Тема урока: Сколько лексических значений имеет слово.
Цель урока:
Цели:
1. Дать понятие лексики, лексического значения слова.
2. Сформировать умение определять лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова.
Методическое обоснование: Ученики должны знать, что изучает лексика, понимать, что такое лексическое значение слова. Крайне важно учить детей свободному владению основными способами словотолкования: объяснением значения по толковому словарю, подбором однокоренных слов.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная
Метод: комбинированный
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Цель – создание доброжелательной атмосферы
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Улыбнись! Даже если на сердце темно, пожелайте друг другу удачи на уроке, здоровья
Приветствие учащихся.Готовят к уроку рабочее место
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
1 Обобщение ранее изученного.
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели.
Дома надо было выписать из толкового словаря слова Ориентирует на формулировку цели урока
Давайте сформулируем цели нашего урока.
1.Что мы должны знать? 2.Что должны уметь различать?
Беседа о словарном составе языка и словарном запасе человека, лексическом значении слова, умении пользоваться толковым словарем; различении лексического и грамматического значений слова. Познакомить учащихся со всеми толковыми словарями, какие есть в школьной библиотеке (школьный толковый словарь Лапатухина и др., Ожегова, Ушакова, МАС, БАС и пр.).
Вопросы для беседы:
– Какие типы словарей вы знаете?
– Какими словарями вы пользовались?
– Какое значение в изучении языка имеют словари?
– Как словари помогают в речи, в жизни?
IV. Комментированное чтение текстов.
Предлагается прочитать и устно рассказать, на какие размышления наводят строки Арсения Тарковского, занимательные тексты А. Шибаева и какое отношение они имеют к теме урока.
1) Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка
Странным светится огнем. А. Тарковский
2) Что за шутки? Говорят, На быках Мосты стоят!
Вот он, мост, Под ним река – Ни единого быка!..
Не пойму я ничего: Утонули, что ли?
Или все до одного Убежали в поле
От нелегкого труда? Ну а мост на чем тогда? А. Шибаев
Для справки: бык – «животное», бык – «опора моста».
Учитель. Продолжаем работу над употреблением слова в речи. Мы знаем, что слово должно употребляться в строгом соответствии с основной задачей общения: понять другого – быть понятым собеседником. Анализ рассмотренных текстов показывает, что участники диалога не могут понять друг друга, что в их речи употреблено, но не разъяснено слово, которое в языке имеет омоним (греч. homos – «одинаковый» + onyma – «имя») или само по себе способно выражать несколько значений, а из контекста неясно, что оно обозначает.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово?
Учащиеся представляют выписанные из толкового словаря слова, комментируя их лексическое значение.
Слушают и отвечают на вопрос учителя
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока
Предполагаемые ответы :
Запись темы урока в тетрадях.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
- Усвоение новых знаний.
- Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации)
1. Понятие об однозначных и многозначных словах (чтение теоретического материала на с. 80).
2. Определение признаков сходства, объединяющих многозначные слова.
3. Наблюдение за многозначными словами в толковом словаре
(упражнения 249–251).
Читается стихотворение « Бабочка»
Ученики играют со словами:
Работа учащихся с толковым словарем
Дети движениями изображают содержание стихотворения.
Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Закрепление изученного материала
Учитель. Много смешных ситуаций возникает в разговоре с маленькими детьми. Вот несколько примеров.
– Зачем ты меня отпугиваешь? – обратилась девочка к бабушке, которая пыталась расстегнуть ей пальто.
– Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!
– Мы ходим на прогулку, мы прогульщики!
Объясните, в чем причина неправильного понимания детьми таких слов: лодырь – «человек, который делает лодки», всадник – «работает в саду», фантазер – «тот, кто пускает фонтаны», наблюдение – «то, что лежит на блюде».
Решают лингвистические задачи
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения, формулировать ответ ).
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Рефлексия деятельности.
Итоги урока
Подводит итог урока.
- Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания
Оценивают свою работу и работу одноклассников
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.параграф 33, упражнение 253.
Запись учащимися задания в дневники.