kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока оп русскому языку по теме "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока оп русскому языку по теме "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова"»

Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Проводится работа над каждой группой ошибок).
1. Пропуск, перестановка букв.
2. Буквосочетания жи — ши, ча ща
3. Разделительный мягкий знак.
4. Безударные гласные в корне слова.
5. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
6. Непроверяемые гласные.
(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, можно предложить выполнить следующее задание.)
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
М..л..ко - ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо.. . Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (Мышь.)
— Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
— Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)
— А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 64 (с. 40).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?
— Согласны ли вы с его мнением?
— Выполните задания.
— Прочитайте лексическое значение выделенных слов.
— Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)
— По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)
Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.)
— Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 66 (с. 41).
— Прочитайте текст.
— О каком явлении природы идёт речь? (О росе.)
— Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.
— Выполните задание.
— Значение какого слова вы определяли по словарю?
2. Работа со словом из словаря
— Узнайте слово по его лексическим значениям.
1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.
2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
Ответ: альбом.
— Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)
— Найдите это слово в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом альбом, запишите.
— Запомните, как пишется это слово.
Материал для учителя
По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.
Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.
VII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.
Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, просто к наша, заря.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое лексическое значение слова
— С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?
Домашнее задание
Упр. 67 (с. 42).
Тема: Синонимы и антонимы
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте лексические значения слов.
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарём.
1) Соловей, игла, трава, сырник. (Игла — многозначное слово, остальные однозначные.)
2) Корень, язык, зима, группа. (Зима — однозначное слово, остальные многозначные.)
— Какие слова называются однозначными?
— Какие слова называются многозначными?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пары слов.
Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье — радость, мир — война.
— Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1) Белый — чёрный, мир — война (слова, противоположные по значению); 2) храбрый — отважный, веселье — радость (слова, близкие по значению).)
— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)
— Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 68 (с. 42).
— Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.)
— К каким из данных слов вы подобрали синонимы? (Вьюга — метель, мороз — холод, хорошо — прекрасно.)
— Что такое синонимы?
— К каким из данных слов вы подобрали антонимы? (Здравствуйте — до свидания, весело — грустно, мороз - жара.)
— Что такое антонимы?
— Назовите «вежливые» слова. Когда их употребляют?
— Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили.
Упр. 69 (с. 42).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 70 (с. 43).
— Прочитайте стихотворение.
— Как вы понимаете значение выделенного слова? В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? (В переносном.)
— Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их.
— Как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте на с. 43 сведения о словах погода и непогода.
— Какое значение раньше имело слово погода? А непогода?
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово погода в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом погода, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 71 (с. 43).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 72 (с. 44).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Как вы думаете, почему автор тик па шал гной текст?
— Какие чувства вызывает этот текст?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слома с орфограммами и объясняют их написание.)
— Назовите антонимы.
— Какие слова называются антонимами?
Упр. 73 (с. 44).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения и объясняют свой выбор синонимов.)
— Какие слова называются синонимами?
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл этих пословиц.
• Маленькое дело лучше ... безделья. (Маленькое дело лучше большого безделья.)
• Не спеши языком,... делом. (Не спеши языком, торопись делом.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
Домашнее задание
Упр. 74 (с. 44).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Моисеева Татьяна Викторовна

Дата: 21.11.2017

Номер свидетельства: 439883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока русского языка " Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова." "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "165069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422736804"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План-конспект урока в 5 классе на тему «Однозначные и многозначные слова» "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-v-5-klassie-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445351063"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "конспект урока на тему " сколько лексических значений имеет слово" 5 класс русский язык "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-na-tiemu-skol-ko-lieksichieskikh-znachienii-imieiet-slovo-5-klass-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "105144"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402824180"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства