Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже". Цель урока: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. На уроке используются современные технологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже" »
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:
«Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже»
Учитель начальных классов
Соколова Татьяна Васильевна
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существитель-ных в творительном падеже».
Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.
Задачи:
- образовательные: на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствовать формированию навыков грамотного письма, повторить ранее изу-ченные темы, активизация и расширение словарного запаса;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания, развивать речь детей, мыш-ление, воображение, память, наблюдательность;
- воспитательные: воспитание познавательного интереса, ответст-венного отношения к учебному труду, привитие любви к родному языку.
Оборудование: показ слайдов на мультимедийном устройстве, словари (толковый, словообразовательный, фразеологизмов), кукольный театр, карточки с заданием, учебник «Русский язык»
План урока:
Орг. момент. ( 1 мин)
Вводно-мотивационный этап. ( 2 мин)
Повторение изученного материала. ( 7 мин)
Новая тема. ( 12 мин)
Физкультминутка. ( 1 мин)
Закрепление новой темы. ( 14 мин)
Домашнее задание ( 2 мин)
Рефлексия. ( 1 мин)
Ход урока:
Организационный момент.
(Проверка готовности класса к уроку.) Записать число, классная работа.
- Ребята, как вы считаете, почему я начала урок с этих слов А.С. Пушкина?
(Нам предстоит сделать какие-то открытия. Мы узнаем сегодня что-то новое. Может, мы будем проводить опыты и исследования.)
- Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке? Кто хочет быть исследователем? (……) Тогда на уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.
Тема нашего урока, нашего исследования – творительный падеж имен существительных. (Показ слайда № 2)
Повторение изученного материала.
- Ребята, вы любите сказки? (……) Какие сказки вам нравятся?
- Что такое «сказка»? (……)
- В толковом словаре В.И. Даля (Учитель открывает словарь) дано такое объяснение: «Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».
- Запишем это слово в тетради, но сначала подготовим пальчики к работе.
(Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:
Вышли пальцы погулять.
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:
Этот пальчик самый сильный; (правый большой палец)
Самый толстый и большой; (левый большой палец)
Этот пальчик для того…; (правый указательный)
Чтоб показывать его; (левый указательный)
Этот пальчик самый длинный; (правый средний)
И стоит он в середине; (левый средний)
Этот пальчик безымянный; (правый безымянный)
Он избалованный самый; (левый безымянный)
А мизинчик хоть и мал; (правый мизинец)
Очень ловок и удал. (левый мизинец)
Встряхнули пальчики и вспомнили правила письма.)
- Итак, запишем слово «сказка». Какая орфограмма нам встретилась? (Парн. звонк. соглас. в середине слова.) Как её проверить?
- Рассмотрим слово с позиции словообразования, т.е. как оно построено.
Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, …) Посмотрим, как сконструировано слово «сказка». С чего начнем разбор по составу?
(Учащийся вслух делает разбор слова по составу)
- Ребята, словообразование рассматривает и группу родственных слов. Какие родственные слова подберем к слову «сказка»? Запишем их. (Сказочка, сказочный, сказать, сказ…) Докажите, что они родственные. Выделите в них корень.
В школьном словообразовательном словаре (Учитель показывает словарь) я насчитала 36 слов, родственных нашему слову.
- (Показ слайда № 3) Перед нами стихотворение Сергея Острового «Сказки». Прочитайте его про себя и подготовьтесь к чтению вслух.
(Дети читают стихотворение):
Сказки.
Сказки надо рассказывать ночью
Под лохматые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочию,
Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко,
Околдовывать речью цветной.
Сказки надо рассказывать с толком,
Чтобы даль расступилась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.
- Как вы думаете, почему «сказки надо рассказывать ярко»? (Чтобы тебя внимательно слушали. Чтобы слушателям было интересно.)
- Как вы понимаете выражение «Сказки надо рассказывать с толком»? (Сначала нужно подумать о том, что сказать. Надо точно передавать содержание и основную мысль.)
- Что значит «околдовывать речью своей»? (Речь должна быть богатой и разнообразной. Нужно уметь употреблять синонимы, антонимы, имена прилагательные.)
- Просклоняем слово «сказка».
(Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.):
И.п. сказывалась (что?) сказка (ж.р., 1 скл.)
Р.п. герои (чего?) сказки
Д.п. добавили (к чему?) к сказке
В.п. слушали (что?) сказку
Т.п. интересовались (чем?) сказкой
П.п. размышляли (о чем?) о сказке
Новая тема.
- Всего в русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет свое название, вопрос и предлоги. Нас сегодня интересует один падеж – творительный. Мы вспомнили, на какие вопросы он отвечает (кем? чем?), знаете, с какими предлогами он употребляется (над, перед, за, под). Каким членом предложения является имя существительное в Т.п.? (дополнением, обстоя- тельством) Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? (Какие окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонений пишутся в творительном падеже.)
- Верно, ребята! Это и есть тема нашего исследования.
- Вы сказали мне, что любите сказки. Сейчас я расскажу вам одну, а два ученика помогут её показать. (Когда учитель рассказывает сказку, два ученика показывают кукольный театр.)
- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на слайде № 4 появляются постепенно)), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.
- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)
Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».
- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)
«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».
Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.
Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)
- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)
- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
зеброй слоном смелостью
сливой медведем елью
умницей ужом осенью
(Показ слайда № 5)
Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже. (Дети называют окончания. После их ответов идет показ слайда № 6 )
Составьте предложение с одним из записанных слов. (Ответы детей)
Запишем предложение: Под старой елью спал серый заяц.
- Вспомните нашу сказку. Осенью Король, как и обещал, повел принцесс в цирк. Что они там увидели, вы узнаете, выполнив следующее задание. (ПОКАЗ СЛАЙДА № 7)
- Прочитайте текст. (…) Ещё раз повторим, что надо сделать, чтобы правильно написать окончания имен существительных.
- Вам необходимо списать текст, обозначить склонение и падеж им.сущ. с пропущенными окончаниями и ,пользуясь памяткой, правильно написать эти окончания.
Манеж осветился лучик…м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк…й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак…й. Они ловко работали с мячик…м и скакалк…й. Циркач угостил их рыб…й и сахар…м. Под купол…м цирка выступали акробаты. Зрители с радость… хлопали артистам. Они с честь… справились со своей задач…й. (Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имен существительных.)