Цель урока: формирование представления о понятии " Сложные слова", создание схемы сложного слова.
Задачи:
Образовательные задачи : познакомить с понятием " Сложные слова", со способом их образования ( сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать писменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая : воспитывать интерес к языку, слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме" Сложные слова"»
Тема урока : « Сложные слова»
Учитель Берёзовской СОШ Хромова А.И.
Цель урока: Формирование представления о понятии « сложные слова», создание схемы сложного слова.
Задачи :
Образовательная : познакомить с понятием « сложные слова», со способом их образования ( сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая : развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменныю и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая : воспитывать интерес к языку , слову.
У : Подпишите число, классная работа. ( слайд, девиз )
Я предлагаю на уроке произвести исследование тайн русского языка. Начнём урок с минутки чистописания.
а о я и е
д/ т в/ ф г/ к з/ с ж/ ш б/ п
У : В одном словесном государстве жили не тужили орфограммы. Орфограммы гласные и орфограммы согласные часто собирались вместе, а порой в одном слове и ждали чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили, не хотели говорить своё полное название.Вот что от них оставалось.
( Слайд ).
Безударные согласные удвоенные непроизносимые
У : Вспомните название орфограмм и приведите примеры слов с этими орфограммами.
У : Продиктуйте друг другу по одному слову с этими орфограммами.
У : Орфограммы веселились и ошибки появились. Вы их быстро все найдите . Правильно слова спишите.
Шерако, вороне (перо), ворабъи, мухолофка.
У : Самостоятельно запишите правильно слова в тетрадь, выделите орфограммы.Не забудьте выделить корень.
У : А на доске выполнит это задание ….
У : Я увидела что в слове мухоловка одни ребята выделили корень мухолов, другие мух и лов.
У : Кто же прав? Давайте рассуждать!
У : Почему птичка так называется?
Д : Она ловит мух.
У : Подберите и запишите однокоренные слова к слову ловит, а теперь к слову мух.
ловит мух
отлов мушка
уловка мушечка
У : Есть ли корни лов и мух в слове мухоловка
Д : Да в слове мухоловка есть эти корни.
У : Так сколько корней в слове мухоловка?
Д : В слове мухоловка два корня
У : Выделите правильно корни в слова мухоловка.
Слайд.
У : Посмотрите какая интересная птичка.
У : Попробуйте раскрыть тайну названий ещё двух птичек.
У : Эти слова помогут назвать тему сегодняшнего урока.
У : Как бы вы назвали такие слова?
Д : Интересные.
Д : Друкоренные.
Д : …..
У : А в математике как называется действие когда мы что-то соединяем вместе?
Д : Сложение.
У : Какие же это слова?
Д : Сложные.
У : Кто попробует назвать тему сегодняшнего урока.
Д : Тема сегодняшнего урока « Сложные слова».
Слайд.
У : Проверим себя по учебнику страница 38 (правило).
У : Цель урока: познакомиться со сложными словами. Учиться распознавать и писать сложные слова.
А для этого получите план наших исследований и приступим к работе.
Слайд.
У : Прочитайте текст И.Голубева на слайде и подберите к нему заголовок.
У : Как бы вы озаглавили текст?
Д : Горихвостка.
У : Так о ком мы прочитали?
Д : О птичке.
У : А поэт Ильин тоже объясняет почему птичка получила такое название.(чтение текста ).
Физ.пауза.
У : Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём
Потанцуем, споём,погуляем
За природой понаблюдаем
Слайд.
У : Зимушка зима прислала нам загадку, прочитайте её.Кто догадался, что это?
Д : Это снег.
Слайд.
У : А как называется это красивое явление природы?
Д : Это явление природы называется снегопад.
У : Запишите слово снегопад, выделите корни.
У : Ребята вы у меня такие молодцы, может быть поможете открыть первую тайну наших исследований.
Д : Да. Чтобы узнать как образуются сложные слова надо внимательнее всматриваться в окружающий нас мир.
У : Ребята есть такой фразеологизм « Смотреть в корень». Это значит вдумываться, всегда обращать внимание на самое главное и важное, на суть.и у нас это получилось.Поставим у этого задания плюс.
У : Перейдём дальше к открытию второй тайне сложных слов.Прочитайте второй пункт плана.
Д : При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
У : Поможет открыть этот секрет задание на слайде.
Слайд.
У : Попробуйте образовать при помощи двух корней сложные слова.
Д : Не получается, нам нужны гласные буквы.
У : Какие гласные буквы вам нужны?
Д : Нам нужны гласные о и е.
У : А какую работу выполнили гласные о, е.
Д : Они соединили корни слов.
У : А как же мы их назовём,раз они соединили корни слов?
Д : Мы их назовём соединительные гласные.
У : Проверим себя, так ли это.Прочитаем правило на странице 39.
У : Вторая тайна нами открыта?
Д : Да.
У : С помощью чего соединяются корни в сложных словах?
Д : Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительных гласных о,е.
У : Поставьте плюс у второго пункта заданий.А я хочу предложить вам поиграть.Я буду называть слова, а вы если слово сложное, хлопайте один раз в ладоши над головой, а если нет, то топайте ногами.Согласны?Тогда начнём.
У : Ребята, действительно, зачем нам нужны сложные слова? Может быть можно обойтись без них и нам не обязательно изучать эту тему .Хотите отгадать и эту загадку?
Д : Да.
Слайд.
У : Тогда прочитайте предложение на слайде и замените его сложным словом.
У : Что вы заметили?
Д : Сложные слова делают нашу речь короче и точнее.
У : Значит сложные слова нужны в нашей речи?
Д : Да, они нужны для краткости речи.
У : Тогда поставим плюс у третьей загадки и потренируемся в написании сложных слов.
Отработка навыка.(страница 41,упражнение 93).
У : Ребята наши глазки устали, давайте проведём зрительную физ. Паузу. «Любопытная Варвара»
У : Прочитайте какое открытие нам ещё предстоит совершить. Ребята , к нам пришли Знайка и Незнайка. Они просят помочь им в споре. Прочитайте их версии и попробуйте рассудить друзей.
Д : Прав Незнайка.
Слова в которых два корня называются сложными.
У : Произнесём вместе это определение.
А какие гласные соединяют корни сложных слов?
Д : Гласные о,е.
У : Составьте схему сложных слов.
Схема.
У : А сейчас приготовьтесь к самооценке. Те кто не разобрался в теме урока, поставьте на полях снежинку, если остались некоторые моменты непонятные вам, поставьте треугольник, а те кто всё понял и может объяснить другим поставьте звёздочку.
У : Есть ребята кто поставил себе звёздочку? Молодцы!
А если поставили снежинку или треугольник не огорчайтесь. Мы ещё будем работать над этой темой.
Домашнее задание.
На листках исследований два задания. Первое более трудное, второе полегче. Выберите сами. Кто желает может выполнить два задания.