kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему " Число имён существительных" ( 3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему « Число имён существительных» ( 3 класс).

Тема: Число имён существительных.

Цель:  развивать умения определять число имён существитель­ных, изменять их по числам.

Планируемые результаты:

- формировать умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных;

- закрепление и углубление сведений об  имени существительном;

-  определять начальную форму имен существительных;

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.

                                        Ход урока

1.Организационный момент.

- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.( проверка готовности к уроку, оформление тетради)

2.Актуализация опорных знаний.

1.Выпишите в 2 столбика слова в таком порядке :

А) состоящие из корня и окончания;

Б) состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.

Замазка, выпечка, лиса, звезда, спутники, арбузы, запахи.

  1. Придумайте и запишите 5 словосочетаний так, чтобы в каждом словосочетании были собственные и нарицательные имена существительные.
  2. Прочитайте пословицы с доски, объясните написание в них орфограмм, найдите имена существительные и запишите их в начальной форме.

Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

- Объясните смысл пословиц.

3.Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова.

Мороз, морозы, снег, снега, река,реки.

- Какой частью речи являются все эти слова?

(имена существительные)

 - А кто мне скажет, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)

 - Что вы уже знаете об имени существительном?

(имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?что?, может быть собственным и нарицательным).

- Давайте разделим слова, написанные на доске, на 2 группы.

- По какому признаку можно разделить эти слова? ( В 1 группе имена существительные обозначают один предмет, а во 2 группе – несколько предметов).

- В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? ( в единственном)

- В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? ( во множественном числе).

- Сформулируйте тему урока.

4.Работа по теме урока.

- Я сейчас буду называть предметы, а вы должны написать название этого предмета в единственном и во множественном числе. ( карандаш, альбом, девочка, туча, окно, кровать, попугай).

- Чем похожи данные слова? ( у них одинаковое значение)

- Чем отличаются ? ( обозначают разное количество предметов и разные окончания.)

1. Работа по учебнику.

Упр. 28,с. 20.

- Определите, в каком числе стоит каждое слово?

- Что изменяется у существительного при изменении по числам?

Упр. 29, с. 21.

( Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2.Работа по вариантам.

- Выпишите из предложений 1 вариант - существительные в единственном числе, 2 – существительные во множественном числе.

 Туман совершенно рассеялся. Воздух стал прозрачнее и мягче. На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака. Клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу.

- Сделайте фонетический разбор слова 1 вариант - « воздух», 2 вариант – «грудь».

5.Физминутка.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

6. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельнаяработа.
 -Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест. 
1. Какое слово стоит в форме единственного числа? 
А)чашки 
Б)ложки 
В)кастрюля 
Г)тарелки 
2.Какое слово стоит в форме множественного числа? 
А)чашки 
Б)ложка 
В)кастрюли 
Г)тарелка 
3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе. 
А)ручки 
Б)шкафы 
В)облака 
Г)ножницы 
4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе. 
А)весло 
Б)соль 
В)колесо 
Г)роза 
5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопросчто
А)одеяла 
Б)люди 
В)друзья 
Г)дельфины 
6. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопроскто
А)одеяло 
Б)трактор 
В)карандаш 
Г)дельфин 
7.Укажи«лишнее»слово. 
А)улыбка 
Б)лужи 
В)туча 
Г)слово 
8.Укажи«лишнее»слово. 
А)улыбка 
Б)лужи 
В)тучи 
Г)слова 

- Объявление результатов.

2. Работа по учебнику.

Упр. 31,с.21

(Самостоятельное выполнение.  Проверка)

- Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.

Упр. 33, с.22

- Прочитайте слова. Что вы можете сказать про них? ( Они не изменяются по числам).

- Приведите свои примеры слов, которые не  изменяются по числам.

7. Рефлексия.

Игра «Измени слово»

(Вариант 1 называет имена существительные в единственном числе, вариант 2 ставит их во множественное число, затем наоборот.

- Что обозначают имена существительные в единственном числе?

- Что обозначают имена существительные во множественном числе?

-  Оцените свою работу на уроке.

8. Подведение итогов.

- Услышим скоро мы звонок,

  Пора заканчивать урок.

- Какую задачу мы ставили на уроке? 
- Что вызвало у вас  трудность? 
- Что было самым интересным? 
- Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке?

Вывод: Имена существительные, которые обозначают  один предмет относятся к единственному числу. Имена существительные, которые обозначают  два или больше предметов относятся к множественному числу. 

9. Домашнее задание

Упр. 32,с.21

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему " Число имён существительных" ( 3 класс)»

Конспект урока по русскому языку на тему « Число имён существительных» ( 3 класс).

Тема: Число имён существительных.

Цель: развивать умения определять число имён существитель­ных, изменять их по числам.

Планируемые результаты:

- формировать умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных;

- закрепление и углубление сведений об имени существительном;

-  определять начальную форму имен существительных;

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.


Ход урока

1.Организационный момент.

- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:



1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.( проверка готовности к уроку, оформление тетради)



2.Актуализация опорных знаний.



  1. Выпишите в 2 столбика слова в таком порядке :

А) состоящие из корня и окончания;

Б) состоящие из приставки , корня, суффикса и окончания.

Замазка, выпечка, лиса, звезда, спутники, арбузы, запахи.

  1. Придумайте и запишите 5 словосочетаний так, чтобы в каждом словосочетании были собственные и нарицательные имена существительные.

  2. Прочитайте пословицы с доски, объясните написание в них орфограмм, найдите имена существительные и запишите их в начальной форме.

Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

- Объясните смысл пословиц.



3.Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова.

Мороз, морозы, снег, снега, река,реки.

- Какой частью речи являются все эти слова?

(имена существительные)

 - А кто мне скажет, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)

 - Что вы уже знаете об имени существительном?

(имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?что?, может быть собственным и нарицательным).

- Давайте разделим слова, написанные на доске , на 2 группы.

- По какому признаку можно разделить эти слова? ( В 1 группе имена существительные обозначают один предмет, а во 2 группе – несколько предметов).

- В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? ( в единственном)

- В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? ( во множественном числе).

- Сформулируйте тему урока.



  1. Работа по теме урока.



- Я сейчас буду называть предметы, а вы должны написать название этого предмета в единственном и во множественном числе. ( карандаш, альбом, девочка, туча, окно, кровать, попугай).

- Чем похожи данные слова? ( у них одинаковое значение)

- Чем отличаются ? ( обозначают разное количество предметов и разные окончания.)

1. Работа по учебнику.

Упр. 28 ,с. 20.

- Определите, в каком числе стоит каждое слово?

- Что изменяется у существительного при изменении по числам?

Упр. 29, с. 21.

( Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2.Работа по вариантам.

- Выпишите из предложений 1 вариант - существительные в единственном числе, 2 – существительные во множественном числе.

Туман совершенно рассеялся. Воздух стал прозрачнее и мягче. На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака. Клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу.

- Сделайте фонетический разбор слова 1 вариант - « воздух», 2 вариант – «грудь».



5.Физминутка.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.



6. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельнаяработа.
-Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест. 
1. Какое слово стоит в форме единственного числа? 
А)чашки 
Б)ложки 
В)кастрюля 
Г)тарелки 
2.Какое слово стоит в форме множественного числа? 
А)чашки 
Б)ложка 
В)кастрюли 
Г)тарелка 
3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе. 
А)ручки 
Б)шкафы 
В)облака 
Г)ножницы 
4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе. 
А)весло 
Б)соль 
В)колесо 
Г)роза 
5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопросчто
А)одеяла 
Б)люди 
В)друзья 
Г)дельфины 
6. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопроскто
А)одеяло 
Б)трактор 
В)карандаш 
Г)дельфин 
7.Укажи«лишнее»слово. 
А)улыбка 
Б)лужи 
В)туча 
Г)слово 
8.Укажи«лишнее»слово. 
А)улыбка 
Б)лужи 
В)тучи 
Г)слова 

- Объявление результатов.

2. Работа по учебнику.

Упр. 31,с.21

(Самостоятельное выполнение. Проверка)

- Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.

Упр. 33, с.22

- Прочитайте слова. Что вы можете сказать про них? ( Они не изменяются по числам).

- Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.



7. Рефлексия.

Игра «Измени слово»

(Вариант 1 называет имена существительные в единственном числе, вариант 2 ставит их во множественное число, затем наоборот.

- Что обозначают имена существительные в единственном числе?

- Что обозначают имена существительные во множественном числе?

- Оцените свою работу на уроке.



8. Подведение итогов.

- Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- Какую задачу мы ставили на уроке? 
- Что вызвало у вас трудность? 
- Что было самым интересным? 
- Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке?

Вывод: Имена существительные, которые обозначают  один предмет относятся к единственному числу. Имена существительные, которые обозначают  два или больше предметов относятся к множественному числу. 



9. Домашнее задание

Упр. 32,с.21







 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему " Число имён существительных" ( 3 класс)

Автор: Зайко Юлия Ивановна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока русского языка по теме "Число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "207322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430401301"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Одушевлённые-неодушевленные имена существительные". Закрепление."
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriezientatsiieinatiemuodushievlionnyienieodushievliennyieimienasushchiestvitielnyiezakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "256568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448179828"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства