Конспект урока по русскому языку "НЕ с причастиями"
Конспект урока по русскому языку "НЕ с причастиями"
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков
Технология: элементы технологии дифференцированного обучения
Цели:
1) помочь усвоить правило написании НЕ с причастиями;
2) формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями, совершенствовать умение составлять словосочетания и тексты с причастиями и причастными оборотами, умение исправлять речевые и грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастий;
3) попутное повторение пунктуации при однородных членах предложения, в сложном предложении, в предложении с причастным оборотом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "НЕ с причастиями"»
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 Б классе
Тема: НЕ с причастиями
Вид урока: урок – «удивительное рядом»
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков
Технология: элементы технологии дифференцированного обучения
Цели:
1) помочь усвоить правило написании НЕ с причастиями;
2) формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями, совершенствовать умение составлять словосочетания и тексты с причастиями и причастными оборотами, умение исправлять речевые и грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастий;
3) попутное повторение пунктуации при однородных членах предложения, в сложном предложении, в предложении с причастным оборотом.
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания НЕ с причастиями, а сегодня потренируемся в написании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и тексты, используя данное правило. А самое главное, мы с вами узнаем необыкновенную историю удивительного цветка – хризантемы. Но прежде вспомним правило.
2. Актуализация опорных знаний
- Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания НЕ с причастиями.
(Один ученик излагает правило у доски, на которой начерчена таблица; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильные ученики подбирают для таблицы примеры)
Незаконченная работа
Не законченная, а начатая работа
Вовсе не законченная работа
Никем не законченная работа
До сих пор не законченная работа
3. Работа с текстом на основе разноуровневых заданий
- А теперь мы познакомимся с историей хризантемы
(Каждый ученик выбирает текст определенного уровня сложности)
Прочитаем текст (один ученик читает)
Ответим на вопросы по тексту:
Докажите, что перед вами текст.
Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.
Найдите средства связи предложений в тексте.
Уровень на «5»
Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.
Мало кого удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость и (не) выразимую печаль и (не) проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н. э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не) описуемой красоты цветка который рос на одном из (не) ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить (не) обыкновенный эликсир помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только искренний (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство - Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
4. Работа по развитию речи (в тетрадях по развитию речи)
- Конечно, нелегко было в те далекие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок. Обратимся к тетрадям по развитию речи.
Исправьте речевые и грамматические ошибки.
1. Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.
(ошибка в образовании причастия)
2. Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.
(ошибка в управлении)
3. Во время первой выставки ( X в.) цветущие цветы хризантемы оказали на посетителей неизгладимое впечатление.
(повтор и нарушение управления)
4. Одна из высших японских наград, не утратящих своей ценности, называется орденом Хризантемы.
(ошибка в образовании причастия)
5. Закрепление изученного на основе разноуровневых заданий
- Давайте продолжим подбирать причастия для описания хризантемы. Каждый из вас выбирает уровень сложности.
От цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами
Уровень «4»
НЕ – приставка
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Купленный
Подаренный
Уровень «5»
НЕ – частица
6. Работа по составлению текста
- А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся еще с одной версией истории хризантемы.
По другой легенде, родиной этого ________________________ очарования растения является Китай. Китайцы, _______________________ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _________________ силы преданию, смельчак, __________________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
(Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающийся).
7. Рефлексия. Подведение итогов
- Итак, подведем итоги. Сегодня мы не только потренировались в написании причастий с НЕ. Мы узнали историю хризантемы, познакомились с этимологией слова «эликсир». Посмотрели, как участвуют причастия в создании текста, и обнаружили ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий. (или учащиеся сами говорят о том, чем занимались на уроке, чему научились)
8. Домашнее задание
Дома вспомните материал сегодняшнего урока и напишите изложение «Необыкновенная история хризантемы» или «Удивительное рядом»