Сообщение темы, целей урока. Этап подготовки учащихся к активному повторению усвоенных знаний.
Цель: сообщить тему, основную цель урока, подготовить учащихся к повторению пройденного материала.
1. Проверка домашнего задания.(5 мин.)
Выступление творческой группы учащихся. Цель: проверить знания учащихся по теме; выяснить изобразительно-выразительную роль предложений с однородными членами.
Этап повторения и обобщения изученного материала. Цель: установить осознанность усвоения учащимися изученного материала, глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся.
1. Дифференцированная работа с элементами эвристической беседы.
(5 мин.) Цель: научиться определять роль ОЧП в речи.
(5 мин.) Цель: учиться находить грамматические ошибки в предложениях с ОЧП. Работа над грамматическими нормами, которые необходимо соблюдать при построении предложений с однородными членами, осмыслении типологии возможных ошибок. Задание: найдите и объясните грамматические ошибки в данных предложениях.
(5 мин.) Цель: учиться вставлять подходящие по смыслу союзы, расставлять знаки препинания.
2. Релаксация. Физкультминутка. (2 мин.) Цель: расслабиться и отдохнуть на уроке.
3. Тренировочные задания.
(5 мин.) Цель: научиться графически составлять схемы предложений.
5. Проверочная работа по тестам. (5 мин.) Цель: научиться работать с тестами.
Этап информации о домашнем задании. (1 мин.) Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Итоги, выводы урока. (2 мин.) Цель: дать анализ успешности урока, подвести итоги.
Рефлексия.
| Вступительное слово учителя. – Сегодня мы завершаем изучение темы “Однородные члены предложения”. Этот обобщающий урок мы посвятим закреплению умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах; узнаем, какими стилистическими возможностями обладают конструкции с однородными членами, и будем учиться предупреждать
грамматические ошибки – задача нелегкая, но нужная. В связи с этим я решила провести с Вами урок-парад знаний. Мы с вами торжественно прошагаем по площадям города , где живут однородные члены предложения. Каждый из вас должен блеснуть своими знаниями по теме и честно оценить их, поэтапно внося баллы в оценочный лист. Эпиграфом к нашему уроку станут слова А.Куприна. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн) Ответьте на вопрос: – Как вы понимаете его смысл?
Слова А. Куприна о богатстве русского языка станут мостиком к проверке домашнего задания творческой группы , которая дома подготовила к уроку сообщение о том, какими стилистическими возможностями обладают предложения с однородными членами на примере произведений А.С. Пушкина. Послушаем их. Постановка проблемного вопроса: С какой целью писатели и поэты используют в своих произведениях предложения с однородными членами? (План сообщения оформляется на доске по ходу выступления творческой группы, учащиеся записывают его в тетради.) Запись на доске: Изобразительно-выразительная роль предложений с однородными членами. 1. Яркое средство словесной наглядности. 2. Стилистические фигуры речи: а) многосоюзие, бессоюзие; б) парное соединение однородных членов. 3. Средство создания комического. |
-Эти знания помогут вам выполнить следующее задание.
Практическая работа. - Итак, начинаем парадное шествие. Разделимся на группы, кто куда направится. 1 группа отправится на Площадь Литературного творчества. - Работа, которую вы будете выполнять сейчас, поможет вам совершенствовать умение более точно определять роль ОЧП в речи.
Работа в группах: Каждая группа выполняет задание по одному из трех текстов. - В чем помогают писателю однородные члены предложения? Определите их роль в тексте. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. (И.С.Тургенев «Ася») - Ребята, а я в тексте заметила ошибку: автор забыл поставить запятые между определениями: смугловатого круглого, небольшим тонким? Вы как думаете? (определения характеризуют предмет с разных сторон) Дополнительный вопрос: Когда при ОЧП ставятся запятые?
2. Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. («Челкаш» М.Горький).
Дополнительный вопрос: Когда при ОЧП не ставятся запятые?
3. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. (А.С.Пушкин «Дубровский»).
Дополнительный вопрос: Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом.
Выводы: Давайте обобщим все сказанное и сделаем вывод о роли однородных членов предложения в речи: создание психологического портрета героя; создание иллюзии движения; создание изобразительно-выразительных средств языка. Этот далеко не полный перечень функций роли ОЧП в речи должен убедить нас в необходимости вдумчивого и внимательного подхода к анализу текста в каждом конкретном случае. 2 группа пойдёт на площадь Редакторов. Найдите ошибку. Император был смелым, решительным, но иногда жестокий. Слова судьи завораживали силой, пугают строгостью. 3) Мы были в кино, парке и стадионе.
4) Меня не только интересуют повести, но и стихи. - О чём нас заставляет помнить это задание? (необходимо следить за речью) Дополнительный вопрос: Какие союзы относятся к соединительным?
К противительным?
К разделительным?
3 группа отправится на площадь Союзов. Вставьте подходящие по смыслу союзы, расставьте знаки препинания.
Спортом должны заниматься взрослые дети. Туманы в Лондоне бывают каждый день через день непременно. Ночь стояла тихая звёздная. Интересные экскурсии можно проводить летом зимой. мелкий дождь снег.
Дополнительный вопрос: - Какие члены предложения называются однородными? (1 балл)
- Какой может быть связь между однородными членами?(1 балл) Проверяем задания 3 групп. Молодцы!
-Ребята, вы хорошо поработали. Теперь пора и отдохнуть! (Проводит ученик)
- Торжественно движемся дальше и останавливаемся на Пушкинской площади. Вот перед вами памятник Пушкину в Петербурге, а это – иллюстрация к одному из его произведений. – Какому? - Я читаю предложения, а вы в тетради чертите схемы, которые объясняют знаки препинания. Мы читаем, любим, заучиваем наизусть А.С.Пушкина. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы. Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы. И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта. - Взаимопроверка(5 баллов) - Молодцы, ребята. Я вижу, что вы знаете правила постановки знаков препинания, а значит, являетесь достойными участниками парада знаний.
– Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок. На слайде: Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны. Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода. – Прочитайте переработанный текст. Что изменилось? Благодаря чему? – Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они “источник опасности”, так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки.
Мы снова в городе Однородных членов и приближаемся к Центральной площади. Пришло время показать свои знания при выполнении тестовых заданий. Тест. 1.Найдите предложения с неоднородными определениями. А) Девочка постелила чистую белоснежную скатерть. Б) Последние два дня дул холодный пронизывающий ветер. В) Снег скрипел под её чёрными маленькими ботинками. Г) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой. 2.Найдите предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами А) Он приезжал домой пообедать да переночевать. Б) Он походил на мастера или на управляющего. В) Олег прислушался, но не услышал ничего. Г) Нигде ни садика, ни длинного забора. 3.Укажите, в каком примере нужна запятая перед союзом ДА. А) Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Б) Мал золотник да дорог. В) Ученье да труд к славе ведут. Г) Ягодами да грибами богаты наши леса. 4.Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания. А) В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда. Б) Несутся брызги, не то тумана, не то мелких брызг. В) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами. Г) Он коллекционировал как марки, так и открытки. 5.Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах. А) Распоряжения его были всегда быстры точны отчётливы. Б) Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко. В) В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб. Г) На деревьях стогах домах везде лежал снег. Выполняя такие задания, вы потихоньку готовите себя к сдаче ЕГЭ. Вот наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вам понравилось. Итак, ребята, пора открыть дневники и записать домашнее задание.
Домашнее задание (на выбор творческое задание) Или: Как вы думаете, что случилось бы, если бы однородные члены предложения исчезли из речи?». Не забудьте, что рассуждение строится по схеме: 1. Тезис. 2. Доказательства: аргументы, примеры 3. Вывод
И вот мы с вами на площади Победы! Теперь давайте подведём итоги. Посчитайте баллы. От себя добавляю по 2 балла самым активным участникам парада. Поставьте себе оценки по следующим критериям. От 15 баллов – «5» 11 – 14 баллов – «4» до 11 баллов – «3» Поднимите руки те, кто получил «5». Для вас – праздничный салют! Кто получил «4»? Молодцы, ребята. Для вас – аплодисменты! А «3» - это сигнал о том, что где-то вы недоработали. Мы благополучно покинули Город Однородных членов. – Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни? - Зачем нам был нужен этот урок? Что нового вы узнали? - Какие моменты урока понравились? – Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке.
- Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилага- тельное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок. (Ученики записывают прилага- тельное.) - А теперь прочитайте то, что вы написали.
- Молодцы, ребята! До встречи на следующем уроке. Спасибо за урок!
|
Чтение эпиграфа учеником.
Примерный ответ ученика: Только внимательно изучая язык, все его элементы, можно овладеть его богатством, научиться глубже и точнее выражать свои мысли.
Сообщение учащихся творческой группы Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются одним из важнейших изобразительно-выразительных средств. Поэтому задача нашей небольшой исследовательской работы – рассмотреть стилистические возможности предложений с однородными членами на материале произведений А.С. Пушкина. Часто в художественной речи при помощи однородных членов образуются ряды эпитетов, которые являются ярким средством словесной наглядности. Так, в стихотворении А. Пушкина “К морю” читаем: Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег. В произведении “Осень” находим такие строки: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Употребление ряда однородных определений-эпитетов (скучный, неподвижный брег; тихая, блистающая краса) помогает поэту полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость. В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин, используя однородные члены, рисует эмоциональный портрет героини: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Эта же синтаксическая конструкция позволяет поэту дать емкое, краткое описание интерьера, быта помещика: Все было просто: пол дубовый, Два шкафа, стол, диван пуховый, Нигде ни пятнышка чернил. Итак, однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов. Сильным и эффективным средством воздействия, средством усиления выразительности речи являются фигуры речи. При употреблении однородных членов возможно многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий. Ярким примером многосоюзия является следующий отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Полтава”: Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский лик его прекрасен При кликах войска своего... Повтор союза И перед однородными членами усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает ее плавной, тем самым обращает внимание слушателей на перечисляемые понятия. На фоне многосоюзия обретает выразительность и такая стилистическая фигура, как бессоюзие – сознательный отказ от соединительных союзов между однородными членами. Пример бессоюзия находим в “Полтаве”: Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон... Эта стилистическая фигура придает высказыванию стремительность, динамичность, напряженность. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий создает впечатление быстрой смены картин. Еще одно синтаксическое средство выразительности речи – парное соединение однородных членов. В роли однородных нередко употребляются антонимы. Выразительным примером этого приема стала характеристика героев романа А.С. Пушкина – Онегина и Ленского. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. И последняя стилистическая функция однородных членов, на которой мы хотели бы остановиться, – создание комического эффекта. Часто писатели включают в ряд однородных членов разнородные понятия, как-то: Андрей Петрович Гринев выписал из Москвы годовой запас вина, прованского масла и француза, мосье Бопре, для воспитания Петруши. Под надзором Савельича на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. Итак, однородные члены предложения, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее точной, ясной, выразительной. И роль их в устной и письменной речи исключительно разнообразна.
Комментарий группы: В первом отрывке дано описание Аси – героини одноименной повести И.С. Тургенева. В тексте Тургенева необычно сочетание определений «черные, светлые глаза», которые создают не только внешний, но и внутренний портрет героини: Ася – светлый образ.
и 0, и 0; ни 0, ни 0… 0, а 0 При попарном соединении: 0 и 0, 0 и 0… Перед 2 частью двойного союза: как…так и; не только…но и; не столько…сколько… При бессоюзном соединении: 0, 0, 0…
Комментарий группы: Перечисление однородных членов предложения, осложненных обособленными и необособленными определениями, помогает, с одной стороны, показать динамику действий, с другой стороны, создает образ насыщенного трудового дня.
0 и 0…; 0 или 0… Зайду проведаю. Смотри не опаздывай. Нет ничего прекраснее теплых материнских рук.
Комментарий группы: В данных примерах перечисления однородных членов предложения помогают создать изобразительные средства языка. Благодаря рядам однородных членов создается развернутая метафора. Также мы видим такую стилистическую фигуру, как градация, то есть расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения.
8. :о.о.о о,о,о- :ОООО - … , а именно: о,о О, о – словом,
1. Однородные прилагательные, являющиеся именной частью составного сказуемого, должны иметь одинаковую форму.
2. Однородные сказуемые должны стоять в одном времени, выбор зависит от контекста.
3) Нельзя опускать разные предлоги при перечислении однородных членов предложения.
4) Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и. (Я не только читаю газеты, но и журналы). Общий вывод о возможных типах грамматических ошибок.
Соединительные: и, да(=и), ни-ни, тоже, также, не только– но и, как – так и… Противительные: а, но, да (=но), однако (=но), зато(=но), же Разделительные: или, либо, то - то, не то – не то, то ли – то ли
Ответы учащихся:
как, так и
то, то
и
не только, но и
не то, не то
1. Отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, независимы друг от друга, являются одинаковыми членами предложения. 2. Бессоюзная – перечислительная интонация, сочинительная – союзная
Вправо-влево, вправо-влево, Разрешаю видеть смело. Вниз и вверх, вниз и вверх, Буду четко видеть всех. Обведем глазами круг, Стану классно видеть вдруг. Резво крутим мы глазами, Без очков мы видим - сами! Нарисую я восьмерку, Вижу все теперь уж зорко! Смотрим вдаль, на пальчик, вдаль, Близорукость - убегай! А теперь согрей ладошки, Отдохни совсем немножко. А сейчас смотрю в таблицу - Вижу зорко, как орлица!
, ,
не только , но и
и , и
: , , , ,
И , и - …..
Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства. (5 баллов)
В, Г
А, Г
Б
Б , В
B, Г
Разные ответы учащихся.
(Ученики читают вслух друг за другом.)
Дети подают дневники для выставления оценок.
|
|