kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока в 5 классе на тему «Однозначные и многозначные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование понятий "однозначное" и "многозначное" слово

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;

- усвоить материал об однозначных и многозначных словах;

- усвоить понятие «словарная статья».

2) Развивающие:

- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;

- сформировать умение пользоваться словарём;

- сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;

- сформировать умение определять лексическое значение однозначность и многозначность слова по толковому словарю.

3) Воспитательные:

- воспитать такие качества, как внимательность, усидчивость, любовь к русскому языку, любовь к книге;

- воспитать культуру умственного труда.

Оборудование урока:

  • Учебник;
  • Толковый словарь;
  • Раздаточный материал.

План урока:

  1. Повторение изученного материала о лексическом значении слова:

- словарный диктант с определением слова по его лексическому значению;

2.  Усвоение материала об однозначных и многозначных словах:

- введение в тему;

- самостоятельная формулировка основных понятий;

- анализ словарной статьи многозначного слова в толковых словарях.

3. Формирование умений:

- выборочное списывание;

- составление словосочетаний с многозначными словами.

4. Итоги. Оценивание.

Тип урока: открытие новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 5 классе на тему «Однозначные и многозначные слова» »

План-конспект урока в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.

«Однозначные и многозначные слова»


Цель урока: формирование понятий «однозначное» и «многозначное» слово.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;

- усвоить материал об однозначных и многозначных словах;

- усвоить понятие «словарная статья».

2) Развивающие:

- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;

- сформировать умение пользоваться словарём;

- сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;

- сформировать умение определять лексическое значение однозначность и многозначность слова по толковому словарю.

3) Воспитательные:

- воспитать такие качества, как внимательность, усидчивость, любовь к русскому языку, любовь к книге;

- воспитать культуру умственного труда.


Оборудование урока:

  • Учебник;

  • Толковый словарь;

  • Раздаточный материал.


План урока:

  1. Повторение изученного материала о лексическом значении слова:

- словарный диктант с определением слова по его лексическому значению;

2. Усвоение материала об однозначных и многозначных словах:

- введение в тему;

- самостоятельная формулировка основных понятий;

- анализ словарной статьи многозначного слова в толковых словарях.

3. Формирование умений:

- выборочное списывание;

- составление словосочетаний с многозначными словами.

4. Итоги. Оценивание.



Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята! Начнём урок со словарного диктанта. Обратите внимание, что сами слова называться не будут. Вы должны будете по лексическому значению слова определить, о каком предмете идёт речь и записать его в тетрадь.

  1. Группа людей, определяющая призовые места, присуждающая премии и награды на конкурсах и состязаниях (жюри);

  2. Стебель растения в самом начале его развития (росток);

  3. Ровная земная поверхность (равнина);

  4. Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце (загар);

  5. Яркое освещение горизонта перед восходом или после заката солнца (заря);


Проверим, что у вас получилось.

Ответы учеников


Что такое лексическое значение?


Что даёт знание о лексическом значении слова?

Примерный ответ: а)Помогает различать одни слова от других; б) от лексического значения слова зависит написание некоторых слов: поласкать котенка-полоскать бельё


Где можно найти точное лексическое значение слова?


Перед вами «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Есть еще уникальный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля».

Лексическое значение слов объясняются в толковых словарях тремя способами:

  1. Подбором синонимов;

  2. Подбором антонимов;

  3. Описательно.

Всё это вы можете проверить на практике.


  1. Обратитесь к листочкам, которые лежат на ваших столах. Прочитайте предложения и определить значение выделенных слов. При выполнении этого задания пользуйтесь словарём.


  1. Весна – пора вспахивания земли (земля – плодородный слой почвы);

  2. Земля вращается вокруг Солнца (Земля – небесное тело, планета);

  3. Смотрите! Земля! Земля! – закричал вахтенный матрос (земля в значении суша);

  4. А за этой рекой земли Польши, - сказал наш проводник (земля – территория государства)


Прочитайте, что у вас получилось?


Какой вывод можно сделать?

Слово «земля» имеет несколько значений.


Такие слова называются многозначными! Запишите тему урока в оставленной заранее строчке: «Однозначные и многозначные слова»


Запишите определения в словарь:


Слова, имеющие несколько лексических значений называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. У многозначного слова одно значение связано с другим.


Слова, которые имеют только одно значение называются ОДНОЗНАЧНЫМИ.


Найдите слово «земля» в толковом словаре и обратите внимание на то, как обозначается многозначность слова.

Каждое значение многозначного слова нумеруется и пишется в одной словарной статье.


  1. Опираясь на полученные знания, составьте таблицу, используя материал у вас на партах: в левый столбик выпишите существительные, которые имеют только одно значение; в правый – многозначные слова.


Однозначные слова

Многозначные слова

Весна

Пора

Вспахивание

Земля

Матрос

Солнце


Река


Проводник


Прочитайте слова, которые вы записали в левый столбик, затем в правый.

Какой вывод можно сделать?

Многозначных слов больше


  1. Подведём итоги урока.

Как отличить однозначные слова от многозначных?


Для чего необходимо знать лексическое значение слова?


Выставление и комментирование оценок.


Домашнее задание: определить значение слова «хлеб», составить словосочетания со словом «хлеб» во всех его значениях.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
План-конспект урока в 5 классе на тему «Однозначные и многозначные слова»

Автор: Попкова Елена Владимировна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241965


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства