Конспект урока по русскому языку "Деепричастный оборот"
Конспект урока по русскому языку "Деепричастный оборот"
Была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 22 слайдов. Урок был рассчитан на 45 минут. По данной теме это был первый урок.Все поставленные цели и задачи были выполнены.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Деепричастный оборот"»
Класс: 7
Тема урока: Деепричастный оборот
Цели урока:
1. Познакомиться с понятием «деепричастный оборот» и условиями обособления деепричастного оборота, формировать умение выделять интонационно деепричастный оборот, формировать умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте;
2. Развивать познавательную активность, умение логично и грамотно излагать свои мысли, расширить словарный запас учащихся;
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство патриотизма к своей родине, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Методы урока: слово учителя, метод беседы, метод постановки вопросов, упражнение)
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для всего класса, интерактивная доска
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I.Организационный момент.
Психологический настрой
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. На меня все посмотрели Улыбнулись и присели. Порядок на столе, Порядок в голове. Как всегда мы снова Начать урок готовы.
Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Проверка домашнего задания
1.Вставить вместо точек суффиксы деепричастий, определить вид деепричастий:
Сов. вид
Несов. вид
Улыбнуться – улыбнувшись
улыбаться – улыбаясь
посмотреть – посмотрев
разговаривать –разговаривая
решить –решив
решать –решая
написать – написав
подсказывать – подсказывая
спросить – спросив
ужинать –ужиная
рассчитать – рассчитав
спрашивать –спрашивая
поговорить –поговорив
изучать –изучая
сказать – сказав
тренироваться – тренируясь
рассчитывать – рассчитывая
говорить – говоря
2. Работа по индивидуальным карточкам
Фронтальный опрос.
Давайте вспомним все, что мы знаем о причастии.
На какие вопросы отвечает деепричастие?
Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Что обозначает деепричастие?
Деепричастие обозначает добавочное действие
- Что общего у деепричастия с глаголом?
К признакам глагола относятся вид, переходность, возвратность
- Что общего у деепричастия с наречием?
Это неизменяемость
- Какую синтаксическую роль выполняют деепричастия в предложении?
Ребята, на предыдущем уроке мы познакомились с причастием и деепричастием – особыми формами глагола.
Давайте вспомним, что же такое обособление? Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.
Проще говоря, обособить – это выделить.
Каким образом в устной речи чувствуется обособленная грамматическая конструкция? Обособленная грамматическая конструкция выделяется интонационно.
- А как будем выделять данные конструкции в письменной речи? С помощью знаков препинания.
Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Итак, тема урока: Деепричастныйоборот
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
2. Умение находить деепричастный оборот в предложении
3. Условия обособления деепричастного оборота
К последней графе «Узнал» мы вернемся в конце урока.
IV. Объяснение нового материала.
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину дугой и тоже зашипел.
Гусь шел прямо на нее, пригнув к земле голову, растопырив крылья и шипя.
Кот, еще сильнее выгнув шею, зашипел и ударил Каштанку по голове.
Каштанка, отскочив, присела на все четыре лапы.
Деепричастный оборот всегда выступает в роли одного члена предложения – обстоятельства и отвечает на вопросы: когда? как? каким образом? c какой целью? почему?
В предложении деепричастный оборот (а так же и одиночное деепричастие) выделяется с обеих сторон запятыми.
V. Применение усвоенных понятий
1. Работа по тексту
А) Словарная работа
Мужество – ерлік
Эпизод – эпизод
Впоследствии - кейіннен
Возглавил – басқарды
Сражение - шайқас
Б) Выразительное чтение текста «Бауыржан Момышұлы – человек-легенда»
- определить стиль текста, тип текста
Г) Работа по вопросам
- Что вы знаете о биографии Бауыржана Момышұлы?
- Чем командовал Бауыржан Момышұлы?
- В каком звании он был командиром полка, а затем дивизии?
- Какие художественные произведения были написаны Бауыржаном Момышұлы?
- В каких литературных произведениях и художественных фильмах воспеты подвиги героя?
- Какие награды Б. Момышұлы получил за военные подвиги?
2. Найдите в тексте предложения, где есть деепричастный оборот. Прочитать данные предложения, соблюдая интонацию.
А) Впоследствии старший лейтенант возглавил 19-й полк, который принял участие в боях за станцию и населенный пункт Крюково, где Б. Момышұлы, получив тяжелое ранение, продолжал командовать сражением.
Б) Учитывая множество боевых заслуг Б. Момышұлы, командир 8-й гвардейской стрелковой дивизии полковник И.И. Серебряков в августе 1942 года представил его к присвоению звания Героя Советского Союза.
В) Б. Момышұлы, командуя полком, а затем дивизией, принимал активное участие в наступательных операциях на Калининском фронте, в разгроме немецких войск в Курляндии.
3. Синтаксическая минутка.
Выполнить синтаксический разбор предложений.
А) Б. Момышұлы, получив тяжелое ранение, продолжал командовать сражением.
Б) Учитывая множество боевых заслуг Б. Момышұлы, полковник И.И. Серебряков в августе 1942 года представил его к присвоению звания Героя Советского Союза.
В) Б. Момышұлы, командуя полком, а затем дивизией, принимал активное участие в наступательных операциях на Калининском фронте
4. Работа по учебнику
стр.123 упр.6
Заменить словосочетания, данные в скобках, деепричастными оборотами.
1.Спортсмен, выполнив норму мастера, вошел в состав сборной страны.
2.Боксер, завоевав первое место, получил еще и особый приз за волю к победе.
3. Спортсмен, пробежав стометровку быстрее всех, помог своей команде выйти вперед.
4. Прыгуны в длину и высоту, не имея в этом сезоне ни одного поражения, надеются выйти в следующий круг чемпионата.
5. Моя подруга, напряженно тренируясь изо дня в день, со временем стала известной гимнасткой.
Как вы думаете, для чего нам нужны предложения с деепричастными оборотами?
Предложения с деепричастными оборотами делает нашу речь ярче, богаче, выразительней. Исчезает монотонность. Такие предложения помогают выразить мысль более точно.
5. Один из двух глаголов превратить в деепричастие
Идет старичок, чуть прихрамывает.
Снежинки летят и медленно кружатся.
Птицы собрались в стаи и полетели на юг.
Река бежит, сверкает на солнце.
6. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: расставить и объяснить знаки препинания, графически обозначить в предложении причастный оборот;