kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка для 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Тема и номер урока в теме

первый урок по теме"Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак- показатель мягкости». Учитель: Барабанова М.И. МБОУ СОШ с.Талдан Амурская обл.

Цель урока (краткое описание)

Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме

Задачи урока

  • Образовательная
    (развивать умение соотносить произношение и написание слов с мягким знаком, обозначать мягкость согласного на конце слова и перед другими согласными мягким знаком. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность
    учащихся.
    Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
    Уточнить представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове

Тип урока

  • изложение нового материала

          Ход урока:

  1. Настрой на урок.

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания, приложим мы старание.

Тогда, конечно, многое удастся нам понять.

  1. Минутка чистописания.

Ь ь ь ь

Сентябр., октябр., ноябр.  .

- Какую букву вставили?

– Почему у нас на уроке появились такие гости? Найдите связь с изучаемой темой? Что общего у слов? (мягкий знак). Какова роль мягкого знака?

  1. Словарно-орфографическая работа.

Из предложенных словарных слов выберите  и выпишите 1 слово, заканчивающееся твердым согласным, 1 слово – мягким согласным,  1 слово – заканчивающееся гласным. Поставьте  ударение, подчеркните безударную гласную. Составьте предложение так, чтобы в нем содержались эти 3 слова.

Народ, город, деревня, улица, учебник, тетрадь, капуста, горох, топор, сентябрь, октябрь, ноябрь, магазин, метро, мороз, хорошо, заяц, петух.

- Оцените друг друга (+, !, -).

- В слове СЕНТЯБРЬ посчитайте количество букв? Звуков? Что можете сказать?

?

Звуки

4. Актуализация знаний.

Буквы 

Гласные

Согласные

Появляются таблички:                                                          . в  ходе беседы составляется кластер.

                                                             

Ударные

Безуд.

Глух.

Мягк.

Тверд.

Звонк.

- Какой умный вопрос можно задать? (чем отличаются)

- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы- видим и пишем).

_ Какими бывают звуки речи? (гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные от согласных?

-Какими бывают гласные звуки?

- Какими знаками пользуемся для обозначения ударных и безударных гласных?

- Какие бывают согласные  звуки?

- В какую часть таблицы хочет встать мягкий знак? (буква – не обозначает звука).

- Что бы вы хотели узнать про мягкий знак? (где пишется, для чего нужен, как переносятся слова с ь).

 Что я еще не знаю…

5. Самоопределение к деятельности.

Сценка.

Ь знак дружит с разными буквами. С Н (коньки, деньки), с Л – в словах (капельки, петельки), с буквой К.    Ь знак по характеру мягкий, решил дружить с буквами Л и К, Н вечно, никогда не расставаться, ведь так жить веселее. Но вот однажды на уроке дети переносили слово с одной строки на другую – УГОЛЬКИ. Ь попросил ребят:

- Помогите перенести слово.

Ь знак заволновался, не хотел расставаться с буквой Л и К.Стал просить:

- Не разлучайте меня с К, пожалуйста.

- А как по – другому? – ответили дети.

- у- гольки. (Нельзя!).

- угольк – и (Нельзя!)

- Что посоветуем?

- Расстаться с К, потому что есть ПРАВИЛО.

- Сделаем вывод.

- Слова переносятся…

- Одну букву при переносе…

- При переносе нельзя мягкий… (знак отделять от стоящей впереди буквы).

6. Работа по теме урока.

-Почему месяц СЕНТЯБРЬ называют волшебником? Попробуйте и вы с помощью волшебного мягкого знака, изменить смысл слов. Слова КОН, ШЕСТ,УГОЛ помещены на доску. Учитель просит дать лексическое значение слов, учитель им помогает, предлагает ь подставить к словам, чтобы получилось новое слово.

Выполняют запись в тетради.

А) ставка в азартных играх (кон)

Б) домашнее животное (конь)

В) длинная палка (шест)

Г) цифра, за  пятеркой (6)

Д) туда ставят наказанного (угол)

Е) полезное ископаемое (уголь)

- Сделайте вывод из этого задания. (мягкий знак может образовывать новые слова, изменил лексическое значение слов, поменял тв.согл. на мягкий, изменил количество букв в словах, а количество звуков не поменял.)

7. Физминутка

-Выберите себе пару. Ваша задача вместе выполнять задание, друг друга поддерживать . Задание на внимание: слово с ь на конце – приседаете, слово с мягким знаком в середине – поднимаете руки вверх, слово без мягкого знака – наклоны.

Моль       лыжи                угольки

Мел           пеньки            Даша

Соль          ноль                васильки

Класс         огоньки          слог

Деньки      дом                  медведь

- Познакомимся с письмом от ОКТЯБРЯ. (на слайде)- О чем нам мог написать октябрь? Какое задание мог предложить, ваши предположения?

- Здравствуйте, ребята!

    Весь месяц я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. С товарищами  мы ходили в ельник. По дороге встретился зверь. Я нашел на пеньке капельки воды. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.

   Скоро к вам придет мой брат НОЯБРЬ.  Приятного вам отдыха на каникулах.

 Задание: перечитайте текст самостоятельно, обратите внимание на слова с ь, выпишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а в середине слова – в другой.

- Поставьте перед собой учебную задачу, наметьте план действий. (дети проговаривают). Работа самостоятельная.

- Вывод по заданию. – Какая роль ь знака в этих словах (показатель мягкости согласного).

Самопроверка с экрана. Самооценка.

- Обратимся к НОЯБРЮ.  Задание: СЛОВО И НЕ СЛОВО, Он  вам предлагает слова, которые относятся к теме КАНИКУЛЫ. Закрасьте тот квадрат, в котором записано не слово. Выпишите слова, которые связаны с темой КАНИКУЛЫ в тетрадь.

- Расскажите алгоритм ваших действий.

Варенье

Здоровь

Печенье

День

Стуль

Веселье

Друзья

Деревь

Листья

Уголь

 - Проверка. Почитайте выписанные вами слова.

8. Подведение итогов.

Тест.  В таблице найдите №1, если согласны с первым утверждением, ставьте + в первом квадрате, если со вторым – во втором квадрате.

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

1.      

o    Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

o    Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2.      

o    Звук можно услышать и произнести.

o    Букву можно услышать и произнести.

3.      

o    Гласные звуки бывают ударными и безударными.

o    Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4.      

o    Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

o    Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5.      

o    Гласный звук образует слог.

o    Согласный звук образует слог.

6.      

o    Ударный слог в слове произносится слабее других.

o    Ударный слог в слове произносится сильнее других.

7.      

o    Алфавит – это все буквы в беспорядке.

              Алфавит – это все буквы по порядку.

     8.  Мягкий знак – это буква.

          Мягкий знак – это звук.

9. Рефлексия

- Какие цели мы ставили перед собой?

- На уроке я узнал…

- У меня получилось…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 2 класса. »



Тема и номер урока в теме

первый урок по теме"Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак- показатель мягкости».

Цель урока (краткое описание)

Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме

Задачи урока

  • Образовательная
    (развивать умение соотносить произношение и написание слов с мягким знаком, обозначать мягкость согласного на конце слова и перед другими согласными мягким знаком. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность
    учащихся.
    Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
    Уточнить представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове

Тип урока

  • изложение нового материала

МБОУ СОШ С.Талдан Амурская обл.Ход урока:

    1. Настрой на урок.

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания, приложим мы старание.

Тогда, конечно, многое удастся нам понять.

    1. Минутка чистописания.

Ь ь ь ь

Сентябр., октябр., ноябр. .

- Какую букву вставили?

– Почему у нас на уроке появились такие гости? Найдите связь с изучаемой темой? Что общего у слов? (мягкий знак). Какова роль мягкого знака?

    1. Словарно-орфографическая работа.

Из предложенных словарных слов выберите и выпишите 1 слово, заканчивающееся твердым согласным, 1 слово – мягким согласным, 1 слово – заканчивающееся гласным. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Составьте предложение так, чтобы в нем содержались эти 3 слова.

Народ, город, деревня, улица, учебник, тетрадь, капуста, горох, топор, сентябрь, октябрь, ноябрь, магазин, метро, мороз, хорошо, заяц, петух.

- Оцените друг друга (+, !, -).

- В слове СЕНТЯБРЬ посчитайте количество букв? Звуков? Что можете сказать?

4. Актуализация знаний.

?

Звуки

Появляются таблички: . в ходе беседы составляется кластер.

Буквы

Гласные

Согласные

Безуд.

Глух.

Звонк.

Ударные



Мягк.

Тверд.



- Какой умный вопрос можно задать? (чем отличаются)

- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы- видим и пишем).

_ Какими бывают звуки речи? (гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные от согласных?

-Какими бывают гласные звуки?

- Какими знаками пользуемся для обозначения ударных и безударных гласных?

- Какие бывают согласные звуки?

- В какую часть таблицы хочет встать мягкий знак? (буква – не обозначает звука).

- Что бы вы хотели узнать про мягкий знак? (где пишется, для чего нужен, как переносятся слова с ь).

Что я еще не знаю…

5. Самоопределение к деятельности.

Сценка.

Ь знак дружит с разными буквами. С Н (коньки, деньки), с Л – в словах (капельки, петельки), с буквой К. Ь знак по характеру мягкий, решил дружить с буквами Л и К, Н вечно, никогда не расставаться, ведь так жить веселее. Но вот однажды на уроке дети переносили слово с одной строки на другую – УГОЛЬКИ. Ь попросил ребят:

- Помогите перенести слово.

Ь знак заволновался, не хотел расставаться с буквой Л и К.Стал просить:

- Не разлучайте меня с К, пожалуйста.

- А как по – другому? – ответили дети.

- у- гольки. (Нельзя!).

- угольк – и (Нельзя!)

- Что посоветуем?

- Расстаться с К, потому что есть ПРАВИЛО.

- Сделаем вывод.

- Слова переносятся…

- Одну букву при переносе…

- При переносе нельзя мягкий… (знак отделять от стоящей впереди буквы).

6. Работа по теме урока.

-Почему месяц СЕНТЯБРЬ называют волшебником? Попробуйте и вы с помощью волшебного мягкого знака, изменить смысл слов. Слова КОН, ШЕСТ,УГОЛ помещены на доску. Учитель просит дать лексическое значение слов, учитель им помогает, предлагает ь подставить к словам, чтобы получилось новое слово.

Выполняют запись в тетради.

А) ставка в азартных играх (кон)

Б) домашнее животное (конь)

В) длинная палка (шест)

Г) цифра, за пятеркой (6)

Д) туда ставят наказанного (угол)

Е) полезное ископаемое (уголь)

- Сделайте вывод из этого задания. (мягкий знак может образовывать новые слова, изменил лексическое значение слов, поменял тв.согл. на мягкий, изменил количество букв в словах, а количество звуков не поменял.)

7. Физминутка

-Выберите себе пару. Ваша задача вместе выполнять задание, друг друга поддерживать . Задание на внимание: слово с ь на конце – приседаете, слово с мягким знаком в середине – поднимаете руки вверх, слово без мягкого знака – наклоны.

Моль лыжи угольки

Мел пеньки Даша

Соль ноль васильки

Класс огоньки слог

Деньки дом медведь

- Познакомимся с письмом от ОКТЯБРЯ. (на слайде)- О чем нам мог написать октябрь? Какое задание мог предложить, ваши предположения?

- Здравствуйте, ребята!

Весь месяц я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. С товарищами мы ходили в ельник. По дороге встретился зверь. Я нашел на пеньке капельки воды. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.

Скоро к вам придет мой брат НОЯБРЬ. Приятного вам отдыха на каникулах.

Задание: перечитайте текст самостоятельно, обратите внимание на слова с ь, выпишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а в середине слова – в другой.

- Поставьте перед собой учебную задачу, наметьте план действий. (дети проговаривают). Работа самостоятельная.

- Вывод по заданию. – Какая роль ь знака в этих словах (показатель мягкости согласного).

Самопроверка с экрана. Самооценка.

- Обратимся к НОЯБРЮ. Задание: СЛОВО И НЕ СЛОВО, Он вам предлагает слова, которые относятся к теме КАНИКУЛЫ. Закрасьте тот квадрат, в котором записано не слово. Выпишите слова, которые связаны с темой КАНИКУЛЫ в тетрадь.

- Расскажите алгоритм ваших действий.

Варенье

Здоровь

Печенье

День

Стуль

Веселье

Друзья

Деревь

Листья

Уголь

- Проверка. Почитайте выписанные вами слова.

8. Подведение итогов.

Тест. В таблице найдите №1, если согласны с первым утверждением, ставьте + в первом квадрате, если со вторым – во втором квадрате.

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8


+

+

+

+



+

+





+

+


1.      

o    Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

o    Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2.      

o    Звук можно услышать и произнести.

o    Букву можно услышать и произнести.

3.      

o    Гласные звуки бывают ударными и безударными.

o    Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4.      

o    Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

o    Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5.      

o    Гласный звук образует слог.

o    Согласный звук образует слог.

6.      

o    Ударный слог в слове произносится слабее других.

o    Ударный слог в слове произносится сильнее других.

7.      

o    Алфавит – это все буквы в беспорядке.

Алфавит – это все буквы по порядку.

8. Мягкий знак – это буква.

Мягкий знак – это звук.

9. Рефлексия

- Какие цели мы ставили перед собой?

- На уроке я узнал…

- У меня получилось…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка для 2 класса.

Автор: Барабанова Марина Иосифовна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока русского языка для 5 класса по теме "Главные члены предложения. Подлежащее""
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-5-klassa-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-podliezhashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "289921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454874331"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Имя прилагательное". Урок – исследование."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_dlia_2_klassa_po_teme_imia_prilagatelnoe_urok_iss"
    ["file_id"] => string(6) "480479"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539345379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы по теме «Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_dlia_8_klassa_spietsial_noi_korriektsionnoi_shk"
    ["file_id"] => string(6) "362010"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479925066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства