kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы сложных предложений.Основные средства связи в сложных предложениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: Сложное предложение.Типы сложных предложений.Основные средства связи в сложных предложениях.Лексическая тема: «Природа и Человек»

 Цели урока:      1)Образовательная: Научить отличать простое предложение от сложной конструкции; углубить понятия о сложном предложении; совершенствовать умение определять способы и средства связи в сложном предложении2) Развивающая: развивать творческое мышление,монологическую речь3) Воспитательная: Прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать у студентов истинное понимание доброты,стремление поступать по-доброму,быть неравнодушным к людям, пробуждать интерес к урокам русского  языка.

Тип урока:      Комбинированный

Методы обучения: вопросно-ответный, наглядный. частично-поисковый, беседа

Межпредметная связь: русская литература, экология

Наглядность:    буклет на тему: «Природа-Человек-Общество-Доброта»,слайды.

Технические средства обучения:    мультимедиа, видеофильм.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Мобилизовать  внимание  студентов к уроку

Слово преподавателя. Сообщение темы урока.

«Сложное предложение. Типы сложных предложений и основные средства связи в них».  Тема для вас не новая, поэтому цель нашего урока – систематизировать и актуализировать знания о сложном предложении. Сегодня на уроке мы с вами составим опорный конспект и опорную схему, а итогом урока станет алгоритм действия по определению видов сложных предложений и расстановке знаков препинания в них.

          Для того чтобы работа была успешной, проведем лексическую разминку и повторим теоретические знания предыдущих уроков. 

2.Работа над заповедью урока.     А перед этим, по традиции, обратим внимание на заповедь урока: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин»,-пишет Ф.М.Достоевский. Лексическая тема Недели русского языка такова: «Жизнь дана на добрые дела…», а охрана природы, бережное отношение к ней является одной из главных и добрых поступков людей.  Человек живет в определенной окружающей среде и ее загрязнение делает его больным и угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Чтобы предотвратить угрозу, каждый человек должен совершать добрые поступки, изменяя себя внутри. Не загрязнять город мелким мусором: фантиками от конфет, крышечками от бутылок, пластиковыми пакетами и т..д.Кстати, пластиковые пакеты мы используем 20-30 минут, чтобы донести покупку до дома, а природе потребуется 400 лет, чтобы их переработать. Предлагаю вашему вниманию посмотреть и послушать притчу «Все в твоих руках».

         Коллективно составляется «Пятистишье - синквейн» со словом Природа

  1. Природа
  2. Добрая, целительная
  3. Охранять, оберегать, созидать
  4. Человек и Природа - единое целое
  5. Дом

Студенты записывают в тетради сегодняшнее число, тему и заповедь урока.

3.Лексическая разминка.  Дидактическая игра «Мы - полиглоты».

1.Скажите по-французски «круг», если для нас это этап какого-либо соревнования

                                                (тур)

2.Скажите по-французски «украшение»,если это украшение полагается к мясу или

    рыбе                                /гарнир/

3.Скажите по-французски «тряпка»,если для нас это тонкая шелковая ткань для

    Красивых платьев                /шифон/

4.Скажите по-французски «дыхание»,если для нас это вокальное произведение

    Для одного голоса в составе оперы и оперетты.   /ария/

5.Скажите по-итальянски «учитель», если так мы называем крупных музыкантов /маэстро/

6.Скажите по-турецки «рыба» ,если для нас это рыба, но уже деликатесная и копченая. балык/

7.Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая  Птица фламинго/

8.Скажите по-польски «мир»,если для нас это состояние тишины, отдыха /покой/

9.Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина.       /манекен/

10.Скажите по латыни «свет», если для нас это номер в гостинице

  11.Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии.  /глобус/

4. Орфографическая дуэль.

    1) Лес  не школа, да всех учит.

    2)Несомненно, погода улучшится.

    3)Шагай, страна, быстрей моя.

    4)Соловья баснями не кормят.

    5)Мне в холодной землянке тепло…

   / Работа над ошибками, вопросы ко всем /

5.Работа над новым материалом урока.

Формирование способов  действия в определении видов сложного предложения

  1. Объяснение работы по составлению опорного конспекта.

      2. Пунктуационный разбор предложения, заранее записанного на слайде.                                   

  1. Небо снова все покрылось тучами, посыпался дождь  ______ _______, ______  ______.  
  2. Покраснела рябина, посинела вода.  _______  ______, ______  _____.                             
  3. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше.   _____    _____ , и  ______ ______.
  4. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми всолнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок._____  _____ , ( над которыми …, _____ _____)

Задание:Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

- Какие предложения называются сложными?

- На какие группы делятся сложные предложения?

- На какие виды делятся сложные союзные предложения?

- Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

- Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

Обобщив ответы студентов, составляем опорную схему                         

6.Тренировочно-закрепительная работа.

       а) работа с учебником, упражнение 202 на странице 98 (письменно, выборочно)

       б) упражнение 204 на странице 103, 3-ий абзац (устно)

      в) словарная работа(составление словаря на тему «Зима» по видеоматериалу)  

       г) математический диктант

Сейчас проведем работу, выглядящую немного парадоксально на уроках русского языка, решим примеры.  Выполните следующие действия:

  1. От количества простых предложений, составляющий ССП:  Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит,-

Отнимите число запятых в нем                                                                3-2=1

  1. К числу букв имени (без отчества) няни А.С.Пушкина прибавьте номер склонения полного имени (без отчества) поэта.                                     5+2=7                  
  2. К количеству н в слове  ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся, полученную сумму умножьте на количество е  в слове длинношеее                                                                                           (1+2) *3=9
  3. Номер склонения существительного  фальшь умножьте на количество времен глагола  и прибавьте количество сестер в сказке  А.С.Пушкина  «О царе Салтане…»       3*3+3=12
  4. Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове  ел                                                                                                     3*3=9
  5. Суммируйте полученные ответы, конечную сумму отнимите от даты смерти А.С.Пушкина

Какое число получилось? О чем это говорит?                                    1837-38=1799

  1. Презентация буклетов на тему: «Природа.Человек.Общество.Доброта»
  2. Объяснение домашнего задания. Упражнение 205, страница 100

Списать, определить виды сложных предложений, охарактеризовать связи между их частями. Слова  на тему «Зима» перевести на казахский язык, устно составить словосочетания и предложения.

9.Рефлексия. Составление алгоритма действий по определению типов сложных предложений, средств  связи в них. Затем на листке бумаги  записывают все, что усвоили по уроку и  методом эстафеты передают друг другу,капитаны команд зачитывают получившуюся запись, по возможности оценивают своих членов команды) 

                   Алгоритм:

  1. Определи грамматические основы.
  2. Выдели союзы и определи вид связи.
  3. Определи границы простых предложений в составе сложного.
  4. Расставь знаки в соответствии с правилами пунктуации в ССП,СПП,БСП.
  1. Оценки за урок. Комментирование оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Типы сложных предложений.Основные средства связи в сложных предложениях »

ГородАтырау, Атырауский аграрно-технический колледж, учитель русского языка И литературы 
Тасимова Бибигуль Аухатовна 

Грамматическая тема: Сложное предложение.Типы сложных предложений.Основные средства связи в сложных предложениях.

Лексическая тема: «Природа и Человек»

Цели урока:

1)Образовательная: Научить отличать простое предложение от сложной конструкции; углубить понятия о сложном предложении; совершенствовать умение определять способы и средства связи в сложном предложении

2) Развивающая: развивать творческое мышление,монологическую речь

3) Воспитательная: Прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать у студентов истинное понимание доброты,стремление поступать по-доброму,быть неравнодушным к людям, пробуждать интерес к урокам русского языка.

Вид урока: Стандартный урок

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: вопросно-ответный, наглядный. частично-поисковый, беседа

Межпредметная связь: русская литература, экология

Квалификационные требования:

Должны знать: чем отличается простое предложение от сложного предложения, виды сложных предложений

Должны уметь: распознавать сложные предложения и их виды,ставить знаки препинания, изображать графические схемы сложных предложений

Наглядность: буклет на тему: «Природа-Человек-Общество-Доброта»,слайды.

Технические средства обучения: мультимедиа, видеофильм.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Мобилизовать внимание студентов к уроку

Слово преподавателя. Сообщение темы урока.

«Сложное предложение. Типы сложных предложений и основные средства связи в них». Тема для вас не новая, поэтому цель нашего урока – систематизировать и актуализировать знания о сложном предложении. Сегодня на уроке мы с вами составим опорный конспект и опорную схему, а итогом урока станет алгоритм действия по определению видов сложных предложений и расстановке знаков препинания в них.

Для того чтобы работа была успешной, проведем лексическую разминку и повторим теоретические знания предыдущих уроков.


2.Работа над заповедью урока. А перед этим, по традиции, обратим внимание на заповедь урока: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин»,-пишет Ф.М.Достоевский. Лексическая тема Недели русского языка такова: «Жизнь дана на добрые дела…», а охрана природы, бережное отношение к ней является одной из главных и добрых поступков людей. Человек живет в определенной окружающей среде и ее загрязнение делает его больным и угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Чтобы предотвратить угрозу, каждый человек должен совершать добрые поступки, изменяя себя внутри. Не загрязнять город мелким мусором: фантиками от конфет, крышечками от бутылок, пластиковыми пакетами и т..д.Кстати, пластиковые пакеты мы используем 20-30 минут, чтобы донести покупку до дома, а природе потребуется 400 лет, чтобы их переработать. Предлагаю вашему вниманию посмотреть и послушать притчу «Все в твоих руках».

Коллективно составляется «Пятистишье - синквейн» со словом Природа

/устно/

  1. Природа

  2. Добрая, целительная

  3. Охранять, оберегать, созидать

  4. Человек и Природа - единое целое

  5. Дом

Студенты записывают в тетради сегодняшнее число, тему и заповедь урока.

3.Лексическая разминка.

Дидактическая игра «Мы - полиглоты».

Благодаря «гостеприимному» русскому языку мы, даже не подозревая того, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Так что без ложной скромности можем смело назвать себя полиглотами.

