kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Назывное предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется метод проектов при введении нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Назывное предложение»

8 класс

Тема урока: «Назывные предложения».

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется метод проектов при введении нового материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- Назовите виды односоставных предложений с главным членом-сказуемым. Приведите примеры из домашнего упражнения.

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

  1. Орфографическая разминка

Небезызвестный скрипач, не сыгранный из-за непогоды матч, подытожить непредвиденные расходы, не изученный исследователями подлинник, сверхинтересные неизученные явления

2. Синтаксический разбор предложений (2 слайд)

Резко пахнет полынью.
Резко пахнет полынь.

3. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Будем собирать грибы.

  2. Не следует спешить с ответом.

  3. Мне нездоровится.

  4. Дороги начнут ремонтировать летом.

  5. Век живи - век учись.

  6. По одёжке встречают, по уму провожают.

3. Беседа (4 слайд)

– Что общего между этими предложениями?

– Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

III. Новый материал

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными.

2. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

Монолог Назывного Предложения

— Позвольте назвать себя: НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Вы, конечно, сразу догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нра­вится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего-то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом ша­гу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и уви­дели: …«Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. — это всё я, Назывное Пред­ложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Порт» — это Назывные Предло­жения. А ребёнок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» — и это опять я, Назывное Предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встреча­ются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»! А это всё я, Назывное Предложение.


Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услы­шав меня в поезде, в трамвае, они с радостью говорят: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А вот мой сынишка!»


У меня один главный член — подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы — вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь! Старт! Стоп!» Но главная моя задача — называть то, что нужно людям, что их радует и помо­гает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые строки в стихотворении, которые написаны только Назыв­ными Предложениями:


Ночь, улица, фонарь, аптека...

(А. Блок).


Правда, немного обидно, что меня редко приглашают в сочинения. (Л. Чеснокова.)

– Что же нам сообщило о себе Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

3. Защита проектов учащимися

- Более детально о назывных предложениях расскажут ребята, которые в парах или группах готовили проекты.

1 группа. Назывные предложения, их структура.

(слайд 1) Назывные (номинативные) – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член - подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления. Ранняя весна. Великолепная погода! Ясные дни.

(слайд 2) Назывные предложения очень кратки. Произносятся с интонацией сообщения. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия. Тысячи километров трудного пути. Уснувшие под снегом деревушки.

(слайд 3) Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного (нераспространённое назывное ОСП) или словосочетанием (распространённое назывное ОСП), которое включает именительный падеж.

Остров. Гора с двумя вершинами. Редкие пальмы.

(слайд 4) Смысл назывных предложений заключается в утверждении существования предмета или явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствует двусоставное предложение со сказуемым было или будет. Жаркий день. Был жаркий день.

(слайд 5) В конце назывных предложений на письме ставится точка, восклицательный, вопросительный знак или многоточие.

Доверие… Ну какое доверие? А тайна? Что ж, пусть тайна!


2 группа представляет в виде схемы разновидности назывных предложений

Разновидности назывных предложений



Бытийные

Указательные

(включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и; )

Собственно-назывные

Названия учреждений на вывесках, названия улиц, подписи под картинами

Оценочно-бытийные

(произносятся с восклицательной интонацией, часто включают частицы какой, что за, ну и )

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А. Ахматова.)

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда…(А.Твардовский.)


Вот место, где их дом стоит; Вот ива. (А. Пушкин.)



Вот моя деревня; Вот мой дом родной. (И.Суриков.)

Аптека.

Площадь Победы.

К. Айвазовский. «Девятый вал»

Л. Толстой. «Война и мир»

Осада! Приступ! Злые волны, как воры, лезут в окна. (А. Пушкин.)

Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Н. Гоголь.)



4. Пояснения учителя (слайд )

-Назывные предложения часто путают с двусоставными неполными. Однако отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически назывным.

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Например: Стужа. – Зимняя стужа (согласованное определение). Куст терновника (несогласованное определение). Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а дополнение и обстоятельство напоминают о его существовании (слайд). Несогласованные определения могут иметь добавочные значения обстоятельств и дополнений:

Звёзды (какие? где?) над полями, глушь да камыши…(И. Никитин.)

Вот письмо. Письмо (какое? от кого?) от сына. (А. Твардовский.)

Не будут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (=Это чепуха). Красавица! (=это/она красавица). Слово в именительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именную часть составного именного сказуемого.

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках.

3 группа. Стилистическая роль назывных предложений

Назывные предложения как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру.

Назывные предложения могут описывать



Природные явления

Среду и обстановку

Внешний вид и психологическое состояние героев

Выражать пожелание, приказ и приветствие

Ревущий ветер. Яростные волны. Ослепительные вспышки молнии.

Лето. Отпуск. Жара. Солнце. Море. Песок

Бледное лицо, светлые внимательные глаза, нездоровый румянец.

Воды!

Хлеба и зрелищ!

Доброе утро!

Однако подобные описания не отражают динамики событий, они фиксируют только настоящее время.

Описания, выраженные назывными предложениями, лаконичны. Сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Воссоздаётся картина в целом, а всё лишнее, ненужное опускается.

4 группа Использование назывных предложений

Назывные предложения могут быть использованы как в разговорной речи, так и в художественных текстах, чаще всего в описаниях, а в драматических произведениях и в авторских ремарках.

Ещё одна возможность использования назывных предложений - названия, вывески.

Назывные предложения широко используются в тех жанрах литературных произведений, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации важных деталей .

Выразительное чтение учеником стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

(5 слайд)

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.


10 октября 1912

- Какое настроение у этого стихотворения?

-Найдите назывные предложения в стихотворении А. Блока.

- Какую роль они играют в передаче основной мысли стихотворения? (Создавая неподвижную картину, поэт обращается к назывным предложениям. Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Первые две строки – бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из существительных, лишённых определений, дана только констатация предметов вещного мира. Так возникает картина мёртвой неподвижности).

Совсем иную картину, прекрасные мгновения жизни человека, связанные с любовью и красотой, представляет А. Фет в своём знаменитом стихотворении.

Выразительное чтение учеником стихотворения А. Фета

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

– Какую картину рисует перед нами автор? (Картину пробуждающегося утра.)

– Какие части речи автор использует в своем произведении? (Существительные и прилагательные.)

Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

- Пишут стихи, состоящие из назывных предложений и современные поэты.

Выразительное чтение учеником стихотворения Тамары Николаевой «Лето»

Лето…Отпуск… Жара…

Солнце…Море… Песок…

Яхта… Парус… Ветра…

Чайки… Небо… Платок…


Взгляд… Улыбка… Рука…

Губы.. Волосы… Бровь…

Нежность… Ласка… Пока…

Завтра… Вечность… Любовь…


-От описания картинки лета взгляд автора перемещается в область чувств.

ІV. Закрепление материала

– Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Работа с репродукцией картины Н.П. Крымова Зимний вечер».

Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

Вечер. Небо. Село. Тропинка. Избы. Забавы.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Морозный зимний вечер. Удивительное, ярко-зелёное небо. Укрытая глубоким сине-голубым снегом окраина села. Тонкая, протоптанная в сугробах тропинка. Напоминающие о тепле и уюте деревянные избы со светящимися окнами. Радостные забавы детей, катающихся с горки.

V. Литературное задание

– Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.

  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.

  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.

  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.

  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.

  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.

  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

VI. Подведение итогов урока 1. Блиц-опрос.

  1. Назывные – односоставные предложения? (Да).

  2. Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

  3. Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

  4. Правда ли, что НП распространяются обстоятельствами? (Нет)

  5. Могут ли входить в состав НП частицы ну и, что за, вот, какой? (Да)

  6. Правда ли, что НП позволяют избежать повторов в тексте и делают его более динамичным? (Да)

  7. Правда ли, что НП обозначают, что предмет или явление существует в настоящем времени? (Да)



2. Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

Домашнее задание: §22, упражнение 138 (письменно)

– Спасибо за сотрудничество.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока Назывное предложение

Автор: Дубейко Елена Виталиевна

Дата: 03.02.2018

Номер свидетельства: 454472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Назывные предложения (конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(41) "nazyvnyie-priedlozhieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "145188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418855285"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока на тему "Назывные предложения. Односоставные предложения (обобщение)."
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nazyvnyie-priedlozhieniia-odnosostavnyie-priedlozhieniia-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448802421"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока Обобщение по теме «Односоставные предложения». "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "213094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431971662"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokapotiemieodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "263356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449512262"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспекты  уроков  на темы: "Словосочетание", " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekty-urokov-na-tiemy-slovosochietaniie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425303070"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства