Правописание приставок пре- и при-
Цели урока:
- усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
- различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-
Оборудование: презентация Power Point, разноуровневые карточки.
Ход урока
1.Организационный момент. Учащиеся записывают число, оставляют место для темы урока и выполняют словарную работу на правописание приставок на –з и –с. Слайд1.
2. Словарная работа. Учитель читает слова, учащиеся записывают только букву, которую слышат на конце приставки в 3 столбика.
1столбик: разбежаться, изгнать,раздавить, изредка, изнеженный, восстание, бесформенный,воззвание
2 столбик: разбудить, бесшумно, бесцветный, расписание, безразличный, растрепать,рассчитывать,разыгрывать.
3 столбик: возвышаться,распахнуть, исцарапанный,исчерпать, развалить,воздействовать,беззвучный,беззлобный.
Взаимопроверка. При помощи линейки и карандаша дети обводят буквы з, если работа выполнена без ошибок, то должен быть следующий результат: Слайд1
3. Слово учителя. Над какой орфограммой работали? Расскажите о приставках. (Один ученик отвечает, а другой дает рецензию на ответ) Слайд 2
Учитель сообщает о том, что к неизменяемым приставкам относятся приставки пре- и при-. Запись темы. Слайд 3. Дети самостоятельно формулируют цели урока, анализируют эпиграф к нему: В разнообразии приставок – разнообразие смысла.
( К. Чуковский)
4.Объяснение нового материла. Учащимся предлагается прослушать песню и самостоятельно составить алгоритм правописания приставки при- : Слайд 4
ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд,
приплыл Пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной -
Обо всех, кто придет,
Прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ -, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется ПРИ – Обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил ~ не совсем откусил,
Пригорело - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ -.
Дети зачитывают алгоритмы, вместе с учителем делают записи в тетради-справочники. Слайд 5. Подбирают свои примеры на каждый случай.
Звучит продолжение песни о приставке пре-, дети составляют алгоритм: Слайд 6
Предлинный достанет до крыши рукой, прежадный не даст вам конфету.
Кто очень «такой» и очень «сякой» -ПРЕ - мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным - дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ –
Там только ПРЕ - ставить надо.
Заслушивание ответов, запись в словари.
5. Закрепление материала.
Учащиеся делятся на группы. 1 группа: составить диктант на тему урока. 2 группа: Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).
Остальные учащиеся работают вместе с учителем. Задание: вставить слова, назвать автора и произведения, объяснить орфограммы и пунктограммы. Слайд 7
1)Час обеда (…),
Топот по двору раздался.
2) Кто-то терем (…)
Да хозяев поджидал.
3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек (…).
4) Пушки с (…) палят,
Кораблю (…) велят.
5) Здравствуй, князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?
6) Только поп один Балду не любит,
Никогда его не (…).
7) (…) к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно , старче?»
Анализ работ учащихся, рецензия на ответ . Задачи на следующий урок.
6. Итоги урока. Учащиеся делают вывод по уроку.
7. Домашнее задание. Слайд 8.
1. Учить записи в тетради-справочнике, упражнения 323,327 (письменно)
2. Сочинить сказку о приставках пре- и при- (по желанию)