Просмотр содержимого документа
«Конспект урока оп русскому языку по теме "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова"»
Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём. Ход урока I. Организационный момент II. Анализ контрольного диктанта (Проводится работа над каждой группой ошибок). 1. Пропуск, перестановка букв. 2. Буквосочетания жи — ши, ча ща 3. Разделительный мягкий знак. 4. Безударные гласные в корне слова. 5. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. 6. Непроверяемые гласные. (Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, можно предложить выполнить следующее задание.) — Спишите, вставьте пропущенные буквы. М..л..ко - ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо.. . Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко. III. Самоопределение к деятельности — Отгадайте загадку. Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки, Боится кошки. (Мышь.) — Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.) — Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь. — Какие значения имеет это слово? — Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.) — А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.) — Сформулируйте тему урока. IV. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 64 (с. 40). — Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста? — Согласны ли вы с его мнением? — Выполните задания. — Прочитайте лексическое значение выделенных слов. — Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.) — По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.) Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.) — Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов. V. Физкультминутка VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 66 (с. 41). — Прочитайте текст. — О каком явлении природы идёт речь? (О росе.) — Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём. — Выполните задание. — Значение какого слова вы определяли по словарю? 2. Работа со словом из словаря — Узнайте слово по его лексическим значениям. 1. Тетрадь из плотных листов для рисунков. 2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги. 3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием. Ответ: альбом. — Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.) — Найдите это слово в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом альбом, запишите. — Запомните, как пишется это слово. Материал для учителя По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий. VII. Рефлексия (Работа в парах.) — Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные. Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, просто к наша, заря. — Оцените свою работу на уроке. VIII. Подведение итогов урока — Что такое лексическое значение слова — С каким словом из словаря вы познакомились сегодня? Домашнее задание Упр. 67 (с. 42). Тема: Синонимы и антонимы Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте лексические значения слов. III. Актуализация знаний (Работа в парах.) — Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарём. 1) Соловей, игла, трава, сырник. (Игла — многозначное слово, остальные однозначные.) 2) Корень, язык, зима, группа. (Зима — однозначное слово, остальные многозначные.) — Какие слова называются однозначными? — Какие слова называются многозначными? IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте пары слов. Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье — радость, мир — война. — Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1) Белый — чёрный, мир — война (слова, противоположные по значению); 2) храбрый — отважный, веселье — радость (слова, близкие по значению).) — Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.) — Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.) — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 68 (с. 42). — Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.) — К каким из данных слов вы подобрали синонимы? (Вьюга — метель, мороз — холод, хорошо — прекрасно.) — Что такое синонимы? — К каким из данных слов вы подобрали антонимы? (Здравствуйте — до свидания, весело — грустно, мороз - жара.) — Что такое антонимы? — Назовите «вежливые» слова. Когда их употребляют? — Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили. Упр. 69 (с. 42). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 70 (с. 43). — Прочитайте стихотворение. — Как вы понимаете значение выделенного слова? В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? (В переносном.) — Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их. — Как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.) — Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) — Прочитайте на с. 43 сведения о словах погода и непогода. — Какое значение раньше имело слово погода? А непогода? 2. Работа со словом из словаря — Найдите слово погода в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом погода, запишите. — Запомните написание этого слова. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 71 (с. 43). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 72 (с. 44). — Прочитайте текст. О чём в нём говорится? — Как вы думаете, почему автор тик па шал гной текст? — Какие чувства вызывает этот текст? — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слома с орфограммами и объясняют их написание.) — Назовите антонимы. — Какие слова называются антонимами? Упр. 73 (с. 44). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения и объясняют свой выбор синонимов.) — Какие слова называются синонимами? VIII. Рефлексия (Работа в парах.) — Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл этих пословиц. • Маленькое дело лучше ... безделья. (Маленькое дело лучше большого безделья.) • Не спеши языком,... делом. (Не спеши языком, торопись делом.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое синонимы? — Что такое антонимы? — Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы? Домашнее задание Упр. 74 (с. 44).