kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Гласные в приставках пре - и при-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Гласные в приставках пре- и при-

Цели: 1) углубить знания о правописании приставок; познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв «е» и «и» в приставках пре-при.

            2) формировать умение распознавать приставки  пре- при; учить анализировать данное правило; развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувствительное отношение к тексту.

            3) воспитывать интерес к изучению русского языка.

                                                          Ход урока

                                           1. Мотивационный этап.

Учитель:  Я предлагаю вам  выполнить небольшое задание

1)Наступила золотая осень.2) Разгораются костры листопада.3) Березы и клены осень раскрасила в желтый цвет, а листья осинок подрумянила.4) Как хорош лес  в осеннем уборе.

1) Прочитайте текст.

2) Определите тему.

3) Определите стиль.

4) Какие,  знакомые вам,  художественные средства использует автор.

5) В третьем предложении  выделите грамматическую основу и составьте схему предложения.

6) Выпишите слова с пропущенными орфограммами, распределив их в 2 колонки. В 1- выпишите слова с безударной гласной в корне слова, а во 2- слова с приставками и объясните их написание.

Учитель: Прочитайте слова в 1 колонке, объясните их(золотая, костры, желтый)

Прочитайте слова во второй колонке, объясните их (разгораются, раскрасила, подрумянила, пришла). Правописание приставки при объяснить не могут.

Учитель: Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Прочитайте тему нашего урока, скажите, что вы знаете по этой теме.

Ответы:  Мы знаем, что такое приставка.

Учитель: Дайте определение приставки.

Ответы: Приставка-это значимая часть слова,которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования  слов.

Например: Дочитать, раскрасить,  сбежать.

Учитель: Правописание каких приставок вы знаете?

Ответы:1) Гласные и согласные в приставках, кроме з, с.( Приставки, которые пишутся по традиции).

               2) Буквы з и с на конце приставок. (Приставки на з, с)

Учитель: Давайте вспомним правописание  этих приставок.

Монологический ответ у доски (все приводят примеры)

Ответы:1) Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з(с) и приставок пре-при-, пишутся одинаково независимо от произношения. Например: Запахнуть, подпись, надпись, сделать.

             2) В приставках на –з(-с)  перед звонкими согласными пишем з, а перед глухими –с. Например: Разбудить (перед звонким);  расписание (перед  глухим)

                                                  Рецензия

Учитель: Все то, что мы сейчас повторили, поможет вам при работе над темой урока :         «Гласные в приставках пре- и при»

Учитель: Определите для себя цель  учебной деятельности.

                           Сообщение целей урока

1)Сегодня на уроке я познакомлюсь с правописанием еще одной группы приставок, с правописанием приставок –пре- и –при-.

2) Я буду  учиться  писать  буквы  Е- И в приставках пре-при, графически правильно обозначать данную орфограмму.

3) Я буду выполняя различные виды заданий и совершенствовать свою грамотность.

Учитель: Наш урок будет способствовать развитию вашей устной и письменной речи, орфографической и пунктуационной зоркости.

2 Операционально- познавательный этап.

                              Объяснение нового материала.

Учитель: Я предлагаю вам материал для наблюдения. Возьмите свои рабочие листы.

-Прочитайте слова в первой колонке с приставкой- при-.

1)Определите значениеприставки – при- в словах под цифрой 1, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

2) Определите значениеприставки – при- в словах под цифрой 2, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

3) Определите значениеприставки – при- в словах под цифрой 3, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

4) Определите значениеприставки – при- в словах под цифрой 4, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

-Прочитайте слова во второй колонкес приставкой – пре-.

1) Определите значениеприставки – пре- в словах под цифрой 1, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

2) Определите значениеприставки – пре- в словах под цифрой 2, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

Учитель: Какой же вывод можно сделать, в каких случаях пишется приставка –при,а в каких случаях пишется приставка –пре?

Ответы: Если приставка обозначает присоединение, приближение,близость к объекту или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ).

Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере,тов нейпишется буква Е (это приставка ПРЕ)

Учитель: Откройте учебник на странице 69-ой, прочитайте материал (правило) и скажите, правильно ли мы сделали вывод о написании приставок  -пре- и при-.

(Читают вслух)

Учитель: Перескажите  это правило друг другу.

Учитель: Чтобы лучшеовладеть способом выбора букв Е-И в приставках –пре – при- , давайте составим алгоритм рассуждения.

1)Прочитайте слово.

2)Выделите приставку.

3)Определите значение приставки.

1)Близка к слову очень                                         1)обозначает приближение,

2)близка к приставке –пере-                              2)присоединение,

3)близость к объекту,

4)неполное действие

                               Тренировочные упражнения

  1.  

Задание 1.Учитель: Применяя теоретические знания, пользуясь рабочим листом, алгоритмом, выполните следующее задание.

Запишите у доски словосочетания, объяснитеграфически правописание гласных в приставках –пре- и –при-.

Присядешь на полянке,приусадебный участок, приближение осени, привязать к руке, преспокойно сидеть, преградить путь.

              Устно придумайте предложение с любым словосочетанием

Выборочная работа.

Задание 2.Откройте упражнение 155-оена странице 69. Прочитайте задание.

Что вам нужносделать в этом упражнении и с какой целью?

Проверяем устно. Прочитайте слова с приставкойпри-

Прочитайте слова с приставкойпре-

                                           Словарная работа

Учитель: Хочу обратить ваше внимание  на правописание слова ПРИЙТИ. Оно вынесено в учебнике как словарное слово.

Объясните лексическое значениеэтого слова.

Составьте2 словосочетания и запишите их. (Устно проверить)

                                           Творческое задание

- Вамнужно заменить данные словосочетания одним словом, используя приставки –пре- и –при-.

Край при море,очень старый, присоединить с помощью веревки, сесть на краешек стула, присоединить с помощью клея, приблизиться на коне, слегка открыть дверь.

                        3.Рефлексивно- оценочный этап.  

Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока. С результатами я познакомлю вас на следующем уроке.

                                                              Тест

                                                Задание по вариантам

Учитель: Проанализируйте свою деятельность на уроке, достигли ли вы цели, поставленной в начале урока. Скажите, какое задание было трудным, интересным?

Ответы: Учитель: Запишите домашнее задание.

1.Подготовьте устный монологический ответ (страница 69)

2.Выполните письменно упражнение 154 или выпишите 6 предложений из текстов художественной литературы на каждый пункт правила.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Гласные в приставках пре - и при-"»

Гласные в приставках пре- и при-

Цели: 1) углубить знания о правописании приставок; познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв «е» и «и» в приставках пре-при.

2) формировать умение распознавать приставки пре- при; учить анализировать данное правило; развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувствительное отношение к тексту.

3) воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1. Мотивационный этап.

Учитель: Я предлагаю вам выполнить небольшое задание

1)Наступила золотая осень.2) Разгораются костры листопада.3) Березы и клены осень раскрасила в желтый цвет, а листья осинок подрумянила.4) Как хорош лес в осеннем уборе.

1) Прочитайте текст.

2) Определите тему.

3) Определите стиль.

4) Какие, знакомые вам, художественные средства использует автор.

5) В третьем предложении выделите грамматическую основу и составьте схему предложения.

6) Выпишите слова с пропущенными орфограммами, распределив их в 2 колонки. В 1- выпишите слова с безударной гласной в корне слова , а во 2- слова с приставками и объясните их написание.

Учитель: Прочитайте слова в 1 колонке , объясните их(золотая, костры, желтый)

Прочитайте слова во второй колонке, объясните их (разгораются, раскрасила, подрумянила, пришла). Правописание приставки при объяснить не могут.

Учитель: Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Прочитайте тему нашего урока, скажите, что вы знаете по этой теме.

Ответы: Мы знаем, что такое приставка.

Учитель: Дайте определение приставки.

Ответы: Приставка-это значимая часть слова ,которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.

Например: Дочитать, раскрасить, сбежать.

Учитель: Правописание каких приставок вы знаете?

Ответы:1) Гласные и согласные в приставках, кроме з, с.( Приставки, которые пишутся по традиции).

2) Буквы з и с на конце приставок. (Приставки на з, с)

Учитель: Давайте вспомним правописание этих приставок.

Монологический ответ у доски (все приводят примеры)

Ответы:1) Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з(с) и приставок пре-при-, пишутся одинаково независимо от произношения. Например: Запахнуть, подпись, надпись, сделать.

2) В приставках на –з(-с) перед звонкими согласными пишем з, а перед глухими –с. Например: Разбудить (перед звонким); расписание (перед глухим)

Рецензия

Учитель: Все то, что мы сейчас повторили, поможет вам при работе над темой урока : «Гласные в приставках пре- и при»

Учитель: Определите для себя цель учебной деятельности.

Сообщение целей урока

1)Сегодня на уроке я познакомлюсь с правописанием еще одной группы приставок, с правописанием приставок –пре- и –при- .

2) Я буду учиться писать буквы Е- И в приставках пре-при, графически правильно обозначать данную орфограмму.

3) Я буду выполняя различные виды заданий и совершенствовать свою грамотность.

Учитель: Наш урок будет способствовать развитию вашей устной и письменной речи, орфографической и пунктуационной зоркости.

2 Операционально- познавательный этап.

Объяснение нового материала.

Учитель: Я предлагаю вам материал для наблюдения. Возьмите свои рабочие листы.

-Прочитайте слова в первой колонке с приставкой- при-.

1)Определите значение приставки – при- в словах под цифрой 1, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

2) Определите значение приставки – при- в словах под цифрой 2, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

3) Определите значение приставки – при- в словах под цифрой 3, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

4) Определите значение приставки – при- в словах под цифрой 4, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

-Прочитайте слова во второй колонке с приставкой – пре-.

1) Определите значение приставки – пре- в словах под цифрой 1, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

2) Определите значение приставки – пре- в словах под цифрой 2, выбрав из предложенных на доске вариантов. Запишите.

Учитель: Какой же вывод можно сделать, в каких случаях пишется приставка –при,а в каких случаях пишется приставка –пре?

Ответы: Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость к объекту или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ).

Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере ,то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ)

Учитель: Откройте учебник на странице 69-ой, прочитайте материал (правило) и скажите, правильно ли мы сделали вывод о написании приставок -пре- и при- .

(Читают вслух)

Учитель: Перескажите это правило друг другу.

Учитель: Чтобы лучше овладеть способом выбора букв Е-И в приставках –пре – при- , давайте составим алгоритм рассуждения.

1)Прочитайте слово.

2)Выделите приставку.

3)Определите значение приставки.





1)Близка к слову очень 1)обозначает приближение,

2)близка к приставке –пере- 2)присоединение,

3)близость к объекту,

4)неполное действие.



Е И





Тренировочные упражнения

1)Комментированное письмо у доски.

Задание 1.Учитель: Применяя теоретические знания, пользуясь рабочим листом, алгоритмом, выполните следующее задание.

Запишите у доски словосочетания, объясните графически правописание гласных в приставках –пре- и –при-.

Присядешь на полянке, приусадебный участок, приближение осени, привязать к руке, преспокойно сидеть, преградить путь.

Устно придумайте предложение с любым словосочетанием

Выборочная работа.

Задание 2.Откройте упражнение 155-ое на странице 69. Прочитайте задание.

Что вам нужно сделать в этом упражнении и с какой целью?

Выпишите из этого упражнения 5 слов с приставкой при- и 5 слов с приставкой пре-.

Проверяем устно. Прочитайте слова с приставкой при-

Прочитайте слова с приставкой пре-

Словарная работа

Учитель: Хочу обратить ваше внимание на правописание слова ПРИЙТИ. Оно вынесено в учебнике как словарное слово.

Объясните лексическое значение этого слова.

? (ученик дает толкование из словаря)

Прийти-



Составьте2 словосочетания и запишите их. (Устно проверить)

Творческое задание

Учитель: А теперь поработаем самостоятельно.

- Вам нужно заменить данные словосочетания одним словом, используя приставки –пре- и –при-.

Край при море, очень старый, присоединить с помощью веревки, сесть на краешек стула, присоединить с помощью клея, приблизиться на коне, слегка открыть дверь.







3.Рефлексивно- оценочный этап.

Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока. С результатами я познакомлю вас на следующем уроке.

Тест

Задание по вариантам

Учитель: Проанализируйте свою деятельность на уроке, достигли ли вы цели, поставленной в начале урока. Скажите, какое задание было трудным, интересным?

Ответы: Учитель: Запишите домашнее задание.

1.Подготовьте устный монологический ответ (страница 69)

2.Выполните письменно упражнение 154 или выпишите 6 предложений из текстов художественной литературы на каждый пункт правила.

Рабочий лист

Слова с приставками при-

Значение приставки в этих словах.



  1. Пришить Привязать



  1. Прибежать Приехать


  1. Пришкольный Привокзальный



  1. Приоткрыть Привстать




Слова с приставками пре-

Значение приставки в эти словах.

  1. Преумный Преинтересный



  1. Прервать Преградить



Вывод: Если приставка обозначает приближение, присоединение, близость к объекту, неполное действие, то в ней пишется буква …

Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква …



Тест

Вариант 1

1.Закончите предложение.

Если приставка обозначает приближение, присоединение, близость к объекту, неполное действие, то в ней пишется буква …

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква и

а) пр…мудрый в)пр…градить

б) пр…мчаться г)пр…интересный

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква е

а) пр…цепить в)пр…открыть

б) пр…ехать г)пр…хороший

4.В каком ряду пропущена буква и

а)пр…плыть, пр…бить, пр…уменьшить

б)пр…скучный, пр..вязать, пр…рвать

в)пр…быть, пр…усадебный, пр…встать

5.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е

а) пр…забавный в) пр…соединить

б) пр…плыть г)пр…увеличить

1)а, в 2)б, г 3)а, г 4)б, г

6.Замени словосочетание одним словом, используя приставки –пре – и –при-

С одним из слов составьте предложение.

1. Лечь ненадолго –

2. Очень мудрый –

3. Временно остановиться –

4.Встать наполовину, не во весь рост –

Тест

Вариант 2

1.Закончите предложение.

Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква …

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква и

а) пр…спокойный в) пр…неприятное (известие)

б) пр…увеличить г) пр…скакать

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква е

а) пр…йти в)пр…колоть

б) пр…седать г)пр…терпевать

4.В каком ряду пропущена буква и

а)пр…брежный, пр…ехать, пр…увеличить

б)пр…задуматься, пр.. клеить, пр…морский

в) пр…старый, пр.. ползти, пр…рвать

5.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е

а) пр…тупился в) пр…рвать

б) пр…станционный г)пр…грустный

1)а, в 2)б, г 3)а, г 4)в, г

6.Замени словосочетание одним словом, используя приставки –пре – и –при-

С одним из слов составьте предложение.

1.Слегка поднять –

2.Очень умный –

3.Умолкнуть на время –

4.Немного ободрить –

Карточки

Распределите слова на 2группы:

В первую выпишите слова с приставками, которые пишутся по традиции. Вставьте орфограммы, графически объясните их.

Во вторую группу выпишите слова с приставками на –з,- с. Вставьте орфограммы, графически объясните их.



Д…читать, бе…шумный, …делать, о…гадать ра…гадать, н…писать, ра…писаться, п…чувствовать, бе…радостный, и…пугаться, в…дыхать





Распределите слова на 2группы:

В первую выпишите слова с приставками, которые пишутся по традиции. Вставьте орфограммы, графически объясните их.

Во вторую группу выпишите слова с приставками на –з,- с. Вставьте орфограммы, графически объясните их.



Д…читать, бе…шумный, …делать, о…гадать ра…гадать, н…писать, ра…писаться, п…чувствовать, бе…радостный, и…пугаться, в…дыхать





Распределите слова на 2группы:

В первую выпишите слова с приставками, которые пишутся по традиции. Вставьте орфограммы, графически объясните их.

Во вторую группу выпишите слова с приставками на –з,- с. Вставьте орфограммы, графически объясните их.



Д…читать, бе…шумный, …делать, о…гадать ра…гадать, н…писать, ра…писаться, п…чувствовать, бе…радостный, и…пугаться, в…дыхать












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Гласные в приставках пре - и при-"

Автор: Мищенко Елена Николаевна

Дата: 22.04.2016

Номер свидетельства: 321686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "111805"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407938441"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка 6 класс "Правописание приставок -пре-при" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-pravopisaniie-pristavok-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "245143"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446058499"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- ""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_glasnyie_v_pristavkakh_prie_i_pri"
    ["file_id"] => string(6) "360652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479643834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства