kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Не с существительными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слитное и раздельное правописание Не с именами существительными

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Не с существительными"»




Тема урока: Не с существительными


Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах.


Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки для устного диктанта.


Рекомендации по работе со слайдами: в конспекте будут указаны номера слайдов, смена слайдов производится по щелчку, но некоторые объекты на слайде появляются не сразу: в конспекте появление данных объектов будет обозначаться + щелчок.


Ход урока

I Оргмомент

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; (+ щелчок) учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; (+ щелчок) повторить сведения об однородных членах предложения.

Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.


II Повторение

  1. Устный диктант. Слайд № 3.

Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.

Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.


- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили?

2. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение под диктовку.

Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.

- Самопроверка по образцу. Слайд № 4.

- ( + щелчок ) Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?

- Составьте схему предложения. ( + щелчок ).




III Новый материал. Слайд № 5.


1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?

- Какой частью речи оно является?

- Что называется именем существительным?

- Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?


  1. Запись темы урока.

  1. – Откроем учебники на странице 33 и прочитаем орфограмму № 32.

Слайд № 6.

- Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?

4. Работа по таблице. Слайд № 7.

- Когда НЕ с существительными пишется слитно ( + щелчок ), а когда раздельно ( + щелчок ).

5. Слово учителя.

- Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг. Слайд № 8. Запишите их.

( + щелчок ) Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.

IV. Закрепление.

1. Слайд № 9. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.

Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.

- Чем является НЕ в данных словах?

2. Слово учителя.

Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.

3. Запись предложений под диктовку.

Невежа – враг самому себе.

Видно неряху по грязной рубахе.

Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.

Слайд № 10. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении.

- ( + щелчок ) Объясните, как вы понимаете значение поговорок.

4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть сумеем назвать её.





Слайд № 11.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.


- О чём данное стихотворение?

- В каких строчках выражено мнение автора?

- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )

- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по Слайду № 12.

- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой.

- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.( + щелчок )


V. Итоги урока. Слайд № 13.


  • Что новое узнали на уроке?

  • Как пишется НЕ с существительными?

  • От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?

  • Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

  • Оценка работы учащихся.


VI. Домашнее задание: слайд № 14.

1. Выучить орфограмму № 32

  1. Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Не с существительными"

Автор: Захарова Ольга Валерьевна

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 385949

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по русскому языку на тему " Число имён существительных" ( 3 класс)"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaporusskomuiazykunatiemuchisloimionsushchiestvitielnykh3klass"
    ["file_id"] => string(6) "281057"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453463585"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_rod_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "404705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490801293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения» "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-padiezhnyie-okonchaniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-gho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "135022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416844240"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Род несклоняемых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-rod-nieskloniaiemykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "199550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428592124"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по русскому языку на тему «Третье склонение имен существительных.» "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "140596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417971052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства