Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Оборудование: Презентация урока, учебник «Русский язык. 3 класс у учащихся – раздаточный материал, на доске «Лист исследований», карта памяти на доске.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сложные слова"»
Разработка открытого урока по русскому языку
3 класс
«Сложные слова»
10.12.2015 г.
Провела
учитель начальных классов:
Митрейкина Вера Борисовна.
Тема урока: «Сложные слова».
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)
- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)
- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.)
Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,)
- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)
- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)
-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)
-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)
Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 8).
- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)
-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар)
-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)
-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования
СЛАЙД-9
Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.
-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)
- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.
- Выделите в словах самовар и носорог корни.( сам, вар, нос, рог )
- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)
- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.
-Как образовались слова кашевар, пылесос?(. пыль+сосёт, каша+варит)
Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?
(е, о)
- Итак,отметим это в «Листе исследований»
10-й слайд
Исследование №3.Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
-Прочтите следующий пункт нашего плана.( какую роль играют сложные слова в речи?)
Давайте подойдём к тексту ,увидели ли вы сложные слова? Назовите.
-А что означает слово рыболов? (Человек который любит ловить рыбу)
-Что удобнее использовать в нашей речи: слово рыболов или предложение Человек, который любит ловить рыбу) (слово рыболов)
Вернёмся к нашему слову в котором у нас возникло затруднение снегопад(выпадение снега в большом количестве)
-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)
-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)
- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».
Формулировка правила.
-Давайте обобщим всё, что мы узнали.
-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них)
11-й слайд
- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.39
- Прочитайте это правило с удивлением. - А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».
На отдельных листах схему сложного слова.(защита проекта)
Обобщение
- А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся)
Домашнее задание.(дифференцированно по выбору учащихся )
-А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки: зелёную и розовую. На зелёной карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.
-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?
-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами.
Рефлексия.
- В конце урока предлагаю побывать скалолазами(альпинистами). Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.
-Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).