1.Скажите по-французски «круг», если для нас это этап какого-либо соревнования

(тур)

2.Скажите по-французски «украшение»,если это украшение полагается к мясу или

рыбе /гарнир/

3.Скажите по-французски «тряпка»,если для нас это тонкая шелковая ткань для

Красивых платьев /шифон/

4.Скажите по-французски «дыхание»,если для нас это вокальное произведение

Для одного голоса в составе оперы и оперетты. /ария/

5.Скажите по-итальянски «учитель», если так мы называем крупных музыкантов

/маэстро/



6.Скажите по-турецки «рыба» ,если для нас это рыба, но уже деликатесная и коп-

ченая. /балык/

7.Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая

Птица /фламинго/

8.Скажите по-польски «мир»,если для нас это состояние тишины, отдыха

/покой/

9.Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витри-

не магазина. /манекен/

10.Скажите по латыни «свет», если для нас это номер в гостинице

/люкс/

11.Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока гео-

графии. /глобус/

4. Орфографическая дуэль.

1) Лес не школа, да всех учит.

2)Несомненно, погода улучшится.

3)Шагай, страна, быстрей моя.

4)Соловья баснями не кормят.

5)Мне в холодной землянке тепло…


/ Работа над ошибками, вопросы ко всем /

- К каким темам относятся эти предложения?

- Скажите их определение.

5.Работа над новым материалом урока.

Формирование способов действия в определении видов сложного предложения

  1. Объяснение работы по составлению опорного конспекта.

2. Пунктуационный разбор предложения, заранее записанного на слайде.


  1. Небо снова все покрылось тучами, посыпался дождь

______ _______, ______ ______.

  1. Покраснела рябина, посинела вода.

_______ ______, ______ _____.

  1. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше.

_____ _____ , и ______ ______.

  1. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в

солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.

_____ _____ , ( над которыми …, _____ _____)

Задание:

Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

- Какие предложения называются сложными?

- На какие группы делятся сложные предложения?

- На какие виды делятся сложные союзные предложения?

- Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

- Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

Обобщив ответы студентов, составляем опорную схему


Сложное предложение








Союзное Бессоюзное





Сложносочиненное



Сложноподчиненное


Бессоюзное



  1. Интонация

  2. Сочинительные союзы



Пример:

Доброта постоянна и

сама себя усиливает,

ибо она рождает ответную доброту.



Схема

[ ] [ ]





1.Интонация

2.Подчинительные союзы

и союзные слова


Пример

Когда мы совершаем

доброе дело, душа на-

полняется светлой ра-

достью.


Схема


[ ]


  1. Интонация

  2. Отсутствие союзов или

союзных слов



Пример

Желаешь себе добра, не делай зла другому.





Схема



[ ] [ ]




  1. Сложное предложение – это синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

  2. Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов и союзных слов или бессоюзным способом, т.е. только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: (ССП и СПП) и бессоюзные

  3. Сложные предложения ,как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения, наличием грамматической основы и интонацией конца. Это сближает сложное предложение с простыми.

6.Тренировочно-закрепительная работа.

а) работа с учебником, упражнение 202 на странице 98 (письменно, выборочно)

б) упражнение 204 на странице 103, 3-ий абзац (устно)

в) словарная работа(составление словаря на тему «Зима» по видеоматериалу)

г) математический диктант

Сейчас проведем работу, выглядящую немного парадоксально на уроках русского языка, решим примеры. Выполните следующие действия:

  1. От количества простых предложений, составляющий ССП: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит,-

Отнимите число запятых в нем 3-2=1

  1. К числу букв имени (без отчества) няни А.С.Пушкина прибавьте номер склонения полного имени (без отчества) поэта. 5+2=7

  2. К количеству н в слове ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся, полученную сумму умножьте на количество е в слове длинношеее (1+2) *3=9

  3. Номер склонения существительного фальшь умножьте на количество времен глагола и прибавьте количество сестер в сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане…» 3*3+3=12

  4. Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ел 3*3=9

  5. Суммируйте полученные ответы, конечную сумму отнимите от даты смерти А.С.Пушкина


Какое число получилось? О чем это говорит? 1837-38=1799

  1. Презентация буклетов на тему: «Природа.Человек.Общество.Доброта»

  2. Объяснение домашнего задания. Упражнение 205, страница 100

Списать, определить виды сложных предложений, охарактеризовать связи между их частями. Слова на тему «Зима» перевести на казахский язык, устно составить словосочетания и предложения.

9.Рефлексия. Составление алгоритма действий по определению типов сложных предложений, средств связи в них. Затем на листке бумаги записывают все, что усвоили по уроку и методом эстафеты передают друг другу,капитаны команд зачитывают получившуюся запись, по возможности оценивают своих членов команды)

Алгоритм:

  1. Определи грамматические основы.

  2. Выдели союзы и определи вид связи.

  3. Определи границы простых предложений в составе сложного.

  4. Расставь знаки в соответствии с правилами пунктуации в ССП,СПП,БСП.

  1. Оценки за урок. Комментирование оценок






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Типы сложных предложений.Основные средства связи в сложных предложениях

Автор: Тасимова Бибигуль Аухатовна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103647

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства