Конспект урока по русскому языку.
Класс: 3
ТЕМА: «Род имён существительных».
ТИП УРОКА: урок - изучения нового материала по теме «Род имён существительных»
Учебно-методический комплекс «Школа России»
Цели: - обобщить знания учащихся об имени существительном, как части речи,
- вырабатывать умение определять число, виды имён существительных,
- совершенствовать умение правильно определять род имен существительных,
- развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся
УУД:
- умение отличать существительные от других частей речи по их признакам (познавательные универсальные действия);
- умение сравнивать, обобщать классифицировать, делать выводы (общеучебные универсальные действия);
- умение добывать дополнительную информацию (познавательные универсальные действия);
- умение самостоятельно выполнять задания учителя в соответствии с поставленной целью (регулятивные действия);
- умение сотрудничать в группах, в парах (коммуникативные действия);
Пропедевтика: существительные и их роль.
Оборудование:
• мультимедийное оборудование и компьютерная презентация (Microsoft Power Point);
• электронные физкультминутки;
• учебник Русскии язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений с прил.на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.
План урока:
- Оргмомент (1 мин)
- Включение в учебную деятельность (5 мин)
- Актуализация знаний (7 мин)
- Сообщение целей урока (5 мин)
- Работа по теме урока (8 мин)
- Физкультминутка (2 мин)
- Продолжение работы по теме урока (10 мин)
- Итог урока (3 мин)
- Домашнее задание (4 мин)
Ход урока.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приме-чание
I
Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Приветствие учителя.
Учащиеся рассаживаются по своим местам.
Открывают тетради и записывают
II
Включение в учебную деятельность – словарный диктант
Сегодня, ребята, у нас не простой урок, а урок «ОКАЖИ ПОМОЩЬ». К нам пришёл в гости Незнайка. Он просит ему помочь и присылает вам задания. Вы готовы оказать помощь Незнайке?
1 задание: Запиши словечко!
Учитель диктует детям слова:
Береза, ворона, медведь, сорока, осина, заяц.
Расставьте ударение в словах.
А теперь, поменяйтесь тетрадочками и проверьте друг друга.
Как вы думаете, ребята, что объединяет эти слова? Что вы можете сказать о них?
А что же такое имя существительное?
Дети внимательно слушают учителя.
Да.
Дети записывают слова под диктовку в тетрадочках, 1 ребенок за доской.
Дети расставляют ударения.
Взаимопроверка.
Это словарные слова. Все они являются именами существительными.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.
На доске репродукция картин.
III
Актуализация знаний
Молодцы, справились с заданием, а теперь следующее задание.
2 задание:
Составьте предложение:
Альбом, в, Миша, магазине, купил, красивый.
Миша купил в магазине красивый альбом.
Разберите предложение по членам.
Выпишите слово Миша –
Что вы знаете об этом слове, запишите?
Ребята, а как вы думаете, можно ли, что-то еще определить у имени существительного?
Учащиеся составляют из слов предложение и разбирают его по членам. Работают в тетрадях, 1 ученик у доски.
Миша – сущ., н.ф. (кто?) Миша, ед.ч., одуш., имя собствен.
Ответы детей.
IV
Сообщение целей урока
(На доске 3 слова)
мир
земля
солнце
Замените местоимениями.
В русском языке так слова делятся по родам.
Как вы думаете, о чем на уроке мы сегодня будем говорить?
(он)
(она)
(оно)
Предположения детей.
V
Работа по теме урока
А сейчас, ребята, давайте, не подсматривая в учебник, попробуем составить схему из табличек на доске.
Слушаем правило (электронное приложение к учебнику).
Проверяем составленную схему.
Делаем вывод!
Открываем учебники на странице 25 и выполним упражнение 39 по образцу.
Учащиеся активно работают.
Учащиеся всем классом проверяют, исправляют ошибки (коррекция).
Имена существительные бывают: м.р., ж.р., ср.р.
3 ученика работают у доски, остальные самостоятельно в тетрадочках. По окончании взаимопроверка.
VI
Физкультминутка
А теперь давайте немножко отдохнем.
Электронная физкультминутка.
Да.
Дети выполняют физкультминутку.
VII
Продолжение работы по теме урока
Молодцы, ребятки. Незнайка нам приготовил еще задание (из электронного приложения).
Помогли Незнайке. Двигаемся дальше!
Выполним упр.40 стр.26.
Выделите окончания из предыдущего упражнения сделаем вывод: какие окончания могут иметь слова м.р., ж.р., ср.р.
ПРОВЕРКА (правило из электронного приложения)
Пришло время немного отдохнуть. Незнайка предлагает вам поиграть.
ИГРА:
Делимся на 3 команды. Каждая команда это ряд.
По моей команде на время вы должны записать слова по родам.
1 ряд - ж.р.
2 ряд – ср.р.
3 ряд – м.р.
По окончании игры жюри подводят итог.
РЕФЛЕКСИЯ:
А сейчас, ребята, небольшая самостоятельная работа! Но прежде чем к ней приступить я хочу, что бы вы на полях в РТ поставили значки:
++ - если вы считаете, что вы справитесь;
+ - если вы считаете, что выполните, но допустите ошибочки;
- если вы считаете, что задание для вас сложное, и вы допустите ошибки.
Задание для самостоятельной работы:
РТ с печатной основой. Страница 20 упр.40
Учащиеся коллективно выполняют задание.
3 ученика выходят к доске и выполняют задание с объяснением, остальные работают в тетрадях.
Учащиеся делают вывод о родовых окончаниях.
Дети активно работают в группах.
Самостоятельная работа. По окончании работы дети сдают тетради на проверку.
VIII
Итог урока
Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Что сегодня на уроке вы делали? Что вам понравилось? Может быть у кого то есть какие-нибудь дополнения?
Я всех хвалю, все на уроке потрудились! Но еще вас, ребята, благодарит Незнайка!
И вас он просит оценить свою работу, кто ему сегодня как помог.
Давайте в тетрадях на полях нарисуем лесенку. У нее 3 ступеньки. Нарисуйте себя! На какой вы ступени, как вы усвоили сегодняшний урок!
Сегодня на уроке мы изучили те
Нам очень понравилось у «Род имен существительных». Узнали, что они делятся на 3: м.,ж.,ср.р.
IX
Домашнее задание
А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. Упражнение 42. Нужно записать правильно слова в определенном порядке. Сначала имена существительные ж.р., затем м.р.
Нужно выяснить слово кровать и постель обозначают одно и то же или имеют разные значения?
Где это узнаем?
Всем понятно задание?
Если нет вопросов, то можете прибрать свое рабочее место и идти отдыхать на перемену.
Урок окончен! Всем спасибо за внимание!
Дети открывают дневники и записывают домашнее задание. Внимательно слушают объяснение учителем домашнего задания, что не понятно задают вопросы.
Посмотрим лексическое значение по словарю.