Цели и задачи урока, обращение к эпиграфу: где в строчках Толстого однородные члены предложения, объяснение постановки знаков препинания. (Однородные обстоятельства образа действия, соединенные интонацией, при однородных членах есть обобщающее слово)
2. Основная часть.
I. Графический диктант (по цепочке у доски с объяснением постановки знаков препинания)
-Соловей замолчал, прислушался, потом пустил по реке трель.
-Мал золотник, да дорог.
-И туман, и непогоды осень поздняя несёт.
-Щёки румяны, и полны, и смуглы.
-То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев.
-У родника росли не только берёзы, но и ели.
-Луга, поля и дороги - всё было покрыто снегом.
-Осенью деревья: клёны, рябины, осины - одеваются в разноцветный наряд.
II. Анализ текста В. Пескова:
Любой уголок земли может подарить миру способного человека.
И все-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. В этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место. Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские писатели и поэты: Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Пришвин. И природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Творчество без присутствия в нем природы было немыслимо для Тургенева, Кольцова, Бунина, Есенина, Фета. Это всё уроженцы полустепной России.
Есть у земли какие-то свои тайны.
Выразительное чтение текста, определение темы и основной мысли, пунктуационный разбор предложений с однородными членами, выводы о постановке знаков препинания при однородных членах.
Ш: анализ текстов Л.Н. Толстого, А. И. Бунина, И.С. Тургенева
анализ отрывка из текста И.С.Тургенева «Бежин луг»
1) Бледно-синее небо светлело, холодело, синело.
2) Звезды то мигали слабым светом, то исчезали.
3) Земля отсырела, запотели листья, кое – где стали раздаваться живые звуки, голоса.
4) Жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землёю.
5) Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня сперва алые, потом красные, золотые потоки горячего света.
6) Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.
7) Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы.
8) Навстречу мне понеслись чистые и ясные звуки колокола.
На материале предложений №5 и №6 объясняем понятие градации (постепенное усиление)
анализ отрывка из текста И.Бунина «Антоновские яблоки»
1) Войдёшь в дом и сразу слышишь аромат яблок, а потом почувствуешь другие: старой мебели, сухого липового цвета.
2) Во всех комнатах: в лакейской, в зале, в гостиной – прохладно и сумрачно.
3) Это оттого, что дом окружён садом, а верхние стёкла окон цветные: синие и лиловые.
4) Всюду тишина и чистота.
IV. Проверочная работа по отрывку из текста Л. Н. Толстого из рассказа «После бала»
1) В молодости она была прелестна высокая стройная грациозная и величественная.
2) Держалась она всегда необыкновенно прямо откинув немного назад голову.
3) Царственный вид придавала ей весёлая улыбка и рта и прелестных глаз и всего её милого существа.
4) Мазурку я танцевал не с ней а с одной немочкой.
5) В этот вечер я был неучтив с ней не говорил с ней не смотрел на неё а видел только высокую стройную фигуру в белом платье.
Последующая самопроверка:
1) В молодости она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная.
2)Держалась она всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову.
3) Царственный вид придавала ей весёлая улыбка и рта, и прелестных глаз, и всего её милого существа.
4)Мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой.
5)В этот вечер я был неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на неё, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье.
V. Тестирование VI. Итоги урока, домашнее задание.
I. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Мал золотник, да дорог.
2) Ни холод, ни пурга, ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.
3) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья, и бросал в траву.
4) Туман окутал как долину, так и подножье горы.
II. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены):
Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
Лесные ягоды лучше собирать или утром или вечером.
Самовар был готов и стоял на столе.
Наташа выпила молока и уснула на широкой и длинной лавке.
III. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Зима ударила морозцем по полям и лесам и закружила поземкой по дорогам.
2) Приметы осени чувствовались везде: в лесу, на озере, в поле.
3) Человека воспитывает и искусство, и наука.
4) Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.
IV. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены):
1.В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.
Кучер с лакеем и горничной принесли корзинки и приготовили обед.
Учебники я или куплю или возьму в библиотеке.
Собака поглядывала на него и слегка махала хвостом.
1) В молодости она была прелестна высокая стройная грациозная и величественная.
2) Держалась она всегда необыкновенно прямо откинув немного назад голову.
3) Царственный вид придавала ей весёлая улыбка и рта и прелестных глаз и всего её милого существа.
4) Мазурку я танцевал не с ней а с одной немочкой.
5) В этот вечер я был неучтив с ней не говорил с ней не смотрел на неё а видел только высокую стройную фигуру в белом платье.
Последующая самопроверка:
1) В молодости она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная.
2)Держалась она всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову.
3) Царственный вид придавала ей весёлая улыбка и рта, и прелестных глаз, и всего её милого существа.
4)Мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой.
5)В этот вечер я был неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на неё, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье.