Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи»»
Конспект урока русского языка в 6 классе
по теме «Употребление фразеологизмов в речи»
Данный урок является вторым уроком по теме «Фразеологизмы» в 6 классе.
Тип урока: урок актуализации (обновления) знаний.
Цели урока:
– сформировать представление об употреблении фразеологизмов в речи;
– научить умело и правильно использовать фразеологизмы в своей речи.
Основное содержание темы:
– подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам, объяснение лексического значения фразеологизмов;
Планируемые результаты.
Личностные умения:
– проявление интереса к употреблению фразеологизмов при описании внешности человека;
– проявление позитивного отношения друг к другу.
Метапредметные умения:
1) познавательные:
– умение ставить и формулировать новые задачи;
– умение создавать мини-проект по заданной теме.
2) регулятивные:
– умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
3) коммуникативные:
– умение высказывать свое мнение;
– умение внимательно, доброжелательно относиться к ответам других детей, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Предметные умения:
– умение правильно использовать фразеологизмы в речи при описании внешности человека.
Оборудование: компьютеры, проектор, демонстрационный экран, фломастеры, цветные карандаши, Фразеологический словарь русского языка.
Ход урока.
1. Организационный момент (2мин).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». (У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность).
2. Актуализация знаний. Повторение.
а) вступительное слово учителя.
Притча:
Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили.
Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.
В добрый путь! Пожелайте и вы друг другу удачи, разыскав нужные выражения на доске.
Игра «Сыщики» (корректировка фразеологизмов, записанных на доске).
Ни пуха в руки! Семь футов по ветру. Держи нос как свои пять пальцев. Флаг под килем. Знать ни пера.
б) повторение
Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?
(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).
Проверка домашнего задания
Из истории возникновения фразеологизмов: «Почему мы так говорим»
Выступления ребят: «Почему мы так говорим»
Казанская cирoтa После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой притворяться бедняком.
Попасть в переплёт Переплёт - сплетённая из веток ловушка для рыб. Попасть в переплёт – попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение.
Гол как сокол Сокол - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях. Гол как сокол – очень бедный, нищий.
Тёртый калач На самом деле был такой сорт хлеба – «тёртый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица : «Не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Тёртый калач - так называют опытного человека, которого трудно провести.
Бить баклуши Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось лёгким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда «бить баклуши » заниматься пустяками, бездельничать.
На воре шапка горит Происходит это выражение от анекдота. На базаре искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь крикнул в толпу: «Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или движением.
Зарубить на носу Слово НОС тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
3.Выборочный диктант
1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык
III. Постановка учебной задачи (2 минуты).
Слово учителя с элементами беседы
– Что изучает фразеология?
– Какое значение имеют фразеологизмы? (переносное) работа с картинками
– Для чего мы употребляем фразеологизмы в речи?
Создание проблемной ситуации.
Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Другой особенностью фразеологизмов является целостность его значения. В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.
– Как вы думаете, чему новому вам сегодня предстоит научиться? (Умело и правильно использовать фразеологизмы в речи при описании внешности человека).
Итак, целью нашего урока является… (проговаривание цели учащимися). Сформулируйте цель урока по схеме: вспомнить…, узнать…, научиться…
Результатом вашей работы на уроке станет творческий мини-проект.
IY. Закрепление знаний
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее и ярче человек может выражать свои мысли. Как вы думаете, много ли можно использовать фразеологизмов в речи?
V.. Игра «Подумай-ка!»
А). «Восстанови фразеологизмы!»
1. Делить шкуру неубитого…
2. Писать как … лапой
3. Купить … в мешке
4. Вставлять … в колёса
5. Брать … за рога
6. Провалиться сквозь …
7. Водить за …
8. Держать … за зубами
Б)Работа по нахождению фразеологизмов в поэтическом тексте.
Задание: выразительно прочитайте стихотворение В. Суслова, найдите фразеологические обороты и объясните их значение.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно,
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы праве сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А утки и гуси сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет-
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай!»
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
В). «Лицедеи». При помощи пантомимы два участника от каждой команды изображают фразеологизмы, а остальные учащиеся должны угадать, что это за фразеологизм.
1)ломать голову 1)зарубить на носу
2)взять себя в руки 2)прикусить язык
3)в рот воды набрал 3)попасть не в бровь, а в глаз
Куры не клюют
VI. Работа по карточкам. (Взаимопроверка).
Задание 1.Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
1) хоть пруд пруди
2) как снег на голову
3) ни рыба ни мясо
4) рукой подать
5) куда ноги несут
6) ни кровинки в лице
1) куда глаза глядят
2) в двух шагах
3) куры не клюют
4) как гром среди ясного неба
5) ни то ни сё
6) как мел
Задание 2. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать
2) на вес золота
3) семи пядей во лбу
4) мастер кислых щей
5) засучив рукава
1) мастер на все руки
2) спустя рукава
3) грош цена
4) молоко на губах не обсохло
5)за тридевять земель
З а д а н и е № 3 (письменно в тетрадях и у доски).
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде 14 –юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица»). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите.
Задание 4. Прочитайте текст (распечатан на каждого ученика). Спишите, вставив пропущенные орфограммы, пунктограммы и раскрывая скобки. Найдите фразеологические обороты, подчеркните их как члены предложения, устно объясните значение.
Попались на удочку.
Пр_гласил нас как-то сын л_сника (к)себе. За гр_бами, говорит, сходим п_охотимся рыбу удить будем . Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развес_ли, слуша_м. Мой братишка так голову пот_рял от счастья. Как же! В лесу зан_чуем палатки разоб_ём к_стёр разложим из ружья палить будем. Потом он мне покою (не) д_вал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку (на) этом деле с_ел. (Не) знаю, каких собак он съел, а вот мы попались (на) удочку. Обм_нул он нас…
VII. Самоанализ и взаимоконтроль.
Общая рефлексия деятельности (итог урока) (2 минуты).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
– Какую цель мы ставили?
– Удалось ли решить поставленную цель?
– Что нам нужно сделать ещё?
– Где можно применить новые знания?
– Что у вас сегодня получилось лучше всего?
Вы все сегодня поработали на славу! Я надеюсь, что вы будете стремиться к обогащению своей речи новыми словами и фразеологизмами. У вас впереди большое поле деятельности.
Объяснение и запись домашнего задания (1 минута).
Дифференцированное задание:
1 группа. Сделать иллюстрации к фразеологизмам.
2 группа . Найти в произведениях художественной литературы фразеологизмы, указать их авторов и разъяснить значение
3 группа. Написать юмористический рассказ с использованием фразеологизмов.