kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Деепричастие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; ознакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы гла­гола; научить конструировать предложения по заданным моделям с использованием деепричас­тий для обозначения добавочного действия, закрепить полученные знания на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Деепричастие как часть речи"»

Тема. Понятие о деепричастии как особой форме гла­гола.

Цель: дать понятие о деепричастии как части речи.

Задачи:

- обучающие: показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; ознакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы гла­гола; научить конструировать предложения по заданным моделям с использованием деепричас­тий для обозначения добавочного действия, закрепить полученные знания на практике;

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании деепричастий; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления;

-воспитательные:  воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку. 

Тип урока:  урок изучения новой темы

Оборудование: Русский язык. 7 класс / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2016., раздаточный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Английский философ Фрэнсис Бэкон утверждал: «На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице». Только хорошо потрудившись и опираясь на ранее изученное, вы получите глубокие знания по теме сегодняшнего урока.

  1. Актуализация знаний.

1. Лингвистическое наблюдение.
Сравните два предложения.

Мальчик рассказывает о тренировке и улыбается. Мальчик рассказывает о тренировке, улыбаясь.

Назовите основы предложений. В каком предложении от од­ного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому? В каком предложении выделенные слова обозначают однород­ные действия, а в каком — неоднородные: одно основное, а дру­гое добавочное?

(Добавочное действие выражено словом улыбаясь.)

  1. Первичное усвоение новых знаний.

2. Объяснение учителя.

Деепричастие — особая форма глагола. В деепричастии сов­мещены признаки глагола и наречия. Деепричастия бывают со­вершенного и несовершенного вида, например: улыбаясь — не­совершенного вида. Вопросы, которые мы ставим к деепричас­тиям, напоминают вопросы к глаголам несовершенного и совер­шенного вида: что делая? и что сделав?

Зависимое слово — существительное или местоимение — ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаго­ле, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В. п.) — покрасив (что?) стену (В. п.).

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством, на­пример: Мальчик, улыбаясь, рассказывает о тренировке.— Рас­сказывает (как?) улыбаясь (то есть с улыбкой).


  1. Первичная проверка понимания.


  1. Устное задание.

— Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы? деепричастия и наречия?

  1. Слуховой диктант.

Прочитайте текст целиком, затем — по предложениям.

  • О каких основных действиях говорится в отрывке?

  • Какими средствами языка Н. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.

Вывод: функция деепричастий в речи — дописывать, до­рисовывать основное действие.


  1. Первичное закрепление.


1. Выборочный диктант.
Выпишите деепричастия.

Задумываясь, не думал, не присутствовал, присутствуя, не­навидя, негодуя, спрашивая, припоминая, удивился.

2. Списывание с заданием.

Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие — добавочные? Перепишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните главные члены предложения, укажите синтаксическую роль деепричастий.

Бе..жизненные туманы дымчато висят над водой отража­ясь призрачными оч..ртаниями. Ветер ч..тко дремлет затаив­шись в иглистых ветвях, (не) зар..бит уснувшей воды (не) ше­лохнет зелёной хвои.

Стаи перелётных уток шлёпая крыльями, беспокойно поды­маются с воды, а лебеди изогнув длинные шеи белея в воде от­ражениями, чутко прислушиваются к лесному эху (А. Серафимович).

3. Редактирование текста.

В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки, если они есть в употреблении деепричастий. Какого вида деепричастия?

Отперев окно, я залюбовался видом города. Открывая дверь, она громко вскрикнула. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. Брат, склонив голову набок, что-то писал. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш. Возвращаясь домой, шёл дождь. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Кое-кто из малышей, занявшись рисовани­ем, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.

— В чём причина допущенных ошибок? (Основное дейс­твие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относится к одному и тому же лицу, предмету).


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§ 28 стр. 76-77(выучить правило), Упр. 183, [Выписать из худ лит. 6-7 предложений с деепричастиями].


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

  1. Рассказ учителя.

Автор замечательных повестей «Гуттаперчевый мальчик» и «Антон Горемыка», выдающийся русский беллетрист XIX ве­ка Д. Григорович вспоминал, как его очерк «Петербургские шар­манщики» понравился писателю Ф. Достоевскому. Но одно мес­то Достоевскому не понравилось.

В очерке было написано: «Когда шарманка перестаёт иг­рать, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«— Не то, не то,— раздражённо заговорил вдруг Достоевс­кий,— совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...»

«-Это замечание, -- писал Григорович,--помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая — выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение»…

2. Беседа.

  • Какова роль деепричастий в речи?

  • Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием?

  • Каковы признаки глагола у деепричастия?

  • Какова синтаксическая роль деепричастий в предложении?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Деепричастие как часть речи"

Автор: Купрюшина Наталья Михайловна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dieieprichastiie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "371212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482142411"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425382989"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект  урока "Деепричастие  как  особая форма  глагола""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokadieieprichastiiekakosobaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "267125"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450293752"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства