kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание  безударных  окончаний  имен  существительных  в  творительном  падеже". Цель урока: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. На уроке используются современные технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже" »

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:





«Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже»











Учитель начальных классов

Соколова Татьяна Васильевна


Тема: «Правописание безударных окончаний имен существитель-ных в творительном падеже».


Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

Задачи:

- образовательные: на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствовать формированию навыков грамотного письма, повторить ранее изу-ченные темы, активизация и расширение словарного запаса;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания, развивать речь детей, мыш-ление, воображение, память, наблюдательность;

- воспитательные: воспитание познавательного интереса, ответст-венного отношения к учебному труду, привитие любви к родному языку.


Оборудование: показ слайдов на мультимедийном устройстве, словари (толковый, словообразовательный, фразеологизмов), кукольный театр, карточки с заданием, учебник «Русский язык»




План урока:

  1. Орг. момент. ( 1 мин)

  2. Вводно-мотивационный этап. ( 2 мин)

  3. Повторение изученного материала. ( 7 мин)

  4. Новая тема. ( 12 мин)

  5. Физкультминутка. ( 1 мин)

  6. Закрепление новой темы. ( 14 мин)

  7. Домашнее задание ( 2 мин)

  8. Рефлексия. ( 1 мин)




Ход урока:


  1. Организационный момент.

(Проверка готовности класса к уроку.) Записать число, классная работа.

  1. Вводно-мотивационный этап.

(Учитель читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина. Показ слайда № 1):

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.


- Ребята, как вы считаете, почему я начала урок с этих слов А.С. Пушкина?

(Нам предстоит сделать какие-то открытия. Мы узнаем сегодня что-то новое. Может, мы будем проводить опыты и исследования.)

- Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке? Кто хочет быть исследователем? (……) Тогда на уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.

Тема нашего урока, нашего исследования – творительный падеж имен существительных. (Показ слайда № 2)

  1. Повторение изученного материала.

- Ребята, вы любите сказки? (……) Какие сказки вам нравятся?

- Что такое «сказка»? (……)

- В толковом словаре В.И. Даля (Учитель открывает словарь) дано такое объяснение: «Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».

- Запишем это слово в тетради, но сначала подготовим пальчики к работе.

(Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:

  • Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

  • Этот пальчик самый сильный; (правый большой палец)

  • Самый толстый и большой; (левый большой палец)

  • Этот пальчик для того…; (правый указательный)

  • Чтоб показывать его; (левый указательный)

  • Этот пальчик самый длинный; (правый средний)

  • И стоит он в середине; (левый средний)

  • Этот пальчик безымянный; (правый безымянный)

  • Он избалованный самый; (левый безымянный)

  • А мизинчик хоть и мал; (правый мизинец)

  • Очень ловок и удал. (левый мизинец)

Встряхнули пальчики и вспомнили правила письма.)

- Итак, запишем слово «сказка». Какая орфограмма нам встретилась? (Парн. звонк. соглас. в середине слова.) Как её проверить?

- Рассмотрим слово с позиции словообразования, т.е. как оно построено.

Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, …) Посмотрим, как сконструировано слово «сказка». С чего начнем разбор по составу?

(Учащийся вслух делает разбор слова по составу)

- Ребята, словообразование рассматривает и группу родственных слов. Какие родственные слова подберем к слову «сказка»? Запишем их. (Сказочка, сказочный, сказать, сказ…) Докажите, что они родственные. Выделите в них корень.

В школьном словообразовательном словаре (Учитель показывает словарь) я насчитала 36 слов, родственных нашему слову.

- (Показ слайда № 3) Перед нами стихотворение Сергея Острового «Сказки». Прочитайте его про себя и подготовьтесь к чтению вслух.

(Дети читают стихотворение):

Сказки.

Сказки надо рассказывать ночью

Под лохматые шорохи звезд.

Тут и встретишься с чудом воочию,

Тут и лешего схватишь за хвост.

Сказки надо рассказывать ярко,

Околдовывать речью цветной.

Сказки надо рассказывать с толком,

Чтобы даль расступилась. И ширь.

Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,

А не страшно. Ты сам богатырь.

- Как вы думаете, почему «сказки надо рассказывать ярко»? (Чтобы тебя внимательно слушали. Чтобы слушателям было интересно.)

- Как вы понимаете выражение «Сказки надо рассказывать с толком»? (Сначала нужно подумать о том, что сказать. Надо точно передавать содержание и основную мысль.)

- Что значит «околдовывать речью своей»? (Речь должна быть богатой и разнообразной. Нужно уметь употреблять синонимы, антонимы, имена прилагательные.)

- Просклоняем слово «сказка».

(Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.):

И.п. сказывалась (что?) сказка (ж.р., 1 скл.)

Р.п. герои (чего?) сказки

Д.п. добавили (к чему?) к сказке

В.п. слушали (что?) сказку

Т.п. интересовались (чем?) сказкой

П.п. размышляли (о чем?) о сказке

  1. Новая тема.

- Всего в русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет свое название, вопрос и предлоги. Нас сегодня интересует один падеж – творительный. Мы вспомнили, на какие вопросы он отвечает (кем? чем?), знаете, с какими предлогами он употребляется (над, перед, за, под). Каким членом предложения является имя существительное в Т.п.? (дополнением, обстоя- тельством) Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? (Какие окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонений пишутся в творительном падеже.)

- Верно, ребята! Это и есть тема нашего исследования.

- Вы сказали мне, что любите сказки. Сейчас я расскажу вам одну, а два ученика помогут её показать. (Когда учитель рассказывает сказку, два ученика показывают кукольный театр.)

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на слайде № 4 появляются постепенно)), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».

  • Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

  • Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

зеброй слоном смелостью

сливой медведем елью

умницей ужом осенью

(Показ слайда № 5)

  • Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже. (Дети называют окончания. После их ответов идет показ слайда № 6 )

  • Составьте предложение с одним из записанных слов. (Ответы детей)

  • Запишем предложение: Под старой елью спал серый заяц.

  • Какое это предложение? Выполним разбор предложения. (Один уч-ся вслух комментирует разбор предложения)

  1. Физкультминутка. (Зарядка для глаз)

  2. Закрепление темы.

- Вспомните нашу сказку. Осенью Король, как и обещал, повел принцесс в цирк. Что они там увидели, вы узнаете, выполнив следующее задание. (ПОКАЗ СЛАЙДА № 7)

- Прочитайте текст. (…) Ещё раз повторим, что надо сделать, чтобы правильно написать окончания имен существительных.

- Вам необходимо списать текст, обозначить склонение и падеж им.сущ. с пропущенными окончаниями и ,пользуясь памяткой, правильно написать эти окончания.

__________________________________________________________________

В цирке.

Манеж осветился лучик…м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк…й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак…й. Они ловко работали с мячик…м и скакалк…й. Циркач угостил их рыб…й и сахар…м. Под купол…м цирка выступали акробаты. Зрители с радость… хлопали артистам. Они с честь… справились со своей задач…й. (Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имен существительных.)

_____________________________________________________________________________

(Взаимопроверка работ учащихся. Показ слайда № 8)


7. Домашнее задание. ( стр упр. – по заданию)


8. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?

  • Какие задания показались наиболее интересными?

  • Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Молодцы, ребята! Все замечательно работали.

Спасибо за урок! (Слайд № 9)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Соколова Татьяна Васильевна

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219062


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства