Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.
В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им.п. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).
В современном русском их 6.
- О чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Откройте тетради и запишите число, тему.
4.Постановка цели
-Сколько падежей в русском языке?
Давайте повторим падежи и вопросы к ним (слайд )
5.Первичное закрепление.
Работа в группах
Задание 1.
Определить, в каком падеже стоит слово «дело» (слайд )
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Дело как сажа бела. (И.п.)
Делу время, потехе час. (Д.п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
Хороша вера у дела. (Р.п.)
(При проверке ответы на слайде. )
Задание 2.
- Посчитайте, сколько существительных в данном тексте (слайд).
- Перечислите их.
Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4. Грустно стоять одному у дороги.
5. Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.
Падежи
Вопросы
Предлоги
Вывод: Не все падежи имеют предлог.
6.Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
7.Закрепление.
А)ехал ( на ….. ) на велосипеде( )
бежали ( по … ) по тропинке( )
отплыл ( от … ) от берега( )
подлетел ( к …. ) к цветку ( )
растет ( …. ) гриб ( )
приготовила ( … ) завтрак ( )
взошло ( за … ) за лесом ( )
рисовал ( в ….. ) в альбоме( )
летели ( в … ) в небе( )
вытер ( … ) салфеткой ( )
Б) Списать, определить падеж выделенных существительных.
Бродячий кот.
Я сошел с теплохода поздно вечером и остался ночевать на причале. Проснулся я от тяжести: на груди у меня лежал большой кот и мурлыкал. Я столкнул его. Кот снова прыгнул на лавку, уткнулся мне мордой в подбородок и замурлыкал. Кот жаловался мне на злых деревенских собак, на равнодушных людей, на холод и одиночество.
Я лежал и слушал. А рядом плескалась сонная река.
8. Домашнее задание: составить и записать 10 словосочетаний со словарными словами.
9. Рефлексия
- Пожалуйста, вспомните как вы работали на уроке.
-Какие задания были трудными и в чем состояла трудность?
-Получили ли удовольствие?
Самооценка
«+» или «?»
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного