 
Фразеологизмы 
Учителя русского языка и литературы  МБОУ «Октемская СОШ им.П.И.Шадрина»  Архипова Алена Федоровна 
     
     
     
- Налево пойдешь – ни зги не увидишь,  Направо пойдешь – всю жизнь будешь бить баклуши,  Прямо пойдешь - через версту с гаком на теремок набредешь. 
 
Фразеологизмы 
     
Она любит есть до отвала и не обидится, если вы будете поливать её грязью . 
     
Он бывает в овечьей шкуре  и не только от горя  воет на луну 
     
Запишем в тетради: 
волк в овечьей шкуре  выть на луну 
     
Про него говорят, что он наступил на ухо всем, кто не имеет музыкального слуха. 
     
Запишем в тетради: 
Медведь на ухо наступил 
     
 После истории, рассказанной И.А.Крыловым, на эту плутовку имеет зуб ворона, которая осталась без сыра. 
     
Запишем в тетради: 
 
иметь зуб 
     
 Добрый человек этих насекомых не обидит . Они бывают назойливые, слетаются на мёд. 
     
Запишем в тетради: 
мухи не обидит  слетаются, как мухи, на мед 
     
Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться  за двумя этими не слишком храбрыми животными 
     
Запишем в тетради: 
гнаться за двумя зайцами 
     
 Если мы не можем найти нужную вещь, мы в сердцах восклицаем: « Как …. языком слизала » 
     
Запишем в тетради: 
сказать в сердцах  как корова языком слизала 
     
Группа 1  Задание: найдите и выпишите фразеологизмы 
 
Глупые сороки  Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь, Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.  Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!   
     
Группа 2  Задание: вам даны несколько фразеологизмов с неменяющейся частью основного слова, которая обозначена многоточием. Отгадайте все выражения, вставив подходящее слово и составьте с 2-3 примерами распространенные предложения .   
 1) Как… сняло; из … вон плохо; сбыть с …; мастер на все …; сидеть сложа … ; золотые …  2) Среди … дня; черным по …; … ночи; … нитками шито; сказка про … бычка; … пятно; доводить до … каления.  3) Толочь … в ступе; как в … канул; решетом … носить; тише …. Ниже травы; много … утекло; выйти сухим из …   
     
Группа 3  Задание: даны неполные фразеологизмы, отгадайте слово, которое есть во всех примерах, восстановите фразеологизмы. Вспомните ещё хотя бы один фразеологизм с любым из угаданных слов.   
 1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.  2. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими.  3. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. 
     
Группа 4 
 Задание: вспомнить и записать по 2 фразеологизма со словами 
     
 Синонимы – слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение 
     
     
Рефлексия 
Мне понравилось, что … 
Я узнал, что… 
Было скучно, неинтересно 
     
Домашнее задание (по выбору): 
 1) Сочинить сказку, стихотворение или рассказ, используя фразеологизмы.   2) Нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы