Конспект урока на тему: "Типы сложных предложений и средства связи в них"
Конспект урока на тему: "Типы сложных предложений и средства связи в них"
На прошлых уроках мы знакомились с вами со сложным предложением, сегодня мы должны повторить и закрепить знания о сложном предложении, о видах сложного предложения; Должны научиться находить сложные предложения в тексте, определять их вид, составлять схемы предложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Типы сложных предложений и средства связи в них"»
Урок русского языка в 9 классе
Тема « Типы сложных предложений
и средства связи в них»
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.
На прошлых уроках мы знакомились с вами со сложным предложением, сегодня мы должны повторить и закрепить знания о сложном предложении, о видах сложного предложения;
Должны научиться находить сложные предложения в тексте, определять их вид, составлять схемы предложения.
Начинаем урок с лингвистической разминки
Фронтальная беседапо вопросам:
- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Синтаксис)
- Что изучает синтаксис? (Строение словосочетаний и предложений)
- Что такое предложение? Назовите его признаки. (
Орфографическая работа.
Желающие получить оценку работают с компьютерами (Мобильный класс) (Фраза 9 класс Тема Вариант )
- Значения всех ли слов вам знакомо? Где можно посмотреть значение слова? ( В толковом словаре Ожегова)
2. Объявление темы, задач урока.
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с типами сложных предложений, вспомним типы союзов, проанализируем текст в рамках подготовки к аттестации в 9 классе. Но прежде чем переходить к сложным предложениям, давайте вспомним, что является наименьшей единицей синтаксиса?
3. Работа со словосочетаниями
Задание: запишите словосочетания, определяя способ связи:
материнское сердце (согл)
светящиеся нежностью (управ)
всепрощающий взгляд (соглас)
доходящая до самозабвения( управ)
находиться рядом (примык)
ласковые руки (соглас)
любовь матери (управ)
в долгу перед матерью (управ)
её забота (прим)
- Подчеркнутые словосочетания перестройте:
1 – в управление (сердце матери)
2 - в согласование (материнское сердце)
Пользуясь данной схемой, расскажите, что вы знаете о сложном предложении и его типах.
- Чем различаются ССП И СПП? ( ССП- части независимые, В СПП – главная и зависимая, союзами)
- Средством связи в сложноподчиненных предложениях служат подчинительные союзы, в сложносочиненных предложениях – сочинительные союзы, в бессоюзных – интонация (без включения союзов).
6. Союзный дождь
- Распределите союзы в 2 колонки: сочинительные и подчинительные
( работаем в «Справочниках»)
Конструирование
1. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к ней. Если любовь к Родине начинается с любви к матери, то человек начинается с отношения к ней. ( Начертить схемы этих предложений на доске)
- С горем и радостью ребенок идет к матери, и он находит у неё понимание. С горем и радостью ребенок идет к матери, потому что он находит у неё понимание. ( Начертить схемы этих предложений на доске)
2. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
- На свете не существует человека роднее и ближе матери, ведь ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
8. Начертите схемы предложений, определите их вид (слайд)
ВЫВОД: что же такое сложное предложение?
(Сложное предложение не есть механическая сумма простых предложений. Смысловые отношения, возникающие в сложном предложении между его частями, делают эту конструкцию более богатой по выражаемой информации. Дополнительная информация сложного предложения возникает из соотношения содержания его составляющих и закрепляется, уточняется, благодаря средствам связи).
-для чего же мы используем сложные предложения?
(Сложное предложение – лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слов и монотонное использование простых предложений. Выбор конструкции зависит от задачи, сферы, содержания высказывания, т.е. от коммуникативной задачи.)
Работа с текстом.
Святое слово.
(1) Мать. (2) Как часто значимость этого слова постигается тогда, когда уже некого им звать. (3) Счастлив тот, кого согревает воспоминание о её руках и голосе, и по отношению к матери можно определить величие сердца.
(4) Мать моя не была красивой, но золотые волосы с бронзовым отливом, гладкий, печальный лоб и особенно очень большие, глубокие, светло-карие, всегда внимательные глаза делали её привлекательной. (5) Она заботливо, нежно любила природу. (6) Полевые цветы нравились матери больше холёных, садовых. (7) У неё был редкий дар подбирать растения для букетов. (8) Никогда я не видела подобной гаммы красок, какую ей удавалось найти. (9) В плоских вазах она ставила, укрепив камешком, кипы незабудок, соединив их с пунцовыми маками. (10) Среди травы в тарелке расцветал вереск и полевая гвоздика, и во мху дремали весенние лиловые чашечки ворсистого цветка, который мы называли «сон». (11) В Японии в особых школах учат искусству создавать букеты. (12) Матери оно было присуще в большой степени.
(13) Осенью я вспоминаю гирлянды, которые она плела из осенних листьев.
(14) Они походили на закаты, ковры, запечатлевшие мечту и пышную раскраску тропических змей.
