Гласные в приставках пре- и при-
Цели: 1) углубить знания о правописании приставок; познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв «е» и «и» в приставках пре-при.
2) формировать умение распознавать приставки пре- при; учить анализировать данное правило; развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувствительное отношение к тексту.
3) воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Учитель: Я предлагаю вам выполнить небольшое задание
1)Наступила золотая осень.2) Разгораются костры листопада.3) Березы и клены осень раскрасила в желтый цвет, а листья осинок подрумянила.4) Как хорош лес в осеннем уборе.
1) Прочитайте текст.
2) Определите тему.
3) Определите стиль.
4) Какие, знакомые вам, художественные средства использует автор.
5) В третьем предложении выделите грамматическую основу и составьте схему предложения.
6) Выпишите слова с пропущенными орфограммами, распределив их в 2 колонки. В 1- выпишите слова с безударной гласной в корне слова, а во 2- слова с приставками и объясните их написание.
Учитель: Прочитайте слова в 1 колонке, объясните их(золотая, костры, желтый)
Прочитайте слова во второй колонке, объясните их (разгораются, раскрасила, подрумянила, пришла). Правописание приставки при объяснить не могут.
Учитель: Как вы считаете, какова тема нашего урока?
Прочитайте тему нашего урока, скажите, что вы знаете по этой теме.
Ответы: Мы знаем, что такое приставка.
Учитель: Дайте определение приставки.
Ответы: Приставка-это значимая часть слова,которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.
Например: Дочитать, раскрасить, сбежать.
Учитель: Правописание каких приставок вы знаете?
Ответы:1) Гласные и согласные в приставках, кроме з, с.( Приставки, которые пишутся по традиции).
2) Буквы з и с на конце приставок. (Приставки на з, с)
Учитель: Давайте вспомним правописание этих приставок.
Монологический ответ у доски (все приводят примеры)
Ответы:1) Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з(с) и приставок пре-при-, пишутся одинаково независимо от произношения. Например: Запахнуть, подпись, надпись, сделать.
2) В приставках на –з(-с) перед звонкими согласными пишем з, а перед глухими –с. Например: Разбудить (перед звонким); расписание (перед глухим)
Рецензия
Учитель: Все то, что мы сейчас повторили, поможет вам при работе над темой урока : «Гласные в приставках пре- и при»
Учитель: Определите для себя цель учебной деятельности.
Сообщение целей урока
1)Сегодня на уроке я познакомлюсь с правописанием еще одной группы приставок, с правописанием приставок –пре- и –при-.
2) Я буду учиться писать буквы Е- И в приставках пре-при, графически правильно обозначать данную орфограмму.
3) Я буду выполняя различные виды заданий и совершенствовать свою грамотность.
Учитель: Наш урок будет способствовать развитию вашей устной и письменной речи, орфографической и пунктуационной зоркости.
2 Операционально- познавательный этап.
Объяснение нового материала.
Учитель: Я предлагаю вам материал для наблюдения. Возьмите свои рабочие листы.
-Прочитайте слова в первой колонке с приставкой- при-.
1)Определите значениеприставки – при- в словах под цифрой 1, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.
2) Определите значениеприставки – при- в словах под цифрой 2, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.
3) Определите значениеприставки – при- в словах под цифрой 3, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.
4) Определите значениеприставки – при- в словах под цифрой 4, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.
-Прочитайте слова во второй колонкес приставкой – пре-.
1) Определите значениеприставки – пре- в словах под цифрой 1, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.
2) Определите значениеприставки – пре- в словах под цифрой 2, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.
Учитель: Какой же вывод можно сделать, в каких случаях пишется приставка –при,а в каких случаях пишется приставка –пре?
Ответы: Если приставка обозначает присоединение, приближение,близость к объекту или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ).
Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере,тов нейпишется буква Е (это приставка ПРЕ)
Учитель: Откройте учебник на странице 69-ой, прочитайте материал (правило) и скажите, правильно ли мы сделали вывод о написании приставок -пре- и при-.
(Читают вслух)
Учитель: Перескажите это правило друг другу.
Учитель: Чтобы лучшеовладеть способом выбора букв Е-И в приставках –пре – при- , давайте составим алгоритм рассуждения.
1)Прочитайте слово.
2)Выделите приставку.
3)Определите значение приставки.
1)Близка к слову очень 1)обозначает приближение,
2)близка к приставке –пере- 2)присоединение,
3)близость к объекту,
4)неполное действие
Тренировочные упражнения
Задание 1.Учитель: Применяя теоретические знания, пользуясь рабочим листом, алгоритмом, выполните следующее задание.
Запишите у доски словосочетания, объяснитеграфически правописание гласных в приставках –пре- и –при-.
Присядешь на полянке,приусадебный участок, приближение осени, привязать к руке, преспокойно сидеть, преградить путь.
Устно придумайте предложение с любым словосочетанием
Выборочная работа.
Задание 2.Откройте упражнение 155-оена странице 69. Прочитайте задание.
Что вам нужносделать в этом упражнении и с какой целью?
Проверяем устно. Прочитайте слова с приставкойпри-
Прочитайте слова с приставкойпре-
Словарная работа
Учитель: Хочу обратить ваше внимание на правописание слова ПРИЙТИ. Оно вынесено в учебнике как словарное слово.
Объясните лексическое значениеэтого слова.
Составьте2 словосочетания и запишите их. (Устно проверить)
Творческое задание
- Вамнужно заменить данные словосочетания одним словом, используя приставки –пре- и –при-.
Край при море,очень старый, присоединить с помощью веревки, сесть на краешек стула, присоединить с помощью клея, приблизиться на коне, слегка открыть дверь.
3.Рефлексивно- оценочный этап.
Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока. С результатами я познакомлю вас на следующем уроке.
Тест
Задание по вариантам
Учитель: Проанализируйте свою деятельность на уроке, достигли ли вы цели, поставленной в начале урока. Скажите, какое задание было трудным, интересным?
Ответы: Учитель: Запишите домашнее задание.
1.Подготовьте устный монологический ответ (страница 69)
2.Выполните письменно упражнение 154 или выпишите 6 предложений из текстов художественной литературы на каждый пункт правила.