kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка " Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте. Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся. Воспитывать языковое чутьё.

Оборудование: Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова, Толковый словарь русского языка под ред. Н. М. Неусыпова.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Каллиграфическая минутка

Р р   Рр

Раиса ребята ребро

- Подчеркнуть и объяснить орфограммы.

3. Мотивация учебной деятельности

1) – Что вы мысленно представляете, когда слышите слова карандаш, трамвай, кисть?

- Почему, говоря о первых двух предметах вы дали примерно одинаковые ответы, а о третьем предмете вы говорили по- разному, хотя правильно?

- О чём говорит этот пример?

- Где можно узнать значение слова?

2) – Послушайте загадку: В огороде у дорожки

    Стоит солнышко на ножке.

    Только жёлтые лучи

    У него не горячи.  (Подсолнух).

- На что похож подсолнух?

- В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении: подсолнух похож на солнышко цветом и формой. В загадках часто употребляются слова в переносном значении.

 

4. Сообщение темы и задач урока

- На данных примерах мы убедились, что слова в русском языке могут иметь не одно, а несколько значений и употребляться в речи не только в прямом значении, но и в переносном.

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять лексическое значение слова, рассмотрим случаи употребления слов в прямом и переносном значении, проанализируем ситуации, когда одно и то же слово употребляется в разных значениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова." »

Урок русского языка

4 класс

Тема: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте. Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся. Воспитывать языковое чутьё.

Оборудование: Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова, Толковый словарь русского языка под ред. Н. М. Неусыпова.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Каллиграфическая минутка

Р р Рр

Раиса ребята ребро

- Подчеркнуть и объяснить орфограммы.

3. Мотивация учебной деятельности

1) – Что вы мысленно представляете, когда слышите слова карандаш, трамвай, кисть?

- Почему, говоря о первых двух предметах вы дали примерно одинаковые ответы, а о третьем предмете вы говорили по- разному, хотя правильно?

- О чём говорит этот пример?

- Где можно узнать значение слова?

2) – Послушайте загадку: В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух).

- На что похож подсолнух?

- В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении: подсолнух похож на солнышко цветом и формой. В загадках часто употребляются слова в переносном значении.



4. Сообщение темы и задач урока

- На данных примерах мы убедились, что слова в русском языке могут иметь не одно, а несколько значений и употребляться в речи не только в прямом значении, но и в переносном.

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять лексическое значение слова, рассмотрим случаи употребления слов в прямом и переносном значении, проанализируем ситуации, когда одно и то же слово употребляется в разных значениях.

5. Первичное восприятие и осознание нового материала

- В начале урока вы мне сказали, что значение слова можно узнать в толковом словаре.

- Сейчас мы узнаем, как нам толкует словарь значение слова колокольчик.

- Что нужно знать, чтобы быстро найти это слово в словаре? (алфавит)

Колокольчик. 1. Маленький колокол. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (А. С. Пушкин). 2. Растение с цветами, похожими на маленький колокол. Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, тёмно- голубые? (А. Толстой).

- В первом предложении подчеркните главные члены предложения, а во втором – обращение.

- Итак, мы убедились, что многозначное слово называет разные предметы, сходные в чём-либо между собой.

2) Запись предложений под диктовку:

Язык до Киева доведёт.

Разведчики привели языка.

Без языка и колокол нем.

Больно прикусил язык.

- В каждом предложении найдите и подчеркните многозначное слово.

- В четырёх предложениях употреблено одно и то же слово язык. Определите лексическое значение этого слова в каждом предложении.

- Таким образом, делаем вывод: одно и то же слово в разных предложениях может употребляться в разных значениях.

3) Употребление слов в прямом и переносном значении (устно)

Дремлет старушка в кресле.

Дремлет чуткий камыш.

- В каком значении употреблён глагол в первом предложении?

- Во втором?



6. Закрепление и осмысление изученного материала

1) Из слов, данных в скобках, выберите те, в сочетании с которыми слова за скобками приобретут переносное значение:

Золотой (кольцо, волосы, руки, колосья);

Железный (здоровье, гвоздь, нервы);

Рассыпались (зёрна, конфеты, лучи, звёзды);

Зажечь (свеча, костёр, ребята)

2) Установите, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении, а в каких в прямом:

Ледяная глыба - ледяной взгляд

Море пшеницы - голубое море

Вершина горы - вершина славы

Пешеход идёт – часы идут

Свет знания - свет солнца

Ветер уснул - человек уснул

Цепь якоря - цепь событий

Ослепительный свет - ослепительная красота

- Составьте предложение с одним из словосочетаний, употреблённых в переносном значении.

3) Определение лексического значения слов

- Часто для характеристики качеств или черт характера человека мы употребляем прилагательные, образованные от названий различных металлов.

- Объясните значение прилагательных (устно):

стальная воля

железные мускулы

золотое сердце

серебряный голос

4) Словарная работа

Разговор, обмен мнениями – беседа.

Посуда для варки еды – кастрюля.

Часть земной поверхности, которую видит человек – горизонт.

- На второй строчке запишите слова:

Глагол от слова беседа – беседовать,

Уменьшительное слово от слова кастрюля – кастрюлька,

Как называется воображаемая линия, по которой небо ка бы соединяется с поверхностью Земли – линия горизонта.

- Обозначь корень в однокоренных словах.

7. Итог урока

- Какие слова называются многозначными?

- Какие слова называются однозначными?

- В каких значениях могут употребляться слова?

8. Домашнее задание

С. 78 упр. 158.




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Попова Наталья Георгиевна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 165069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему "Прямое и переносное значение слова""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemupriamoieipierienosnoieznachieniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "285379"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454157226"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Конспект  урока русского языка  3 класс УМК «Школа России»  на тему:  «Лексическое значение слова.  Однозначные и многозначные слова». "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-umk-shkola-rossii-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "170274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423514933"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по русскому языку "Омонимы" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "189348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426870870"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства