Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 5 классе на тему «Однозначные и многозначные слова» »
План-конспект урока в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.
«Однозначные и многозначные слова»
Цель урока: формирование понятий «однозначное» и «многозначное» слово.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;
- усвоить материал об однозначных и многозначных словах;
- усвоить понятие «словарная статья».
2) Развивающие:
- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;
- сформировать умение пользоваться словарём;
- сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;
- сформировать умение определять лексическое значение однозначность и многозначность слова по толковому словарю.
3) Воспитательные:
- воспитать такие качества, как внимательность, усидчивость, любовь к русскому языку, любовь к книге;
- воспитать культуру умственного труда.
Оборудование урока:
Учебник;
Толковый словарь;
Раздаточный материал.
План урока:
Повторение изученного материала о лексическом значении слова:
- словарный диктант с определением слова по его лексическому значению;
2. Усвоение материала об однозначных и многозначных словах:
- введение в тему;
- самостоятельная формулировка основных понятий;
- анализ словарной статьи многозначного слова в толковых словарях.
3. Формирование умений:
- выборочное списывание;
- составление словосочетаний с многозначными словами.
4. Итоги. Оценивание.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Начнём урок со словарного диктанта. Обратите внимание, что сами слова называться не будут. Вы должны будете по лексическому значению слова определить, о каком предмете идёт речь и записать его в тетрадь.
Группа людей, определяющая призовые места, присуждающая премии и награды на конкурсах и состязаниях (жюри);
Стебель растения в самом начале его развития (росток);
Ровная земная поверхность (равнина);
Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце (загар);
Яркое освещение горизонта перед восходом или после заката солнца (заря);
Проверим, что у вас получилось.
Ответы учеников
Что такое лексическое значение?
Что даёт знание о лексическом значении слова?
Примерный ответ: а)Помогает различать одни слова от других; б) от лексического значения слова зависит написание некоторых слов: поласкать котенка-полоскать бельё
Где можно найти точное лексическое значение слова?
Перед вами «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Есть еще уникальный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля».
Лексическое значение слов объясняются в толковых словарях тремя способами:
Подбором синонимов;
Подбором антонимов;
Описательно.
Всё это вы можете проверить на практике.
Обратитесь к листочкам, которые лежат на ваших столах. Прочитайте предложения и определить значение выделенных слов. При выполнении этого задания пользуйтесь словарём.
Весна – пора вспахивания земли (земля – плодородный слой почвы);
Земля вращается вокруг Солнца (Земля – небесное тело, планета);
А за этой рекой земли Польши, - сказал наш проводник (земля – территория государства)
Прочитайте, что у вас получилось?
Какой вывод можно сделать?
Слово «земля» имеет несколько значений.
Такие слова называются многозначными! Запишите тему урока в оставленной заранее строчке: «Однозначные и многозначные слова»
Запишите определения в словарь:
Слова, имеющие несколько лексических значений называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. У многозначного слова одно значение связано с другим.
Слова, которые имеют только одно значение называются ОДНОЗНАЧНЫМИ.
Найдите слово «земля» в толковом словаре и обратите внимание на то, как обозначается многозначность слова.
Каждое значение многозначного слова нумеруется и пишется в одной словарной статье.
Опираясь на полученные знания, составьте таблицу, используя материал у вас на партах: в левый столбик выпишите существительные, которые имеют только одно значение; в правый – многозначные слова.
Однозначные слова
Многозначные слова
Весна
Пора
Вспахивание
Земля
Матрос
Солнце
Река
Проводник
Прочитайте слова, которые вы записали в левый столбик, затем в правый.
Какой вывод можно сделать?
Многозначных слов больше
Подведём итоги урока.
Как отличить однозначные слова от многозначных?
Для чего необходимо знать лексическое значение слова?
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: определить значение слова «хлеб», составить словосочетания со словом «хлеб» во всех его значениях.