kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Деепричастие" Знакомство с деепричастием как частью речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи"»

Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Деепричастие как часть речи»

Разработала Курицына Л.Н.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ « Лицей №33» г. Иваново

ХОД УРОКА.



Здравствуйте ,ребята. Сегодня мы с Вами будем совершать открытие.

(Читаю стихотворение-напутствие)

Друзья, берегите минуту и час
    Любого из школьных дней!
    Пусть станет профессором каждый из вас
    В профессии нужной своей.
     (М. Раскатов.)

(СЛАЙД №2)

Записываем число , классная работа ,тему мы с Вами запишем позднее.

1.Ну а начнем мы с офографической разминки .

-Записываем предложение ,разбираем по членам предложения, расставляем знаки препинания.( Подлежащее и сказуемое выражено им.существительным ,поэтому между ними тире.)

-Деятельность – единственный путь к знаниям (Б.Шоу)

(Джордж Бе́рнард Шо́у (англ. George Bernard Shaw; 26 июля 1856, Дублин, Ирландия — 2 ноября 1950, Хартфордшир, Англия) — выдающийся английский драматург и романист ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей[4]. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

Один из двух человек в истории (второй - Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар» (1939, за сценарий фильма «Пигмалион»). 

(работаем с предложением)

2.Подберите однокоренные слова к слову ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Деятельность,деяние,злодеяние,жизнедеятельность,благодеяние,дееспособность( Работаем с этими словами)

(СЛАЙД №3)

(Что объединяет все эти слова?( СЛАЙД №4)

Корень ДЕ . Происходит от гл. деять (делать) далее из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.- слав. дѣлати , русск делать,)



(Значение слов (можно обратить внимание, если позволяет время)

Деятельность-способность к действию

Деяние-действие

Злодеяние-действие злое

Благодеяние-действие во благо

Дееспособность-способность к действию)

ВОПРОС???

3-А давайте этот корень прибавим к слову ПРИЧАСТИЕ

Что получилось? Расшифруйте его.

Деепричастие- причастно к действию

(Слайд №5)

Я Вам больше скажу Деепричастие –это ч.р.

-вот мы подошли к теме урока

«ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Записываем тему урока

Какова будет цель нашего урока?



4.ЦЕЛЬ ( СЛАЙД №6)

1.Узнать ,что же такое Деепричастие

Деепричастие как часть речи,т.е.

-на какой вопрос отвечает,

-что обозначает,

-какие признаки имеет,

-какую синтаксическую роль играет.

2. Отличать Деепричастие от других частей речи

3.Находить Деепричастие в тексте





ЧТО ДЛЯ ЭТОГО МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ?

ЗАДАЧИ ( СЛАЙД №7)

- работать с упражнениями ,где есть деепричастия

- ознакомиться с информацией учебника.



Ну чтобы все вышесказанное осуществить, нужно прежде всего ТРУДИТЬСЯ , ДЕЛАТЬ ДЕЛО!

(СЛАЙД № 8)

5Начинаем действовать

Вам выдана таблица-памятка(с подобной таблицей мы уже работали ,когда проходили другие части речи), которую заполним по ходу работы.

1.Часть речи_____________________________________________________

2.Отвечает на вопрос_____________________________________________

3.Обозначает____________________________________________________

4.Имеет грамматические признаки_________________________________

5.Синтаксичческая роль__________________________________________

6.Примеры______________________________________________________

7.Роль в тексте____________________________________________________



Перед Вами текст. Прочитаем его (СЛАЙД №9)

Самая чистая вода не задерживается в большой стоячей луже, а течет по камням, преодолевая препятствия, низвергаясь водопадами. Именно она в конечном итоге становится питьевой. Эта вода очистилась в процессе падения, тысячи и тысячи раз билась о камни. Она в страданиях пела и ткала белую пену Надежды, при каждой встрече с препятствиями на своем пути рождая Радугу.

По Х. А. Ливрага

1.Прочитайте текст.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

4.Задайте глаголов-сказуемых вопросы обстоятельства

5. Выпишите слова, отвечающие на эти вопросы.



(Хорхе Анхель Ливрага Рицци (англ. Jorge Angel Livraga Rizzi; 3 сентября 1930, Буэнос-Айрес, Аргентина  7 октября1991, Мадрид, Испания) — философ, посвятивший свою жизнь международной гуманистической организации «Новый Акрополь».)

Определим тему и основную мысль текста ( СЛАЙД № 10)

1Тема ПОЯВЛЕНИЕ ЧИСТОЙ ВОДЫ

2Осн. мысль ПОКАЗАТЬ, КАКОЙ НЕПРОСТОЙ ПУТЬ ПРОХОДИТ ВОДА,ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАНЕТ КРИСТАЛЬНО ЧИСТОЙ,

-Как связан текст с нашим сегодняшним уроком?

(Мы также проходим сложный путь познания

А еще , наверное, там есть деепричастия)

6.РАБОТАЕМ С ЗАДАНИЕМ № 3

ВОДА НЕ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ, ТЕЧЕТ,ПРЕОДОЛЕВАЯ И НИЗВЕРГАЯСЬ

Что у Вас получилось?

-Ответьте мне на вопросы

(-Известная информация: глаголы-сказуемые показывают действие

-Неизвестно: на вопросы обстоятельства отвечают слова, которые очень похожи на глагол)

-Вот эти слова на какой вопрос отвечают? КАК?

-Какое отношение эти слова имеют к глаголу-сказуемому? ОНИ ОТ НЕГО ЗАВИСЯТ, Т,Е,

-Причастны к действию? ДА

-Значит это и будут ДЕЕПРИЧАСТИЯ ( СЛАЙД №11)

Заполняем таблицу

1Деепричастие

2 Как? Что делая?

3 Что обозначает? Обратимся к тексту ( дополнительное действие)

(Вода что делает? не задерживается , течет- это ее осн . действие, а что она дополнительно делает? преодолевая, низвергаясь -дополнительное действие---------значит Д.обозначает дополнительное действие к основному ,записываем в таблицу №3)

(СЛАЙД №12)

7.-Работаем дальше с нашей таблицей №4

Грамматические признаки Д.

Вам подсказкой будет следующая информация

.высказывание известного лингвиста В. Виноградова о том ,что

деепричастие можно рассматривать как «глагольно-наречную гибридную категорию» (Слайд №14)

(Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (31 декабря 1894 [12 января 1895], Зарайск — 4 октября 1969, Москва) — русский литературовед и языковед-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951). Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании. Депутат Верховного Совета РСФСР (1951—1954).

(гибрид- что-то ,полученное путем скрещивания разных пород сортов, видов)

Значит ДЕЕПРИЧАСТИЕ может иметь признаки и гл. и наречия

(Вспоминаем признаки глагола и наречия)

1 в. Находит пр .гл. 2 в. Находит пр. нар.

Вид вопрос

Возвратность неизменяемость

(СЛАЙД №15)

8.Заполняем №5 нашей таблицы(или уже заполнили)

9.Сверим свой вывод с учебником

А теперь обратимся к учебнику

Открываем стр.76 .п.28 прочитаем определение.



10.МОЛОДЦЫ. НУ А ТЕПЕРЬ: ДЕЛУ – ВРЕМЯ , ПОТЕХЕ - ЧАС
физкультминутка с деепричастиям

Встали , выпрямив руки, расправив плечи.

Стоим ровно, поворачивая корпус тела направо ,а налево

Прямо стоим , поднимая руки вверх, опуская вниз ,вверх, вниз.

Сели ровно , закрыв глаза, поворачивая голову направо ,налево.

Прямо , глаза открыли .За работу!!!(Можно обратиться к ученикам ,они дополняют основное действие деепричастиями)

11.Итак , что мы с вами сделали? Обращаю внимание на цели урока.

(Цели урока

Узнать ,что же такое Деепричастие

Деепричастие как часть речи,т.е.

-на какой вопрос отвечает,

-что обозначает,

-какие признаки имеет,

-какую синтаксическую роль играет

2. Отличать Деепричастие от других частей речи )



12.Мы познакомились с теорией , а теперь закрепить на практике

-В данном тексте нашли еще деепричастие

РОЖДАЯ

-А теперь обратимся к следующему высказыванию

Гвоздев А.Н.: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

(СЛАЙД № 16)

-Как Вы понимаете это высказывание?

(Т.к. деепричастие обозначает добавочное действие, т.е. дорисовывают главное)

13. Я предлагаю Вам поработать в качестве художника слова

Перед Вами стихотворение А.А. Фета, я взяла на себя смелость и поработала с этим стихотворением и вот что получилось

Ручьи журчат, и извиваются,
И меж собой перекликаются,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
(СЛАЙД № 17)

Найдите гр. Основу РУЧЬИ ЖУРЧАТ,ИЗВИВАЮТСЯ,ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ,СПЕШАТ

Одн.сказуемые перечисляют отдельные действия одного и того же предмета.

Задание: замените глаголы на деепричастия. ОСН.ДЕЙСТВИЕ-спешат

Вот что получилось

Ручьи, журча, и извиваясь ,
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
(А. А. Фет. Опять незримые усилья)

(СЛАЙД №18)

Вывод (Деепричастие делает текст ярче )

14.СТИХОТВОРЕНИЕ О ВОДОПАДЕ (СЛАЙД № 19)

Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - 
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

Роберт Саути «Лодорский водопад»

Замечательное явление природы описал Р.Саути. Но не только в Великобритании есть чудесные места. В нашем Ивановском крае есть настоящие жемчужины .И одна из них –Святое озеро и в Южском районе. ( СЛАЙД №20)

А смогли бы Вы описать это красивое место при помощи деепричастий? Попробуйте Одно из заданий : написать сочинение на тему :

«Родник – начало и исток, воды живительный глоток».

15А сейчас я приведу Вам примеры ярких выражений

(что в них особенного?)

(СЛАЙД № 21)











Сложа руки                      не покладая рук

скрепя сердце                   засучив рукава

спустя рукава                   затаив дыхание

сломя голову                    высунув язык

положа руку на сердце



Как называются такие выражения?

ФРАЗЕЛОГИЗМЫ

Выберите, пожалуйста тот фразеологизм , который соответствует Вашему настроению на сегодняшнем уроке и запишите его в памятке под №6

16А теперь заполните лист –самооценки

Урок для меня показался____________________________________

Материал урока мне был____________________________________

Сегодня я узнал __________________________________________
Теперь я могу­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­…­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________

Я понял, что…_____________________________________________
Меня удивило…____________________________________________

На уроке я работал__________________________________________

Своей работой на уроке я_____________________________________



(СЛАЙД №22)

17Домашнее задание(задания по выбору)

1.П.28 Упр.181

2. .Выписать из повести «Тарас Бульба» предложения с деепричастиями

3. Написать сочинение на тему : «Родник – начало и исток, воды живительный глоток».

4.Написать лингвистическую сказку о Деепричастии



(СЛАЙД №23)














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи"

Автор: Курицына Лариса Николаевна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425382989"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "111287"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407324041"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка в 7 классе: Деепричастие как часть речи."
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogho_iazyka_v_7_klassie_dieieprichastiie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "360188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479480548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства