Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи"»
Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Деепричастие как часть речи»
Разработала Курицына Л.Н.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ « Лицей №33» г. Иваново
ХОД УРОКА.
Здравствуйте ,ребята. Сегодня мы с Вами будем совершать открытие.
(Читаю стихотворение-напутствие)
Друзья, берегите минуту и час Любого из школьных дней! Пусть станет профессором каждый из вас В профессии нужной своей. (М. Раскатов.)
(СЛАЙД №2)
Записываем число , классная работа ,тему мы с Вами запишем позднее.
1.Ну а начнем мы с офографической разминки .
-Записываем предложение ,разбираем по членам предложения, расставляем знаки препинания.( Подлежащее и сказуемое выражено им.существительным ,поэтому между ними тире.)
-Деятельность – единственный путь к знаниям (Б.Шоу)
(Джордж Бе́рнард Шо́у(англ.George Bernard Shaw;26 июля1856,Дублин,Ирландия —2 ноября1950,Хартфордшир,Англия) — выдающийсяанглийскийдраматург и романистирландскогопроисхождения, лауреатНобелевской премии в области литературыи один из наиболее известных ирландских литературных деятелей[4]. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателейЛондонской школы экономики и политических наук. Второй (послеШекспира) по популярности драматург в английскомтеатре.
Один из двух человек в истории (второй -Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар» (1939, за сценарий фильма«Пигмалион»).
(работаем с предложением)
2.Подберите однокоренные слова к слову ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Деятельность,деяние,злодеяние,жизнедеятельность,благодеяние,дееспособность( Работаем с этими словами)
(СЛАЙД №3)
(Что объединяет все эти слова?( СЛАЙД №4)
Корень ДЕ . Происходит от гл. деять (делать) далее из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.- слав. дѣлати , русск делать,)
(Значение слов (можно обратить внимание, если позволяет время)
Деятельность-способность к действию
Деяние-действие
Злодеяние-действие злое
Благодеяние-действие во благо
Дееспособность-способность к действию)
ВОПРОС???
3-А давайте этот корень прибавим к слову ПРИЧАСТИЕ
Что получилось? Расшифруйте его.
Деепричастие- причастно к действию
(Слайд №5)
Я Вам больше скажу Деепричастие –это ч.р.
-вот мы подошли к теме урока
«ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Записываем тему урока
Какова будет цель нашего урока?
4.ЦЕЛЬ ( СЛАЙД №6)
1.Узнать ,что же такое Деепричастие
Деепричастие как часть речи,т.е.
-на какой вопрос отвечает,
-что обозначает,
-какие признаки имеет,
-какую синтаксическую роль играет.
2. Отличать Деепричастие от других частей речи
3.Находить Деепричастие в тексте
ЧТО ДЛЯ ЭТОГО МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ?
ЗАДАЧИ ( СЛАЙД №7)
- работать с упражнениями ,где есть деепричастия
- ознакомиться с информацией учебника.
Ну чтобы все вышесказанное осуществить, нужно прежде всегоТРУДИТЬСЯ , ДЕЛАТЬ ДЕЛО!
(СЛАЙД № 8)
5Начинаем действовать
Вам выдана таблица-памятка(с подобной таблицей мы уже работали ,когда проходили другие части речи), которую заполним по ходу работы.
7.Роль в тексте____________________________________________________
Перед Вами текст. Прочитаем его (СЛАЙД №9)
Самая чистая вода не задерживается в большой стоячей луже, а течет по камням, преодолевая препятствия, низвергаясь водопадами. Именно она в конечном итоге становится питьевой. Эта вода очистилась в процессе падения, тысячи и тысячи раз билась о камни. Она в страданиях пела и ткала белую пену Надежды, при каждой встрече с препятствиями на своем пути рождая Радугу.
По Х. А. Ливрага
1.Прочитайте текст.
2.Определите тему и основную мысль текста.
3.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
4.Задайте глаголов-сказуемых вопросы обстоятельства
5. Выпишите слова, отвечающие на эти вопросы.
(Хорхе Анхель Ливрага Рицци(англ. Jorge Angel Livraga Rizzi;3 сентября1930,Буэнос-Айрес,Аргентина—7 октября1991,Мадрид,Испания) — философ, посвятивший свою жизнь международной гуманистической организации «Новый Акрополь».)
Определим тему и основную мысль текста( СЛАЙД № 10)
1Тема ПОЯВЛЕНИЕ ЧИСТОЙ ВОДЫ
2Осн. мысльПОКАЗАТЬ, КАКОЙ НЕПРОСТОЙ ПУТЬ ПРОХОДИТ ВОДА,ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАНЕТ КРИСТАЛЬНО ЧИСТОЙ,
-Как связан текст с нашим сегодняшним уроком?
(Мы также проходим сложный путь познания
А еще , наверное, там есть деепричастия)
6.РАБОТАЕМ С ЗАДАНИЕМ № 3
ВОДА НЕ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ, ТЕЧЕТ,ПРЕОДОЛЕВАЯ И НИЗВЕРГАЯСЬ
Что у Вас получилось?
-Ответьте мне на вопросы
(-Известная информация: глаголы-сказуемые показывают действие
-Неизвестно: на вопросы обстоятельства отвечают слова, которые очень похожи на глагол)
-Вот эти слова на какой вопрос отвечают? КАК?
-Какое отношение эти слова имеют к глаголу-сказуемому? ОНИ ОТ НЕГО ЗАВИСЯТ, Т,Е,
-Причастны к действию? ДА
-Значит это и будут ДЕЕПРИЧАСТИЯ ( СЛАЙД №11)
Заполняем таблицу
1Деепричастие
2 Как? Что делая?
3 Что обозначает? Обратимся к тексту ( дополнительное действие)
(Вода что делает? не задерживается , течет- это ее осн . действие, а что она дополнительно делает? преодолевая, низвергаясь -дополнительное действие---------значит Д.обозначает дополнительное действие к основному ,записываем в таблицу №3)
(СЛАЙД №12)
7.-Работаем дальше с нашей таблицей №4
Грамматические признаки Д.
Вам подсказкой будет следующая информация
.высказывание известного лингвиста В. Виноградова о том ,что
деепричастие можно рассматривать как «глагольно-наречную гибридную категорию» (Слайд №14)
(Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (31 декабря 1894 [12 января 1895], Зарайск — 4 октября 1969, Москва) — русский литературовед и языковед-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951). Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании. Депутат Верховного Совета РСФСР (1951—1954).
(гибрид- что-то ,полученное путем скрещивания разных пород сортов, видов)
Значит ДЕЕПРИЧАСТИЕ может иметь признаки и гл. и наречия
(Вспоминаем признаки глагола и наречия)
1 в. Находит пр .гл. 2 в. Находит пр. нар.
Вид вопрос
Возвратность неизменяемость
(СЛАЙД №15)
8.Заполняем №5 нашей таблицы(или уже заполнили)
9.Сверим свой вывод с учебником
А теперь обратимся к учебнику
Открываем стр.76 .п.28 прочитаем определение.
10.МОЛОДЦЫ. НУ А ТЕПЕРЬ: ДЕЛУ – ВРЕМЯ , ПОТЕХЕ - ЧАС физкультминутка с деепричастиям
Встали , выпрямив руки, расправив плечи.
Стоим ровно, поворачивая корпус тела направо ,а налево
Прямо стоим , поднимая руки вверх, опуская вниз ,вверх, вниз.
Сели ровно , закрыв глаза, поворачивая голову направо ,налево.
Прямо , глаза открыли .За работу!!!(Можно обратиться к ученикам ,они дополняют основное действие деепричастиями)
11.Итак , что мы с вами сделали? Обращаю внимание на цели урока.
(Цели урока
Узнать ,что же такое Деепричастие
Деепричастие как часть речи,т.е.
-на какой вопрос отвечает,
-что обозначает,
-какие признаки имеет,
-какую синтаксическую роль играет
2. Отличать Деепричастие от других частей речи )
12.Мы познакомились с теорией , а теперь закрепить на практике
-В данном тексте нашли еще деепричастие
РОЖДАЯ
-А теперь обратимся к следующему высказыванию
Гвоздев А.Н.: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
(СЛАЙД № 16)
-Как Вы понимаете это высказывание?
(Т.к. деепричастие обозначает добавочное действие, т.е. дорисовывают главное)
13. Я предлагаю Вам поработать в качестве художника слова
Перед Вами стихотворение А.А. Фета, я взяла на себя смелость и поработала с этим стихотворением и вот что получилось
Ручьи журчат, и извиваются, И меж собой перекликаются, В долину гулкую спешат, И разыгравшиеся воды Под беломраморные своды С веселым грохотом летят. (СЛАЙД № 17)
Найдите гр. Основу РУЧЬИ ЖУРЧАТ,ИЗВИВАЮТСЯ,ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ,СПЕШАТ
Одн.сказуемые перечисляют отдельные действия одного и того же предмета.
Задание: замените глаголы на деепричастия. ОСН.ДЕЙСТВИЕ-спешат
Вот что получилось
Ручьи, журча, и извиваясь , И меж собой перекликаясь, В долину гулкую спешат, И разыгравшиеся воды Под беломраморные своды С веселым грохотом летят. (А. А. Фет. Опять незримые усилья)
(СЛАЙД №18)
Вывод (Деепричастие делает текст ярче )
14.СТИХОТВОРЕНИЕ О ВОДОПАДЕ (СЛАЙД № 19)
Кипя, Шипя, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, круша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.
Роберт Саути «Лодорский водопад»
Замечательное явление природы описал Р.Саути. Но не только в Великобритании есть чудесные места. В нашем Ивановском крае есть настоящие жемчужины .И одна из них –Святое озеро и в Южском районе. ( СЛАЙД №20)
А смогли бы Вы описать это красивое место при помощи деепричастий? Попробуйте Одно из заданий : написать сочинение на тему :
«Родник – начало и исток, воды живительный глоток».
15А сейчас я приведу Вам примеры ярких выражений
(что в них особенного?)
(СЛАЙД № 21)
Сложа руки не покладая рук
скрепя сердце засучив рукава
спустя рукава затаив дыхание
сломяголову высунув язык
положа руку на сердце
Как называются такие выражения?
ФРАЗЕЛОГИЗМЫ
Выберите, пожалуйста тот фразеологизм , который соответствует Вашему настроению на сегодняшнем уроке и запишите его в памятке под №6
16А теперь заполните лист –самооценки
Урок для меня показался____________________________________
Материал урока мне был____________________________________
Сегодня я узнал __________________________________________ Теперь я могу…____________________________________________
Я понял, что…_____________________________________________ Меня удивило…____________________________________________
На уроке я работал__________________________________________
Своей работой на уроке я_____________________________________
(СЛАЙД №22)
17Домашнее задание(задания по выбору)
1.П.28 Упр.181
2. .Выписать из повести «Тарас Бульба» предложения с деепричастиями
3. Написать сочинение на тему : «Родник – начало и исток, воды живительный глоток».