kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Деепричастие" Знакомство с деепричастием как частью речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи"»

Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Деепричастие как часть речи»

Разработала Курицына Л.Н.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ « Лицей №33» г. Иваново

ХОД УРОКА.



Здравствуйте ,ребята. Сегодня мы с Вами будем совершать открытие.

(Читаю стихотворение-напутствие)

Друзья, берегите минуту и час
    Любого из школьных дней!
    Пусть станет профессором каждый из вас
    В профессии нужной своей.
     (М. Раскатов.)

(СЛАЙД №2)

Записываем число , классная работа ,тему мы с Вами запишем позднее.

1.Ну а начнем мы с офографической разминки .

-Записываем предложение ,разбираем по членам предложения, расставляем знаки препинания.( Подлежащее и сказуемое выражено им.существительным ,поэтому между ними тире.)

-Деятельность – единственный путь к знаниям (Б.Шоу)

(Джордж Бе́рнард Шо́у (англ. George Bernard Shaw; 26 июля 1856, Дублин, Ирландия — 2 ноября 1950, Хартфордшир, Англия) — выдающийся английский драматург и романист ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей[4]. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

Один из двух человек в истории (второй - Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар» (1939, за сценарий фильма «Пигмалион»). 

(работаем с предложением)

2.Подберите однокоренные слова к слову ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Деятельность,деяние,злодеяние,жизнедеятельность,благодеяние,дееспособность( Работаем с этими словами)

(СЛАЙД №3)

(Что объединяет все эти слова?( СЛАЙД №4)

Корень ДЕ . Происходит от гл. деять (делать) далее из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.- слав. дѣлати , русск делать,)



(Значение слов (можно обратить внимание, если позволяет время)

Деятельность-способность к действию

Деяние-действие

Злодеяние-действие злое

Благодеяние-действие во благо

Дееспособность-способность к действию)

ВОПРОС???

3-А давайте этот корень прибавим к слову ПРИЧАСТИЕ

Что получилось? Расшифруйте его.

Деепричастие- причастно к действию

(Слайд №5)

Я Вам больше скажу Деепричастие –это ч.р.

-вот мы подошли к теме урока

«ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Записываем тему урока

Какова будет цель нашего урока?



4.ЦЕЛЬ ( СЛАЙД №6)

1.Узнать ,что же такое Деепричастие

Деепричастие как часть речи,т.е.

-на какой вопрос отвечает,

-что обозначает,

-какие признаки имеет,

-какую синтаксическую роль играет.

2. Отличать Деепричастие от других частей речи

3.Находить Деепричастие в тексте





ЧТО ДЛЯ ЭТОГО МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ?

ЗАДАЧИ ( СЛАЙД №7)

- работать с упражнениями ,где есть деепричастия

- ознакомиться с информацией учебника.



Ну чтобы все вышесказанное осуществить, нужно прежде всего ТРУДИТЬСЯ , ДЕЛАТЬ ДЕЛО!

(СЛАЙД № 8)

5Начинаем действовать

Вам выдана таблица-памятка(с подобной таблицей мы уже работали ,когда проходили другие части речи), которую заполним по ходу работы.

1.Часть речи_____________________________________________________

2.Отвечает на вопрос_____________________________________________

3.Обозначает____________________________________________________

4.Имеет грамматические признаки_________________________________

5.Синтаксичческая роль__________________________________________

6.Примеры______________________________________________________

7.Роль в тексте____________________________________________________



Перед Вами текст. Прочитаем его (СЛАЙД №9)

Самая чистая вода не задерживается в большой стоячей луже, а течет по камням, преодолевая препятствия, низвергаясь водопадами. Именно она в конечном итоге становится питьевой. Эта вода очистилась в процессе падения, тысячи и тысячи раз билась о камни. Она в страданиях пела и ткала белую пену Надежды, при каждой встрече с препятствиями на своем пути рождая Радугу.

По Х. А. Ливрага

1.Прочитайте текст.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

4.Задайте глаголов-сказуемых вопросы обстоятельства

5. Выпишите слова, отвечающие на эти вопросы.



(Хорхе Анхель Ливрага Рицци (англ. Jorge Angel Livraga Rizzi; 3 сентября 1930, Буэнос-Айрес, Аргентина  7 октября1991, Мадрид, Испания) — философ, посвятивший свою жизнь международной гуманистической организации «Новый Акрополь».)

Определим тему и основную мысль текста ( СЛАЙД № 10)

1Тема ПОЯВЛЕНИЕ ЧИСТОЙ ВОДЫ

2Осн. мысль ПОКАЗАТЬ, КАКОЙ НЕПРОСТОЙ ПУТЬ ПРОХОДИТ ВОДА,ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАНЕТ КРИСТАЛЬНО ЧИСТОЙ,

-Как связан текст с нашим сегодняшним уроком?

(Мы также проходим сложный путь познания

А еще , наверное, там есть деепричастия)

6.РАБОТАЕМ С ЗАДАНИЕМ № 3

ВОДА НЕ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ, ТЕЧЕТ,ПРЕОДОЛЕВАЯ И НИЗВЕРГАЯСЬ

Что у Вас получилось?

-Ответьте мне на вопросы

(-Известная информация: глаголы-сказуемые показывают действие

-Неизвестно: на вопросы обстоятельства отвечают слова, которые очень похожи на глагол)

-Вот эти слова на какой вопрос отвечают? КАК?

-Какое отношение эти слова имеют к глаголу-сказуемому? ОНИ ОТ НЕГО ЗАВИСЯТ, Т,Е,

-Причастны к действию? ДА

-Значит это и будут ДЕЕПРИЧАСТИЯ ( СЛАЙД №11)

Заполняем таблицу

1Деепричастие

2 Как? Что делая?

3 Что обозначает? Обратимся к тексту ( дополнительное действие)

(Вода что делает? не задерживается , течет- это ее осн . действие, а что она дополнительно делает? преодолевая, низвергаясь -дополнительное действие---------значит Д.обозначает дополнительное действие к основному ,записываем в таблицу №3)

(СЛАЙД №12)

7.-Работаем дальше с нашей таблицей №4

Грамматические признаки Д.

Вам подсказкой будет следующая информация

.высказывание известного лингвиста В. Виноградова о том ,что

деепричастие можно рассматривать как «глагольно-наречную гибридную категорию» (Слайд №14)

(Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (31 декабря 1894 [12 января 1895], Зарайск — 4 октября 1969, Москва) — русский литературовед и языковед-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951). Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании. Депутат Верховного Совета РСФСР (1951—1954).

(гибрид- что-то ,полученное путем скрещивания разных пород сортов, видов)

Значит ДЕЕПРИЧАСТИЕ может иметь признаки и гл. и наречия

(Вспоминаем признаки глагола и наречия)

1 в. Находит пр .гл. 2 в. Находит пр. нар.

Вид вопрос

Возвратность неизменяемость

(СЛАЙД №15)

8.Заполняем №5 нашей таблицы(или уже заполнили)

9.Сверим свой вывод с учебником

А теперь обратимся к учебнику

Открываем стр.76 .п.28 прочитаем определение.



10.МОЛОДЦЫ. НУ А ТЕПЕРЬ: ДЕЛУ – ВРЕМЯ , ПОТЕХЕ - ЧАС
физкультминутка с деепричастиям

Встали , выпрямив руки, расправив плечи.

Стоим ровно, поворачивая корпус тела направо ,а налево

Прямо стоим , поднимая руки вверх, опуская вниз ,вверх, вниз.

Сели ровно , закрыв глаза, поворачивая голову направо ,налево.

Прямо , глаза открыли .За работу!!!(Можно обратиться к ученикам ,они дополняют основное действие деепричастиями)

11.Итак , что мы с вами сделали? Обращаю внимание на цели урока.

(Цели урока

Узнать ,что же такое Деепричастие

Деепричастие как часть речи,т.е.

-на какой вопрос отвечает,

-что обозначает,

-какие признаки имеет,

-какую синтаксическую роль играет

2. Отличать Деепричастие от других частей речи )



12.Мы познакомились с теорией , а теперь закрепить на практике

-В данном тексте нашли еще деепричастие

РОЖДАЯ

-А теперь обратимся к следующему высказыванию

Гвоздев А.Н.: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

(СЛАЙД № 16)

-Как Вы понимаете это высказывание?

(Т.к. деепричастие обозначает добавочное действие, т.е. дорисовывают главное)

13. Я предлагаю Вам поработать в качестве художника слова

Перед Вами стихотворение А.А. Фета, я взяла на себя смелость и поработала с этим стихотворением и вот что получилось

Ручьи журчат, и извиваются,
И меж собой перекликаются,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
(СЛАЙД № 17)

Найдите гр. Основу РУЧЬИ ЖУРЧАТ,ИЗВИВАЮТСЯ,ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ,СПЕШАТ

Одн.сказуемые перечисляют отдельные действия одного и того же предмета.

Задание: замените глаголы на деепричастия. ОСН.ДЕЙСТВИЕ-спешат

Вот что получилось

Ручьи, журча, и извиваясь ,
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
(А. А. Фет. Опять незримые усилья)

(СЛАЙД №18)

Вывод (Деепричастие делает текст ярче )

14.СТИХОТВОРЕНИЕ О ВОДОПАДЕ (СЛАЙД № 19)

Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - 
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

Роберт Саути «Лодорский водопад»

Замечательное явление природы описал Р.Саути. Но не только в Великобритании есть чудесные места. В нашем Ивановском крае есть настоящие жемчужины .И одна из них –Святое озеро и в Южском районе. ( СЛАЙД №20)

А смогли бы Вы описать это красивое место при помощи деепричастий? Попробуйте Одно из заданий : написать сочинение на тему :

«Родник – начало и исток, воды живительный глоток».

15А сейчас я приведу Вам примеры ярких выражений

(что в них особенного?)

(СЛАЙД № 21)











Сложа руки                      не покладая рук

скрепя сердце                   засучив рукава

спустя рукава                   затаив дыхание

сломя голову                    высунув язык

положа руку на сердце



Как называются такие выражения?

ФРАЗЕЛОГИЗМЫ

Выберите, пожалуйста тот фразеологизм , который соответствует Вашему настроению на сегодняшнем уроке и запишите его в памятке под №6

16А теперь заполните лист –самооценки

Урок для меня показался____________________________________

Материал урока мне был____________________________________

Сегодня я узнал __________________________________________
Теперь я могу­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­…­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________

Я понял, что…_____________________________________________
Меня удивило…____________________________________________

На уроке я работал__________________________________________

Своей работой на уроке я_____________________________________



(СЛАЙД №22)

17Домашнее задание(задания по выбору)

1.П.28 Упр.181

2. .Выписать из повести «Тарас Бульба» предложения с деепричастиями

3. Написать сочинение на тему : «Родник – начало и исток, воды живительный глоток».

4.Написать лингвистическую сказку о Деепричастии



(СЛАЙД №23)














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи"

Автор: Курицына Лариса Николаевна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425382989"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "111287"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407324041"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка в 7 классе: Деепричастие как часть речи."
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogho_iazyka_v_7_klassie_dieieprichastiie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "360188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479480548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства