Фразеологизмы урок-исследование 6 класс
Подготовил: учитель русского языка
и литературы МБОУ «Хучельская ООШ»
Никифорова Светлана Николаевна
Классная работа
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
Запишите, пользуясь шифром, слово, которое скрыто под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока
1
е
2
у
3
4
к
т
5
р
6
ф
7
а
8
о
9
я
10
м
11
12
д
л
13
з
14
г
15
ы
16
э
17
18
б
и
6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15
Фразеологизмы
Формулируем цель урока
- Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию.
- Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются..........
- Выяснить, где узнать лексическое значение........
- Выяснить роль .......... в речи
Слова ФРАЗЕОЛОГИЯ и фразеологизмы
восходят к двум словам др.-греч. яз.
phrasi s ( выражение, оборот речи, слово, понятие ) + logos ( учение )
собака
съесть
Собаку съел(а )
Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: большая собака , съесть яблоко .
Но только выражение собаку съел(а) является фразеологизмом со значением: стать мастером в каком – либо деле.
- Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: большая собака , съесть яблоко . Но только выражение собаку съел(а) является фразеологизмом со значением: стать мастером в каком – либо деле.
Лингвистическая лаборатория
Работа в группах
Группа№1
Цели : 1) выяснить, где можно узнать значение фразеологизма?
2) выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?
Группа №2
Цели: 1) выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма?
2) выяснить, является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?
- Значение фразеологизмов разъясняются в Толковом словаре
- Фразеологизмы обозначаются значком
- Значение фразеологизмов разъясняются во фразеологических словарях.
Вывод 1
Лингвистическая лаборатория
Признаки
Лексическое значение
Свободное с/с
Прямое или
переносное значение
Каждое слово имеет своё лексическое значение
Фразеологизм
Прямое
Структура с/с
Лексическое значение имеет весь фразеологизм
Переносное
Слова можно заменять, употреблять отдельно
Синтаксическая роль в предложении
Нельзя заменять слова. Фразеологизм устойчивое сочетание слов.
Разными членами предложения
Весь фразеологизм является одним членом предложения
Фразеологизмы - это
устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом
Вывод 2
Подберите к каждому слову фразеологизм
Метко
Неожиданно
Тесно
Темно
Опытный
Молчать
Обманывать
Бить
Исчезать
Рассеиваться как дым
Держать язык за зубами
Намять бока
Как снег на голову
Хоть глаз выколи
Не в бровь, а в глаз
Яблоку негде упасть
Стреляный воробей
Обводить вокруг пальца
По определениям отгадайте фразеологизмы
- Умышленно, намеренно не замечать чего-либо
- Очень худой, изможденный
- Днем, на виду у всех
- Неохотно, принудив себя к чему-либо
Кожа да кости
Среди бела дня
Скрепя сердце
Фразеологизмы
равны по значению либо одному слову, либо целому предложению
Вывод 3
Укажите фразеологизмы со значением: 1 ряд - «бездельничать»; 2 ряд - «обманывать»; 3 ряд - «быстро»
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
Проверьте!
Бездельничать
Обманывать
Сидеть сложа руки
Лодыря гонять
Бить баклуши
Собак гонять
Быстро
Втирать очки
Водить за нос
Вводить в заблуждение
Сломя голову
Во все лопатки
Во весь дух
Высунув язык
Со всех ног
А могут ли у фразеологизмов быть антонимы?
Найдите антонимы
- Выйти из себя
- Одержать победу
- Лишиться чувств
Выбиться из сил
Взять себя в руки
Потерпеть поражение
Прийти в чувство
- Фразеологизм может быть синонимом слова.
- У фразеологизма могут быть фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.
Вывод 4
Для чего нужны фразеологизмы?
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
1) Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал . 2) Кирилл целый день бездельничал . 3) Мы догадывались, что он нас обманывает . 4)Первого сентября Оля проснулась
очень рано .
Конструирование
Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.
Я проснулся ни свет ни заря. На душе
кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго
бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся
ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.
Тут как снег на голову свалился Пилюлькин.
Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне
хоть кол на голове теши.
Слова для справок:
неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сердился
Фразеологизмы придают речи образность, выразительность.
Вывод 5
Творческая мастерская
Сочинение - миниатюра Упражнение 125
Домашнее задание
- Составить кластер по теме «Фразеологизмы».
- Упражнения: 124 (всем)
(на выбор -126,127)
Дополнительно(по желанию):
нарисовать фразеологизмы.
Рефлексия
- Сегодня я узнал(а)….
- Было интересно…
- Я выполнял(а)…
- Я понял(а), что…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
Оцени свою работу
Ни шатко ни валко
Не покладая рук
Тяп да ляп
Рука об руку
Как вы работали
на уроке?
Через пень колоду
Засучив рукава
В поте лица
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.
И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.
Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!
Молодцы, ребята!
Спасибо за работу!
Литература
- М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках».
- А.Д. Курилова «Новый фразеологический словарь русского языка».
- Русский язык: учеб. для 6 класса /(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).-М.:Просвещение, 2012.
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы.
- Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова
- В.В.Волина Русский язык (Серия «Учимся играя»).-изд-во «Арго», 1996.
- В.В.Волина Фразеологический словарь: Популярное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997.
- Е.А. Быстрова Учебный фразеологический словарь русского языка.-М.:Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
- Е.П. Черногрудова Дидактические материалы по русскому языку:6класс .- М.: Издательство «Экзамен»,2012.
- источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна // http://pedsovet.su/