1. | Организационный этап | Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. УУД: личностные, коммуникативные. | -Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем. | Запись даты в тетрадях |
3. 4. | Мотивация учебной деятельности. Выявление места и причины затруднения | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, которая поможет спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные Цель: открытие новых знаний. УУД: познавательные, Коммуникативные. | - Прочитайте предложения. (Слайд 1) 1. Я прочитал эту книгу. 2. Я прочитал бы эту книгу, если бы было время. 3. Прочитай эту книгу: много полезного найдешь в ней для себя. - Сравните предложения. О каком действии говорится в каждом из предложений? - Назовите формы одного и того же глагола, употребленные в них. - Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? -Глагольные формы, выражающие отношение действия к действительности называются наклонения глагола. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке? - Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? - Что может помочь в работе? 1. Работа с материалом учебника. Упр.625. - Рассмотрите таблицу и расскажите о наклонениях глагола. 2. Распознавание глаголов в изъявительном наклонении (Слайд 3). Помощница У Танюши дел немало. У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел. Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: - Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу Я вам завтра помогу. А. Барто - Прочитайте стихотворение А. Барто. Объясните смысл названия стихотворения. Можно ли Таню назвать помощницей? - Выпишите глаголы, обозначающие «дела» Танюши, определите их вид и время. Запишите эти глаголы в форме других времен, укажите их наклонение. Беседа: - Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? - Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? - Выпишите из стихотворения глагол повелительного наклонения. | Внимание учащихся акцентируется и на смысловых различиях глаголов, и на их правописании. Проверка (Слайд 2) – прочитал, прочитал бы, прочитай. Обращается внимание учащихся на то, что один и тот же глагол, поставленный в неизвестные нам формы, выражает разное отношение действия к действительности. Вариант ответа: глагольные формы. Записывают тему урока в тетради. Вырабатывается совместно с учителем последовательность действий: 1. узнать, сколько наклонений имеет глагол; 2. научиться определить наклонение глагола. Устное высказывание на лингвистическую тему. Устные высказывания учащихся, объяснение лексического значения слова «помощница» путем подбора однокоренных слов. 1.Работа по образцу (Слайд 4): Села – гл., сов.в., прош. вр.; сядет – гл., буд.вр., изъяв н.. 2.Проверка. |
5. | Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные | - С какими трудностями столкнулись в процессе работы? Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается поработать над определением наклонений глаголов в группах. Для работы предлагается инструкция и задания. - Выпишите глаголы, распределив их в графы таблицы: Гл. в форме изъяв.н. | Гл. в форме повел.н. | Гл. в форме сослаг.н. | | | | 1. (Не)пренебрегай никакой работой: труд человека (не)позорит. 2. Ночью Муму (не)спала вовсе, но (не)лаяла без разбору. 3.(Не) решить нам задачи, если (не)будем заниматься систематически. 4.(Не)ходил бы ты, Ванек, во солдаты. 5.(Не) троньте и (не)потревожьте эту прелестную бабочку. 6. Хорошая жизнь даром (не)дается. 7. Пока молоды, сильны, бодры, (не)уставайте делать добро. Дополнительное задание: - С помощью толкового словаря определите лексическое значение выделенных слов, подберите к ним однокоренные слова. - Объясните, как вы понимаете смысл пословицы (1 предложение). - Прочитайте пословицы. (Слайд 6). Какое отношение к труду закреплено в пословицах народов разных национальностей? Угольщик чёрного лица не стыдится. (Азербайджанская) Счастье без труда не даётся. (Таджикская.) Чтобы хорошо жить, надо труд любить. (Украинская) | Работа в группах. Учащиеся перечисляют правила работы в группе: - Получив задание, разберись в нем. - Не пренебрегай опытом других - они твои помощники. - Определите, что вам понадобится в работе. - Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. - Согласовывай свою работу с другими. - Вместе работали - вместе обсуждаем. Выполнение заданий в тетрадях. Проверка правильности выполнения работы путем сопоставления с образцом (Слайд 5). Устные высказывания. Запись понравившейся пословицы. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов | ЦЕЛЬ: развивать умение применять новые знания. УУД: личностные, Регулятивные, коммуникативные
| Выборочный диктант. - Выписать на слух из предложений только глаголы, определить их наклонение. 1.Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось. 2.Разбранила меня моя старуха, Не дает старику мне покою. 3.Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани! - Подберите слова–синонимы к выделенным словам. | Записи в тетрадях Проверка с комментарием (отрабатывается алгоритм определения наклонения глагола: не садися – это глагол в повелительном наклонении , т.к. обозначат действие, которое кто-то просит или требует выполнить) |
8. | Включение нового в систему знаний и повторение. | ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные | -Давайте попробуем все вместе составить памятку на тему «Борись за чистоту и порядок в школе», используя глаголы в повелительном наклонении. Каждый из вас по «цепочке» называет предложение. Будьте внимательны, не повторяйтесь. | Устная работа. |
9. | Рефлексия. | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Какую цель мы поставили в начале урока? - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? - А кто не доволен? | Оценка работы класса Самооценка (Слайд 7) +-уверен ?-сомневаюсь - - трудно |