(15) Когда матери было особенно тяжело, она уходила одна и возвращалась успокоенная и как бы набравшаяся сил. (16) Никогда я не слыхал её сетований или жалоб: она была слишком добра, чтобы причинить кому-нибудь грусть или горе. (17) Я всегда помню её скромной, доброжелательной к людям, невероятно щедрой во всём и самоотверженной.
(По Г. Серебряковой) (215 слов)
1. В каком предложении содержится основная мысль текста? 1) 2; 2) 3; 3) 7; 2. Из 6-8 предложений выпишите слова с чередующейся гласной корня. (7) 3. Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, тог на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук.(расцветало) 4. Из предложения 15 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В полных причастиях прошедшего времени пишется –НН – (успокоенная) 5.Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.(9) 6. Среди предложение 13-16 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите его номер.(14) 7. Укажите номера: I вариант – ССП (4) II вариант – СПП (2,3,8,13,15)
- Назовите № предложений с разными видами связи (10,16)
Дополнительное задание
- Вспомните пословицы и поговорки о маме.
Начало предложений: При солнце тепло,… Птица радуется весне,… Без отца – полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители – почитай,… Мать кормит детей…
Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей
- Используя данные словосочетания, напишите небольшое письмо своей маме, используя в нем СП:
Материнское горячее сердце, самые добрые и ласковые руки, светящиеся нежностью глаза, всепрощающий взгляд, любовь, доходящая до самозабвения.
Подведение итога урока. Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение, взяв за основу
предложение “По отношению к матери можно определить величие сердца”.
Святое слово.
(1) Мать. (2) Как часто значимость этого слова постигается тогда, когда уже некого им звать. (3) Счастлив тот, кого согревает воспоминание о её руках и голосе, и по отношению к матери можно определить величие сердца.
(4) Мать моя не была красивой, но золотые волосы с бронзовым отливом, гладкий, печальный лоб и особенно очень большие, глубокие, светло-карие, всегда внимательные глаза делали её привлекательной. (5) Она заботливо, нежно любила природу. (6) Полевые цветы нравились матери больше холёных, садовых. (7) У неё был редкий дар подбирать растения для букетов. (8) Никогда я не видела подобной гаммы красок, какую ей удавалось найти. (9) В плоских вазах она ставила, укрепив камешком, кипы незабудок, соединив их с пунцовыми маками. (10) Среди травы в тарелке расцветал вереск и полевая гвоздика, и во мху дремали весенние лиловые чашечки ворсистого цветка, который мы называли «сон». (11) В Японии в особых школах учат искусству создавать букеты. (12) Матери оно было присуще в большой степени.
(13) Осенью я вспоминаю гирлянды, которые она плела из осенних листьев.
(14) Они походили на закаты, ковры, запечатлевшие мечту и пышную раскраску тропических змей.
(15) Когда матери было особенно тяжело, она уходила одна и возвращалась успокоенная и как бы набравшаяся сил. (16) Никогда я не слыхал её сетований или жалоб: она была слишком добра, чтобы причинить кому-нибудь грусть или горе. (17) Я всегда помню её скромной, доброжелательной к людям, невероятно щедрой во всём и самоотверженной.
(По Г. Серебряковой) (215 слов)
Святое слово.
(1) Мать. (2) Как часто значимость этого слова постигается тогда, когда уже некого им звать. (3) Счастлив тот, кого согревает воспоминание о её руках и голосе, и по отношению к матери можно определить величие сердца.
(4) Мать моя не была красивой, но золотые волосы с бронзовым отливом, гладкий, печальный лоб и особенно очень большие, глубокие, светло-карие, всегда внимательные глаза делали её привлекательной. (5) Она заботливо, нежно любила природу. (6) Полевые цветы нравились матери больше холёных, садовых. (7) У неё был редкий дар подбирать растения для букетов. (8) Никогда я не видела подобной гаммы красок, какую ей удавалось найти. (9) В плоских вазах она ставила, укрепив камешком, кипы незабудок, соединив их с пунцовыми маками. (10) Среди травы в тарелке расцветал вереск и полевая гвоздика, и во мху дремали весенние лиловые чашечки ворсистого цветка, который мы называли «сон». (11) В Японии в особых школах учат искусству создавать букеты. (12) Матери оно было присуще в большой степени.
(13) Осенью я вспоминаю гирлянды, которые она плела из осенних листьев.
(14) Они походили на закаты, ковры, запечатлевшие мечту и пышную раскраску тропических змей.
(15) Когда матери было особенно тяжело, она уходила одна и возвращалась успокоенная и как бы набравшаяся сил. (16) Никогда я не слыхал её сетований или жалоб: она была слишком добра, чтобы причинить кому-нибудь грусть или горе. (17) Я всегда помню её скромной, доброжелательной к людям, невероятно щедрой во всём и самоотверженной.