kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Наклонение глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола.Закрепить правописание глаголов в различных наклонениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Наклонение глагола"»







Конспект урока русского языка в 5-м классе

«Наклонение глагола»


Технологическая карта урока


Тема урока: Наклонение глагола

Класс: 5

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Цель урока: 1.Дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола.

2. Закрепить правописание глаголов в различных наклонениях.

Задачи урока:

Личностные: 1) воспитание положительной мотивации к учению;

2)уважительное отношение к языку;

3) стремление к речевому самосовершенствованию;

4) пополнение словарного запаса;

5)способность к самооценке на основе критерия успешности;


Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;

2) умение воспроизводить прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

участия в обсуждении;


Предметные: 1) научиться определять наклонение глагола;

2) научиться правильно писать глаголы в разных наклонениях

Основные понятия: изъявительное, сослагательное, повелительное наклонение глагола



Ресурсы: 1) Русский язык. 5 кл.: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.

Оборудование:

  • ПК

  • мультимедийный проектор


Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  3. Мотивация учебной деятельности.

  4. Выявление места и причины затруднения.

  5. Построение проекта выхода из затруднения.

  6. Первичное закрепление во внешней речи.

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  8. Включение в систему знаний и повторение.

  9. Рефлексия деятельности.

  10. Информация о домашнем задании (комментирование).


№ п/п


Этапы урока


Формируемые УУД, цель этапа


Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.

Организационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

УУД: личностные, коммуникативные.


-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем.










Запись даты в тетрадях

2.












Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.











ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Глагол как часть речи»

УУД: Регулятивные

Коммуникативные

Беседа

- На какие вопросы может отвечать глагол?

- Что обозначает глагол как часть речи?

- Какие морфологические признаки имеет глагол? Как он изменяется?

- По какой морфеме можно определить морфологические признаки глагола?

- Каким членом предложения обычно бывает глагол?



Формулировка ответов.







3.



















































4.













Мотивация учебной деятельности.


















































Выявление места и причины затруднения





ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, которая поможет спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные

коммуникативные











































Цель: открытие новых знаний.

УУД: познавательные,

Коммуникативные.


- Прочитайте предложения.

(Слайд 1)


1. Я прочитал эту книгу.

2. Я прочитал бы эту книгу, если бы было время.

3. Прочитай эту книгу: много полезного найдешь в ней для себя.


- Сравните предложения. О каком действии говорится в каждом из предложений?




- Назовите формы одного и того же глагола, употребленные в них.











- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?






-Глагольные формы, выражающие отношение действия к действительности называются наклонения глагола.


- Какую цель можем поставить перед собой на уроке?

- Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?





- Что может помочь в работе?


1. Работа с материалом учебника.

Упр.625.

- Рассмотрите таблицу и расскажите о наклонениях глагола.

2. Распознавание глаголов в изъявительном наклонении (Слайд 3).

Помощница

У Танюши дел немало.

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

- Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу

Я вам завтра помогу.

А. Барто


- Прочитайте стихотворение А. Барто. Объясните смысл названия стихотворения. Можно ли Таню назвать помощницей?




- Выпишите глаголы, обозначающие «дела» Танюши, определите их вид и время. Запишите эти глаголы в форме других времен, укажите их наклонение.


Беседа:

- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?


- Выпишите из стихотворения глагол повелительного наклонения.











Внимание учащихся акцентируется и на смысловых различиях глаголов, и на их правописании.


Проверка (Слайд 2) – прочитал, прочитал бы, прочитай.

Обращается внимание учащихся на то, что один и тот же глагол, поставленный в неизвестные нам формы, выражает разное отношение действия к действительности.


Вариант ответа: глагольные формы.






Записывают тему урока в тетради.





Вырабатывается совместно с учителем последовательность действий:

1. узнать, сколько наклонений имеет глагол;

2. научиться определить наклонение глагола.



Устное высказывание на лингвистическую тему.






















Устные высказывания учащихся, объяснение лексического значения слова «помощница» путем подбора однокоренных слов.


1.Работа по образцу (Слайд 4):

Села – гл., сов.в., прош. вр.; сядет – гл., буд.вр., изъяв н..

2.Проверка.


5.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.


ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность

УУД: личностные,

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные


- С какими трудностями столкнулись в процессе работы?


Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается

поработать над определением наклонений глаголов в группах.

Для работы предлагается инструкция и задания.

- Выпишите глаголы, распределив

их в графы таблицы:


Гл. в форме изъяв.н.


Гл. в форме повел.н.

Гл. в форме сослаг.н.






1. (Не)пренебрегай никакой работой: труд человека (не)позорит. 2. Ночью Муму (не)спала вовсе, но (не)лаяла без разбору. 3.(Не) решить нам задачи, если (не)будем заниматься систематически. 4.(Не)ходил бы ты, Ванек, во солдаты. 5.(Не) троньте и (не)потревожьте эту прелестную бабочку. 6. Хорошая жизнь даром (не)дается. 7. Пока молоды, сильны, бодры, (не)уставайте делать добро.


Дополнительное задание:

- С помощью толкового словаря определите лексическое значение выделенных слов, подберите к ним однокоренные слова.

- Объясните, как вы понимаете смысл пословицы (1 предложение).

- Прочитайте пословицы. (Слайд 6). Какое отношение к труду закреплено в пословицах народов разных национальностей?


Угольщик чёрного лица не стыдится. 
(Азербайджанская)

Счастье без труда не даётся. 
(Таджикская.)

Чтобы хорошо жить, надо труд любить. (Украинская)




Работа в группах.


Учащиеся перечисляют правила работы в группе:

- Получив задание, разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом других - они твои помощники.

- Определите, что вам понадобится в работе.

- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

- Согласовывай свою работу с другими.

- Вместе работали - вместе обсуждаем.



Выполнение заданий в тетрадях.

Проверка правильности выполнения работы путем сопоставления с образцом (Слайд 5).



Устные высказывания.












Запись понравившейся пословицы.

6.

Первичное закрепление во внешней речи


ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

-Как определить наклонение глагола?

- Повторное чтение теоретического материала (упр.625).






7.

Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов


ЦЕЛЬ: развивать умение применять новые знания.

УУД: личностные,

Регулятивные, коммуникативные






Выборочный диктант.

- Выписать на слух из предложений только глаголы, определить их наклонение.


1.Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось.

2.Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою.

3.Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!



- Подберите слова–синонимы к выделенным словам.


Записи в тетрадях





Проверка с комментарием (отрабатывается алгоритм определения наклонения глагола: не садися – это глагол в повелительном наклонении , т.к. обозначат действие, которое кто-то просит или требует выполнить)


8.

Включение нового в систему знаний и повторение.


ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания

УУД: познавательные, коммуникативные,

регулятивные


-Давайте попробуем все вместе составить памятку на тему «Борись за чистоту и порядок в школе», используя глаголы в повелительном наклонении. Каждый из вас по «цепочке» называет предложение. Будьте внимательны, не повторяйтесь.

Устная работа.

9.

Рефлексия.













ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- А кто не доволен?

Оценка работы класса









Самооценка (Слайд 7)


+-уверен

?-сомневаюсь

- - трудно

11.


Объяснение домашнего задания.


(Слайд 8)

Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием

Записывают задания в дневники





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Наклонение глагола"

Автор: Беляева Любовь Ивановна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 369951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока "Безличные  глаголы""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokabiezlichnyieghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "267127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450294105"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок по русскому языку в 7 классе на тему: "Повелительное и условное наклонения глаголов" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-na-tiemu-povielitiel-noie-i-uslovnoie-naklonieniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "242050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445364042"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока "Как образуется сослагательное наклонение глагола. " "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-kak-obrazuietsia-soslaghatiel-noie-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "174270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424104097"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение."
    ["seo_title"] => string(43) "naklonenie_glagolov_iziavitelnoe_naklonenie"
    ["file_id"] => string(6) "501304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551041558"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства