Конспект урока по русскому языку «Обозначение мягкости согласных с помощью Ь»
Конспект урока по русскому языку «Обозначение мягкости согласных с помощью Ь»
Урок в 5 классе по теме «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Урок комбинированный, включает в себя актуализацию знаний, изучение нового материала, первичное закрепление полученных знаний, развитие приобретенных навыков работы в группах.
Цель урока: формирование у учащихся знаний о роли мягкого языка в словах.
Задачи сгруппированы как образовательные, развивающие и воспитывающие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Обозначение мягкости согласных с помощью Ь»»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
Тип урока: повторение изученного материала в 4 классе, объяснение и закрепление нового.
Цели урока: I Обучающие:
- дать представление о роли мягкого знака при обозначении мягкости согласных,
- формировать умение находить мягкий знак в словах и умение употреблять его в свое речи для обозначения мягкости согласных.
II Воспитывающие:
- прививать интерес к предмету,
- укреплять навыки культуры речи и учебного труда,
- воспитывать сознательную дисциплину, аккуратность, самостоятельность в работе.
III Развивающие:
- развивать умение распознавать роль мягкого знака в словах,
- способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Ход урока
I Организационный момент
Здравствуйте! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парту и повторяйте за мной про себя.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться,
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II Актуализация знаний
Послушайте грамматическую сказку (запись на диске). Во время прослушивания учитель вывешивает выделенные слова на доску в том порядке, в котором они звучат в тексте.
Жили-были буквы. Буквы составляли алфавит. Каждая была горда собой – ведь без нее нельзя составить многие слова. Только буква мягкий знак была обижена. Другие буквы постоянно говорили ей: «Ну что ты за буква такая, если не имеешь звука? В других языках вообще такой буквы нет, так зачем же ты нам?»
Долго терпел мягкий знак, но в конце концов не выдержал и ушел куда глаза глядят. Ох, что тут началось. Неожиданно для других букв с уходом мягкого знака люди перестали понимать друг друга. Началась путаница. Например: слово «конь» стало словом «кон», «моль» - «мол». Исчезли семьи. В ювелирном магазине подумали, что все колье украдены. Начали беспокоиться зоологи, потому что исчезли муравьи, соловьи. Также исчезли гнезда, потому что их не вьют, исчез дождик, который иногда льет как из ведра. Но были и хорошие стороны. Никто никого не бьет.
Одумались буквы, разыскали мягкий знак, извинились, и теперь буквы живут дружно.
- Ребята, вы прослушали сказку. О чем в ней говорится? (о мягком знаке)
- А для чего нам нужен мягкий знак? (для того, чтобы люди могли правильно говорить и понимать друг друга)
III Изложение учебного материала
1 Выделение темы урока из основного содержания сказки.
- Ребята, скажите мне, о чем именно пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(о мягком знаке)
- А как вы думаете, что он показывает, какую роль выполняет? (Для обозначения мягкости согласного, как разделительный)
Доска:
1
Обозначение мягкости согласных с помощь мягкого знака
2
Ь - показатель мягкости согласного
3
Ь - разделительный
4
Ь – показатель грамматических признаков
- Тема нашего сегодняшнего урока (на доску вывешивается таблица №1)
- Задача: научиться определять роль мягкого знака в словах.
Итог в таблицу успеха
2 Сейчас мы будем учиться различать роли мягко знака в словах
А поможет нам в этом …..(2 ученика у доски)
Доска: слова с мягким знаком на конце слова, с разделительным мягким знаком.
- Работу будем выполнять по группам. Учитель распределяет ребят по двум группам по принципу, чтобы и в первой и во второй группах были как сильные, так и более слабые учащиеся.
- С этим правилом вы уже знакомы из кура 4 класса, поэтому, я думаю, вам не составит особого труда вспомнить его и выполнить это задание
- Выпишите только те слова, в которых на конце нужно писать мягкий знак.
- Почему у этих существительных на конце пишется мягкий знак? Что он нам показывает? (во всех этих словах мягкий знак показывает, что данные существительные женского рода, 3 склонения) (вывешивается таблица ;4)
- Давайте подчеркнем мягкий знак одной чертой, и укажем над существительными склонение и род.
Итог в таблицу успеха
Молодцы! Поработали вы очень хорошо. А теперь давайте повторим ве, что мы узнали сегодня на уроке.
4 Перед вами лежит табличка. Внимательно ее рассмотрите и скажите мне, почему данные в ней слова расположились именно так? (в первом столбике мягкий знак показывает мягкость согласного на конце слова; во втором – мягкий знак разделительный, который пишется перед буквами е, ё, ю, я, и; в третьем – мягкий знак показатель грамматических признаков, пишется у существительных женского рода, 3 склонения)
- Подпишем наши столбики
Вариант таблицы для ребят
Конь
Воробьи
Мышь
Моль
Семья
Рожь
Вариант таблицы после подписывания столбиков
Ь показатель мягкости
Ь разделительный
Ь показатель грамматических признаков
Конь
Воробьи
Мышь
Моль
Семья
Рожь
- Обратите внимание, в таблице остались пустые строчки. Для чего? (чтобы заполнить своими примерами)
- Одну строчку мы заполним с вами вместе.
-Оставшиеся строчки вы заполните самостоятельно. Это и будет вашим домашним заданием. Поэтому подпишите, пожалуйста, свои листочки и уберите их в дневник.
Итоги в таблицу успеха
IVЗакрепление изученного материала
1 Как вы думаете, все ли здесь сидящие усвоили сегодняшний материал? (да)
Может быть у кого-то из вас есть вопросы или сомнения?(нет)
Я предлагаю простой способ узнать это. Сейчас вы выполните маленькую самостоятельную работу и тогда мы увидим остались ли вопросы у вас и у меня?
- Назовите слова, в которых вы не написали мягкий знак (мяч, плющ, обруч)
- Почему в этих словах вы не написали мягкий знак? (это существительные не 3 скл.)
Слабые учащиеся проверяют свои работы самостоятельно при помощи учителя и одноклассников, вносят необходимы изменения.
- Я буду показывать карточку, а вы должны назвать мне правильный ответ.
- А теперь поднимите руки те, которое все таки допустили ошибки.(такие ребята обязательно есть, совместно с классом устно выполняем работу над ошибками и объясняем по какому принципу мы работали – порядок рассуждения)
Суда по результатам самостоятельной работы, у вас, ребята, вопросы все таки есть и у меня тоже (персональное обращение к ученикам, допустившим ошибки). - Поставим себе оценки
Слабые уч-ся
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»
Сильные уч-ся
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки – «2»
Итог в таблицу успеха
2 Закрепление материала в игровой форме
- Сегодня мы с вами много сделали и конечно же устали. Поэтому немножко отдохнем и поиграем.
1 Перед вами лежит карточка, на которой есть мягкий знак. Я буду называть слова, а вы должны будете угадать в каком из них на конце пишем мягкий знак. Если нужно писать, то вы поднимаете карточку с мягким знаком.
- Из группы слов вам необходимо назвать мне лишнее и почему.
- семья, воробьи, жилье, лось.
Лишнее «лось», т.к. в этом слове мягкий знак показывает мягкость согласно на конце слова, а все остальные слова с разделительным мягким знаком.
- моль, соль, уголь, печь.
Лишнее «печь», т.к. это существительное 3 склонения, в оставшихся словах мягкий знак показывает мягкость согласного на конце слова.
- лещ, грач, плач, вещь.
Лишнее «вещь», т.к. это существительное 3 склонения, женского рода, остальные слова не 3 склонения.
- горечь, дрожь, помощь, ключ.
Лишнее «ключ», т.к. это существительное не 3 склонения, остальные – 3 склонения.
3 «Письмо Дяди Федору от Матроскина»
- Прочитайте письмо и исправьте ошибки, которые допустил Матроскин.
Дорогой Дядя Федор!
Живем мы здесь хорошо. Шарик очень доволен, что у него ест(ь) будка. Радостный такой. Глаза светятся как угол(ь)ки. На прошлой неделе срубили бан(ь)ку. Как раз вовремя. Печкин захворал. Попарился раз шест(ь) и стал здоровым.
Пен(ь)ки со двора мы с Шариком все убрали. Весной сделаем грядки ред(ь)ки. Уж очень Печкин из нее салат любит.
- У ребят вариант без мягкого знака.
4 Сейчас на каждый ряд я дам листочек. Задача первого ряда придумать слова с мягким знаком на конце слова, как показателя мягкости согласного. Задача второго ряда придумать имена существительные, в которых на конце пишем мягкий знак.