Конспект урока русского языка " Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова."
Конспект урока русского языка " Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова."
Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте. Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся. Воспитывать языковое чутьё.
Оборудование: Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова, Толковый словарь русского языка под ред. Н. М. Неусыпова.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Каллиграфическая минутка
Р р Рр
Раиса ребята ребро
- Подчеркнуть и объяснить орфограммы.
3. Мотивация учебной деятельности
1) – Что вы мысленно представляете, когда слышите слова карандаш, трамвай, кисть?
- Почему, говоря о первых двух предметах вы дали примерно одинаковые ответы, а о третьем предмете вы говорили по- разному, хотя правильно?
- О чём говорит этот пример?
- Где можно узнать значение слова?
2) – Послушайте загадку: В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух).
- На что похож подсолнух?
- В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении: подсолнух похож на солнышко цветом и формой. В загадках часто употребляются слова в переносном значении.
4. Сообщение темы и задач урока
- На данных примерах мы убедились, что слова в русском языке могут иметь не одно, а несколько значений и употребляться в речи не только в прямом значении, но и в переносном.
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять лексическое значение слова, рассмотрим случаи употребления слов в прямом и переносном значении, проанализируем ситуации, когда одно и то же слово употребляется в разных значениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова." »
Урок русского языка
4 класс
Тема: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте. Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся. Воспитывать языковое чутьё.
Оборудование: Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова, Толковый словарь русского языка под ред. Н. М. Неусыпова.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Каллиграфическая минутка
Р р Рр
Раиса ребята ребро
- Подчеркнуть и объяснить орфограммы.
3. Мотивация учебной деятельности
1) – Что вы мысленно представляете, когда слышите слова карандаш, трамвай, кисть?
- Почему, говоря о первых двух предметах вы дали примерно одинаковые ответы, а о третьем предмете вы говорили по- разному, хотя правильно?
- О чём говорит этот пример?
- Где можно узнать значение слова?
2) – Послушайте загадку: В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух).
- На что похож подсолнух?
- В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении: подсолнух похож на солнышко цветом и формой. В загадках часто употребляются слова в переносном значении.
4. Сообщение темы и задач урока
- На данных примерах мы убедились, что слова в русском языке могут иметь не одно, а несколько значений и употребляться в речи не только в прямом значении, но и в переносном.
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять лексическое значение слова, рассмотрим случаи употребления слов в прямом и переносном значении, проанализируем ситуации, когда одно и то же слово употребляется в разных значениях.
5. Первичное восприятие и осознание нового материала
- В начале урока вы мне сказали, что значение слова можно узнать в толковом словаре.
- Сейчас мы узнаем, как нам толкует словарь значение слова колокольчик.
- Что нужно знать, чтобы быстро найти это слово в словаре? (алфавит)
Колокольчик. 1. Маленький колокол. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (А. С. Пушкин). 2. Растение с цветами, похожими на маленький колокол. Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, тёмно- голубые? (А. Толстой).
- В первом предложении подчеркните главные члены предложения, а во втором – обращение.
- Итак, мы убедились, что многозначное слово называет разные предметы, сходные в чём-либо между собой.
2) Запись предложений под диктовку:
Язык до Киева доведёт.
Разведчики привели языка.
Без языка и колокол нем.
Больно прикусил язык.
- В каждом предложении найдите и подчеркните многозначное слово.
- В четырёх предложениях употреблено одно и то же слово язык. Определите лексическое значение этого слова в каждом предложении.
- Таким образом, делаем вывод: одно и то же слово в разных предложениях может употребляться в разных значениях.
3) Употребление слов в прямом и переносном значении (устно)
Дремлет старушка в кресле.
Дремлет чуткий камыш.
- В каком значении употреблён глагол в первом предложении?
- Во втором?
6. Закрепление и осмысление изученного материала
1) Из слов, данных в скобках, выберите те, в сочетании с которыми слова за скобками приобретут переносное значение:
Золотой (кольцо, волосы, руки, колосья);
Железный (здоровье, гвоздь, нервы);
Рассыпались (зёрна, конфеты, лучи, звёзды);
Зажечь (свеча, костёр, ребята)
2) Установите, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении, а в каких в прямом:
Ледяная глыба - ледяной взгляд
Море пшеницы - голубое море
Вершина горы - вершина славы
Пешеход идёт – часы идут
Свет знания - свет солнца
Ветер уснул - человек уснул
Цепь якоря - цепь событий
Ослепительный свет - ослепительная красота
- Составьте предложение с одним из словосочетаний, употреблённых в переносном значении.
3) Определение лексического значения слов
- Часто для характеристики качеств или черт характера человека мы употребляем прилагательные, образованные от названий различных металлов.
- Объясните значение прилагательных (устно):
стальная воля
железные мускулы
золотое сердце
серебряный голос
4) Словарная работа
Разговор, обмен мнениями – беседа.
Посуда для варки еды – кастрюля.
Часть земной поверхности, которую видит человек – горизонт.
- На второй строчке запишите слова:
Глагол от слова беседа – беседовать,
Уменьшительное слово от слова кастрюля – кастрюлька,
Как называется воображаемая линия, по которой небо ка бы соединяется с поверхностью Земли – линия горизонта.