kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- «

Цель: ознакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв Е и И в приставках; начать формирование умения различать на письме приставки.

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к изучению языка.

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, текста

Предметные: знать правило написания  гласных в приставках пре- и при-, словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок  пре- и при-, список слов, в которых  пре- и при- являются частью корня;  графически обозначать условия выбора правильных написаний; озаглавливать текст; находить в тексте элементы разговорного стиля.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

1)Работа с текстом.

Прочитайте текст и озаглавьте его.

        Всю ночь шёл дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замерзли на высоких деревьях. Утром лесничий приоткрыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!»

        Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял причудливый. Всё кругом обледенело. Деревья склонились под тяжёлым ледяным грузом, словно задумались.

Выпишите слова с приставками, графически выделяя их (самостоятельно).

(На рассвете, подул, замёрзли, приоткрыл, оглянулся, воскликнул, высунул, проговорил, вышли, причудливый,обледенело, склонились, задумались)

На доске таблица

Распределите выделенные приставки в таблице по столбикам, но записываете только те приставки, условия написания которых вам хорошо известны.

Приставки

изменяемые

неизменяемые

неизвестные

рас-, вос-

по-, за-, о-, вы-, про-, об-, с-

- Можете вы объяснить написание приставок, которые вошли в третью колонку?  (Нет)

- В чем заключается  трудность? (Не знаем какую букву писать – е или и).

- Как же быть?

- Нужно заняться изучением правописания букв е-и в приставках пре-, при-.

3. Целеполагание.

- Как будет звучать тема урока?

-  Гласные в приставках пре- и при-.

- Какую задачу поставим перед собой?

- Познакомиться с правилами написания гласных в приставках пре- и при-

4. Изучение нового материала

  1. Скажите, какое общее значение  объединяет слова в каждом столбике?

Запись на доске

прибежать

присел

пришкольный

приклеить

пресмешное

приехать

прилёг

приусадебный

прилепить

преглупое

приплыть

прикусил

приморский

прицепить

премилое

Ребята пытаются найти общее значение слов, а учитель при помощи ребят озаглавливает каждый столбик таблицы.

Вывод:

- если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполноту действия, то в ней пишется И

- а если приставка сходна по значению со словом очень – пишется Е.

2) Работа с учебником. Рассмотрим таблицу на стр. 65.

- Прочитайте слова с приставкой при-. Что обозначает приставка в первом слове, втором, третьем и четвёртом?

- От чего же зависит выбор буквы  в этой приставке? (От значения)

- Прочитайте слова с приставкой пре-. Что обозначает она в словах? (Сходство со значением слова очень или пере-)

- Что должно быть отражено в орфографическом правиле?

3) Прочитайте правило на стр. 66.

- Сколько в нем частей? (2)

- Какие указаны условия выбора букв е и и в данных приставках?

- Как выделена изучаемая орфограмма? (№29)

- Как обозначены условия выбора букв?

4) Чтобы определить, какую букву писать в приставке, рассуждайте так:

Запись на доске    Пр.остановить – в этом слове есть приставка, в ней гласная безударная. Приостановить, значит остановить на короткое время, произвести неполное действие. С таким значением бывает приставка при-, следовательно в слове надо писать букву и.

5.Физминутка.

Посмотрите вправо-влево,

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!

6. Закрепление изученного материала.

Работа над упр. 154 (с рассуждением и графическим обозначением) по 5 слов из каждого столбика.

Контроль знаний.

Учитель читает предложение, ребята выписывают слова с приставками при-, пре-, графически обозначая условия выбора.

1) Тут коней они впрягали

    И в столицу приезжали.

                                 (П.Ершов)

2) Ой, Конёчек – Горбуночек!

    Прибегай скорей, дружочек!

                                  (П.Ершов)

3) Не успев закончить драки,

    Кот приклеился к собаке,

   А к трамваю

   В тот же миг

   Прилепился грузовик!

                                 (Б.Заходер)

- А теперь сверьте свои записи с записями на доске, поставьте себе отметку.

7. Итог урока.

- От чего же зависит выбор букв е и и в приставках пре-, при-?

- С чего следует начинать применение правила о буквах е-и в приставках пре-, при-?

8. Домашнее задание.

1) Выучить орфографическое правило правописания букв е-и в приставках пре- -и при- на стр. 66

2) Из русских народных сказок выписать 10 предложений, в которых встречаются слова с приставками пре, при.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- "»

24.10.16 год. Конспект урока по русскому языку. 6 класс. (45 урок)

Тема: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- «

Цель: ознакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв Е и И в приставках; начать формирование умения различать на письме приставки.

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к изучению языка.

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, текста

Предметные: знать правило написания гласных в приставках пре- и при-, словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок пре- и при-, список слов, в которых пре- и при- являются частью корня; графически обозначать условия выбора правильных написаний; озаглавливать текст; находить в тексте элементы разговорного стиля.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

1)Работа с текстом.

Прочитайте текст и озаглавьте его.

        Всю ночь шёл дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замерзли на высоких деревьях. Утром лесничий приоткрыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!»

        Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял причудливый. Всё кругом обледенело. Деревья склонились под тяжёлым ледяным грузом, словно задумались.

Выпишите слова с приставками, графически выделяя их (самостоятельно).

(На рассвете, подул, замёрзли, приоткрыл, оглянулся, воскликнул, высунул, проговорил, вышли, причудливый,обледенело, склонились, задумались)

На доске таблица

Распределите выделенные приставки в таблице по столбикам, но записываете только те приставки, условия написания которых вам хорошо известны.

Приставки

изменяемые

неизменяемые

неизвестные

рас-, вос-

по-, за-, о-, вы-, про-, об-, с-


- Можете вы объяснить написание приставок, которые вошли в третью колонку?  (Нет)

- В чем заключается  трудность? (Не знаем какую букву писать – е или и).

- Как же быть?

- Нужно заняться изучением правописания букв е-и в приставках пре-, при-.


3. Целеполагание.

- Как будет звучать тема урока?

-  Гласные в приставках пре- и при-.

- Какую задачу поставим перед собой?

- Познакомиться с правилами написания гласных в приставках пре- и при-


4. Изучение нового материала

  1. Скажите, какое общее значение  объединяет слова в каждом столбике?

Запись на доске






прибежать

присел

пришкольный

приклеить

пресмешное

приехать

прилёг

приусадебный

прилепить

преглупое

приплыть

прикусил

приморский

прицепить

премилое

Ребята пытаются найти общее значение слов, а учитель при помощи ребят озаглавливает каждый столбик таблицы.

Вывод:

- если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполноту действия, то в ней пишется И

- а если приставка сходна по значению со словом очень – пишется Е.


2) Работа с учебником. Рассмотрим таблицу на стр. 65.

- Прочитайте слова с приставкой при-. Что обозначает приставка в первом слове, втором, третьем и четвёртом?

- От чего же зависит выбор буквы  в этой приставке? (От значения)

- Прочитайте слова с приставкой пре-. Что обозначает она в словах? (Сходство со значением слова очень или пере-)

- Что должно быть отражено в орфографическом правиле?

3) Прочитайте правило на стр. 66.

- Сколько в нем частей? (2)

- Какие указаны условия выбора букв е и и в данных приставках?

- Как выделена изучаемая орфограмма? (№29)

- Как обозначены условия выбора букв?

4) Чтобы определить, какую букву писать в приставке, рассуждайте так:

Запись на доске    Пр..остановить – в этом слове есть приставка, в ней гласная безударная. Приостановить, значит остановить на короткое время, произвести неполное действие. С таким значением бывает приставка при-, следовательно в слове надо писать букву и.


5.Физминутка.

Посмотрите вправо-влево,

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!


6. Закрепление изученного материала.

Работа над упр. 154 (с рассуждением и графическим обозначением) по 5 слов из каждого столбика.

Контроль знаний.

Учитель читает предложение, ребята выписывают слова с приставками при-, пре-, графически обозначая условия выбора.

1) Тут коней они впрягали

    И в столицу приезжали.

                                 (П.Ершов)

2) Ой, Конёчек – Горбуночек!

    Прибегай скорей, дружочек!

                                  (П.Ершов)

3) Не успев закончить драки,

    Кот приклеился к собаке,

   А к трамваю

   В тот же миг

   Прилепился грузовик!

                                 (Б.Заходер)

4) Только поп один Балду не любит,

    Никогда его не приголубит.

                                       (А.Пушкин)

5) Погода была ужасная.

    Принцесса была прекрасная

                                         (Г.Сапгир)

6) Петин папа был преважный

   Дом имел пятиэтажный

                                     (В.Маяковский)

- А теперь сверьте свои записи с записями на доске, поставьте себе отметку.


7. Итог урока.

- От чего же зависит выбор букв е и и в приставках пре-, при-?

- С чего следует начинать применение правила о буквах е-и в приставках пре-, при-?


8. Домашнее задание.

1) Выучить орфографическое правило правописания букв е-и в приставках пре- -и при- на стр. 66

2) Из русских народных сказок выписать 10 предложений, в которых встречаются слова с приставками пре, при.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- "

Автор: Дубова Анастасия Александровна

Дата: 20.11.2016

Номер свидетельства: 360652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "111805"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407938441"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по русскому языку "Гласные в приставках пре - и при-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaporusskomuiazykuglasnyievpristavkakhprieipri"
    ["file_id"] => string(6) "321686"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461348467"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект  урока языка Правописание приставок пре- и при-"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "252716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447431138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства