kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка из раздела «ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ». 5 класс Тема. Фразеологизм. Источники фразеологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка из раздела

«ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ». 5 класс

Тема. Фразеологизм. Источники  фразеологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка из раздела «ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ». 5 класс Тема. Фразеологизм. Источники фразеологии.»

План-конспект урока русского языка из раздела

«ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ». 5 класс

Тема. Фразеологизм. Источники фразеологии.

Цели и задачи: раскрыть и расширить понятие о фразеологизмах, сформировывать умение различать их в предложениях и тексте, раскрывать их значение; формировать умение пользоваться фразеологическим словарем; развивать логическое и образное мышление; память, внимание и воображение; способствовать обогащению и уточнению словаря учащихся; воспитывать уважение к устному народному творчеству, любовь к родному языку.

Тип урока: урок для изучения нового материала.

Оборудование: учебник (Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Учебник - Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. – М. «Просвещение», 2020 - 192 с.),, фразеологический словарь, иллюстрации, картинки.

Ход урока

I. Организация класса.

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1.Работа у доски.

Записать пословицу. Объяснить значение выделенных слов. Являются ли эти сочетания устойчивыми и воспроизводимыми? Как вы понимаете выражение устойчивого сочетания слов?

Не умеешь печь хлеб – будешь печь раков. Не хочу, чтобы на меня всех собак вешали. Такое мелет, что уши вянут. Лестью душу вынет. Ложь всегда боком вылезает. Убегал, только пятки сверкали. (Народное творчество).

Для справок. Печь раков – краснеть от стыда. Вешать всех собак на кого-то – клеветать. Уши вянут – об ощущении неприятности от услышанного. Вынуть душу – вызвать сильное волнение, тронуть, умилять. Краем вылезть – доставить неприятности, привести к наказанию. Пятками сверкать – быстро убегать.

III. Сообщения темы и цели урока. Мотивация обучения.

ІV. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником. Проработка теоретического материала параграф № 45на с. 126 .

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Изучаются фразеологизмы в разделе науки о языке, которая называется фразеология. Фразеологизмы всегда употребляются в переносном смысле. Делать из мухи слона – сильно преувеличивать, сесть в лужу – оказаться в неприятной ситуации, водить за нос – обманывать, как с гуся вод а – всё безразлично.

2. Работа у доски.

Объяснить значение представленных фразеологизмов, при необходимости обратившись к фразеологическому словарю. Два-три фразеологизма ввести в самостоятельно составленные предложения (устно).

Точить болтовню; бить баклуши; мокрым рядном накрыть; у сера глаз одалживать; побить горшки; гнуть кирпичи; лоюка дёгтя в бочке с медом; залить сала за шкуру.

Для справок. Болтать, беспредметно говорить; ничего не делать; наброситься на кого-нибудь с упреком; о человеке, который стыдится позорного поступка; поссориться; задаваться; быть последним, отставать в чем-то; перебрать в чем-то лишнего; причинить кому-то беду, испортить.

V. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

1. Коллективная работа. Устное выполнение задания. Ознакомление со словарем фразеологизмов.

Прочесть (прослушать). Указать фразеологизм. Объяснить их значение, при необходимости воспользовавшись словарем фразеологизмов.

1. Бабья дочь такая ленивая: ни к холодной воде не берется, все бы сидела, свернув руки. 2.А там – казак не в темень бит: что-то да поймет. 3.Поникла веселая голова моя, обнял душу грусть, на сердце как каменная гора налегла. 4. Кто хуже трус, болтал об экзамене, который висел на носу. 5. Я не знаю, кто льет эти помои на меня. (Народ. творч.).

Для справок. 1. И к холодной воде не браться – ничего не делать, не работать. Сидеть сложа руки – бездельничать. 2. Не в темноте бит - умный, толковый, сообразительный. 3. Поникнуть головой – загрустить; обнял душу печаль – то же самое. 4. Висеть на носу – быть близким по времени осуществления. 5. Лить помои – несправедливо кого-то позорить, винить в чем-то осуждающем.

2. Диктант с комментированием.

Фразеологизм подчеркнуть, объяснить их значение.

1. Так это нас казаки, наверное, одели в шоры? 2. Кот Мурзик к дороге хорошо взял за пояс ноги. 3. Не говорите: «Он к работе злой». Какой он злой? Он к работе хорош. 4. Мой Донецк родной! Я первенства пальму тебе отдаю! 5. Друг мой! Не стесняйся, гордись любовью! Если любишь Отечество, то и язык люби. А не любишь – бывает. Так что же – Бог с тобой. Не Бог с тобой, а крест на тебе… 6. Из облачных, с облачных высот дождь не прольется манной небесной.

Для справок. 1.Убрать в шоры – покорить своей воле, обуздать. 2. Взять ноги за пояс (взять ноги в руки, на плечи) – убежать. 3. Быть злым для работы – быть трудолюбивым, беручким за работу. 4. Как кот наплакал – маловато. 5. Отдать пальму первенства – признать лучшим. 6. Бог с тобой – слова благословения, пожелания добра. Поставить (на ком) крест – признать негодящим, испорченным, отказаться от кого-то.

3. Устная работа.

1 вариант

Прочесть. Определить фразеологизм. Объяснить значение каждого фразеологизма. Рассказать о роли фразеологизмов в речи. Какие из употребленных в высказывании фразеологизмов можно считать синонимичными?

Как в первой четверти Петя целые дни старательно ловил в классе мух. Во второй четверти и мух не стало. Не зевал, целую четверть ловил наш Петя. В третьей почти и на уроки не ходил, потому что на улице он ловил всё мух. А в четвертой он затылок уже чесал.

2 вариант

Прочесть. Объяснить значение фразеологизмов, указать их происхождение, в случае необходимости воспользовавшись словарем. Два-три фразеологизма ввести в самостоятельно составленные предложения (устно).

Ахиллесова пята; авгиевые конюшни (конюшные); между Сциллой и Харибдой; взгляд Медузы: эзопов язык; вавилонское столпотворение; умывать руки; иудин поцелуй; последний из могикан; при царе Горохе; ни пуха, ни пера.

3 вариант

Объяснить значение каждого фразеологизма. Из речи представителей какой профессии происходит каждый из них? Почему вы так думаете? С двумя фразеологизмами составить предложение (устно).

1. Лить воду на чужую мельницу. 2. Не святые горшки лепят. 3. Пасти задних. 4. Взять в шоры. 5. Играть первую скрипку. 6. Мерить на свой аршин. 7. Трещит по всем швам. 8. Этот номер не пройдет. 9. Дать зеленый свет. 10. Под дымовым занавесом.

Для справок. Из речи: 1. мельников. 2. гончаров. 3. пастухов. 4. шорников. 5. музыкантов. 6. продавцов. 7. портных. 8. артистов. 9. железнодорожников. 10. военных.

VI. Физминутка.

«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!

VII. Закрепление изученного материала.

1. Выборочный диктант.

Выписать фразеологизмы, объяснить их значение (для удобства фразеологизмы выделяем). Прослушав отрывок еще дважды, устно его пересказать, используя выписанные фразеологизмы.

Моя величественная трудолюбия велика, они никогда не переведутся на нашей земле. Они, кажется, не головами, а руками думают. Их мнение называется то испеченным хлебом, то вышитой рубашкой, то другим хорошим делом. Никогда они задних не пасут, а только перед ведут, они не ищут обугленного волка, ловят его сами. Ручьи пота из них текут всю жизнь, разливаются ручьями, а дальше по рекам.

А еще наша величайшая цель – быть честным и совестливым, ради своего доброго имени мы способны богатство пустить по ветру, в огне гореть и в воде утопать. Ибо самой судьбой нам так суждено было, чтобы оберегали и уважали самое дорогое наследство, которое нам от предков досталось. Это – честь и совесть. Это наследие мы должны оставить детям своим, потомкам дальним, чтобы честь и совесть никогда не перевелись у народа.

2. Самостотельная работа.

Подобрать и записать фразеологизм, которым можно охарактеризовать человека:

1. Умную. 2. Опытную. 3. Слишком самоуверенная. 4. Добивающуюся сочувствия. 5. Ведущая глупо.

Для справок. 1. Ему (ей) ума не занимать. 2. Знает, где раки зимуют 3. Думает, что Бога за бороду поймал (поймала). 4. Корчит из себя Лазаря. 5. У него (нее) в голове не все дома.

3. Работа у доски. Объяснить значение каждого диктуемого фразеологизма. Записать те, которые положительно характеризуют человека.

Открытое сердце. Его устами мед пить. Быстрый на ум. Берет (все) в свои руки. Скажет, как завяжет. Поет с чужого голоса. Прячет камень за пазухой. Преклоняет сердца. Крутит хвостом. Тяжелый на руку. Мягкое потолок. Сердце из воска. Не разгибая спины. Держится в тени. За ним не заржавеет. И в быстро пролезет. Его слово по весу золота. Витает в облаках. Болтает миром. Справляет посиделки и похождения. Более надежный каменный мост. Туман в голове. Умелые руки. Заперся в скорлупе. Режет правду в глаза. Ходячая совесть (добродетель). Изматывает нервы. Распускает язык. Широкая душа(натура).

Три-четыре записанных фразеологизма ввести в самостоятельно составленное высказывание на тему «Мой товарищ (Моя подруга)». Объяснить роль фразеологизмов в речи.

VIII. Подведение итогов урока.

Оценивание работы учащихся на уроке учителем.

IX. Домашнее задание. П. № 45, выполнить упражнение 354.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Загоруйко Инна Александровна

Дата: 03.01.2023

Номер свидетельства: 622230


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства