Конспект урока на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Конспект урока на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах"
«Правописание –тся и –ться в глаголах» (5 класс)
I. Организационный момент. Раздача карточек. Приветствие детей.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! У нас с вами на уроке сегодня присутствуют гости.
II. Мотивация к учебной деятельности. Настрой на работу.
- Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом загадка.
Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает расскажет: вяжет,
пишет иль поёт.
Может плакать и смеяться, или забивает гол,
Начинаем удивляться – растолкует всё - … (глагол)
- Хорошо, молодцы. Что мы изучали на прошлом уроке? Что такое инфинитив? Какие окончания имеет глагол в нач. форме? Посмотрите на экран, назовите глаголы н.ф. и их окончания.
Жить – Родине служить. Смелый человек всегда готов прийти на помощь попавшему в беду. Зажечь огонь летом в лесу опасно. (1 слайд)
III. Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Продолжим. Теперь мы должны перейти к следующей теме. Постараемся ее сформулировать сами. Для этого давайте выполним задание. Перед вами предложение, прочитаем его:
1. Белый снег пушистый в воздухе кружи(-тся, -ться), и на землю тихо падает, ложи (-тся, ться). (2 слайд)
Какую орфографическую задачу мы должны решить? Можем ли мы сразу сказать, как написать правильно глаголы со скобками? Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую? Давайте ее решать.
Умение давать самооценку. (Р.) Осознания качества и уровня усвоения (Р.) Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей (П.)
- В тетради записываем каждое слово со скобками с новой строчки, задаём к слову вопрос. Поставьте эти глаголы в н. ф., запишите к ним вопросы. (3 слайд)
Вывод: О чем сегодня пойдет речь на уроке. Попробуйте сами назвать тему урока - «Правописание –тся и –ться в глаголах». ( 4слайд).
1V. Выявление места и причины затруднения.
А какова цель нашего урока? Чему вы должны научиться,?
Составление предложений типа: «Я хочу…», «Мне надо научиться…», «Я должен научиться…» Умение самостоятельно формулировать цель (Р.) Цели:
1) научиться задавать вопросы к глаголам; 2) самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически; 3)объяснять правописание; 4) правильно писать эти глаголы.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
а) Составляем план действий:
1. найти глагол 2. задать к нему вопрос; 3. правильно написать;
4. обозначить орфограмму (з л. ед. ч. или н.ф. - учиться)
б) Составление алгоритма (таблицы) правописания –ться и –тся.
Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа
(что делать?) (что делает?)
Они хотят учиться Он учится (слайд 5)
Вывод: Помните, вопрос- ваш главный помощник. (умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.) Повторим хором три раза!
VI. Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.
а) Работа с учебником: № 622 (вслух у доски) + устные ответы на вопросы, учебник стр.220 (слайд 6)
Дом. Задание. 1-2 мин. Д/з: № 623 или 624 – на выбор (комментарий). Какое покажется вам более понятным, то и выполняйте.
Физкультминутка: – Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет - потопайте: Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.
Б) Сообщение уч.: ребята, в русском языке глаголы и некоторые существительные на –ца звучат одинаково, мы должны их отличать, иначе это приведет к ошибкам. Посмотрим на экран.
- Работа со словом(Не все ли равно?) (слайд № 7) Один к доске. Выпишите похожие слова, обозначьте ч.р. (Разбираем все вместе)
-Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.
- Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?
- Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?
Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/
1.Пошла по воду молоди….
2.Бабушка Коли молоди….
3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…
Один – к доске. Выписываем слова в тетрадь и на доску.
Вывод: цапишется только в существительном: молодица.(запомнить!)
В) Выборочный диктант. Работа в парах. Посоветуйтесь друг с другом. Назовите глаголы, их окончания. Какие глаголы у вас получились. Почему? Как написали слово «расстилается»? Один – на обратной стороне доски.
1. Белый пар по лугам расстилается.
2. От зари алый свет разливается.
3. И стоит себе лес, улыбается.
(объясняется учащимися "по цепочке", поставьте (устно) их в н. ф.)
Посмотрите на экран. Самопроверка (слайд 8)
VII. Включение в систему знаний на повторение. Контроль и самопроверка/взаимопроверка знаний. (Доп. задание).
Индивидуальная сам. работа. Работа на карточках. ( на месте).
- А теперь выполним небольшую самостоятельную работу. Вставьте, где нужно ь. В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?
1.запират.ся на засов 6. надо заботит.ся о здоровье
2. употребляет.ся в глаголе 7. нам пригодит.ся схема
3. удивлят.ся пению 8. получает.ся картина
4. расстилает.ся туман 9. расположит.ся на ночлег
5. собират.ся в школу 10. дом находит.ся у речки
VIII. Контроль и самопроверка/взаимопроверка знаний.
Самостоятельная работа (индивидуальная). Дифференцированные задания с правом на выбор.
1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1. 2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2. 3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.
1 ур. Подберите глаголы к сочетаниям и запишите. Обозначьте орфограмму.
Проявлять стремление -
Они испытывают волнение –
Допускать ошибки -
Он испытывает радость -
2 ур. Подберите глаголы к сочетаниям и запишите. Обозначьте орфограмму.
Проявлять стремление -
Они испытывают волнение –
Допускать ошибки -
Он испытывает радость -
3 ур. Подберите глаголы к сочетаниям и запишите. Обозначьте орфограмму.
1.Проявлять стремление -
2. Они испытывают волнение –
3. Допускать ошибки -
4. Он испытывает радость -
Усвоение учащимися нового способа действия (П.) Умение эффективно сотрудничать (К,) Умение сотрудничать в совместном решении задачи. (К.) Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.) Умение давать самооценку. (Р.) Адекватная самооценка (Л.) Умение слушать (К.) Осознания качества и уровня усвоении я(Р.)
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. 2-3 мин.
- О чем мы сегодня с вами говорили? Какая была тема урока? Какая цель урока?- От чего зависит написание –тся и –ться?
- От какой части речи нужно отличать глаголы на –тся?
- Какую новую для вас морфему мы сегодня изучили?
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его вноси.
Оцените свои знания. Посмотрим на экран
Благодарность за работу на уроке. Оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах"»
Урок по русскому языку фгос
«Правописание –тся и –ться в глаголах» (5 класс)
Цели урока:
обучающая:ознакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
развивающая:развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
воспитывающая:воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
деятельностная:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
содержательная:расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам;научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.
I. Организационный момент. Раздача карточек. Приветствие детей.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! У нас с вами на уроке сегодня присутствуют гости.
II. Мотивация к учебной деятельности. Настрой на работу.
Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация её достижения.
- Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом загадка.
Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает расскажет: вяжет,
пишет иль поёт.
Может плакать и смеяться, или забивает гол,
Начинаем удивляться – растолкует всё - … (глагол)
- Хорошо, молодцы. Что мы изучали на прошлом уроке? Что такое инфинитив? Какие окончания имеет глагол в нач. форме? Посмотрите на экран, назовите глаголы н.ф. и их окончания.
Жить – Родине служить. Смелый человек всегда готов прийти на помощь попавшему в беду. Зажечь огонь летом в лесу опасно. (1 слайд)
III. Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа:Создать проблемную ситуацию, формировать познавательный интереса(Л.)воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия.(П.), ;умение слушать и понимать речь других, умение оформлять свои мысли в устной форме (К.)
Продолжим. Теперь мы должны перейти к следующей теме. Постараемся ее сформулировать сами. Для этого давайте выполним задание. Перед вами предложение, прочитаем его:
1. Белый снег пушистый в воздухе кружи(-тся, -ться), и на землю тихо падает, ложи (-тся, ться). (2 слайд)
Какую орфографическую задачу мы должны решить? Можем ли мы сразу сказать, как написать правильно глаголы со скобками? Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую? Давайте ее решать.
Умение давать самооценку. (Р.) Осознания качества и уровня усвоения (Р.) Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей (П.)
- В тетради записываем каждое слово со скобками с новой строчки, задаём к слову вопрос.Поставьте эти глаголы в н. ф., запишите к ним вопросы. (3 слайд)
Вывод: О чем сегодня пойдет речь на уроке. Попробуйте сами назвать тему урока - «Правописание –тся и –ться в глаголах». ( 4слайд).
1V. Выявление места и причины затруднения.
А какова цель нашего урока? Чему вы должны научиться,?
Составление предложений типа: «Я хочу…», «Мне надо научиться…», «Я должен научиться…» Умение самостоятельно формулировать цель (Р.) Цели:
1) научиться задавать вопросы к глаголам; 2) самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически; 3)объяснять правописание; 4) правильно писать эти глаголы.
V. Построение проекта выхода из затруднения .
а) Составляем план действий:
1. найти глагол 2. задать к нему вопрос; 3. правильно написать;
4. обозначить орфограмму (з л. ед. ч. или н.ф. - учиться)
б) Составление алгоритма (таблицы) правописания –ться и –тся.
Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа
(что делать?) (что делает?)
Они хотят учиться Он учится (слайд 5)
Вывод: Помните, вопрос- ваш главный помощник. (умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.) Повторим хором три раза!
VI. Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.
а) Работа с учебником: № 622 (вслух у доски) + устные ответы на вопросы, учебник стр.220 (слайд 6)
Дом. Задание. 1-2 мин. Д/з: № 623 или 624 – на выбор (комментарий). Какое покажется вам более понятным, то и выполняйте.
Физкультминутка: – Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет - потопайте: Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.
Б) Сообщение уч.: ребята, в русском языкеглаголы и некоторые существительные на –ца звучат одинаково, мы должны их отличать, иначе это приведет к ошибкам. Посмотрим на экран.
- Работа со словом(Не все ли равно?) (слайд № 7) Один к доске. Выпишите похожие слова, обозначьте ч.р. (Разбираем все вместе)
-Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.
- Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?
- Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?
Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/
1.Пошла по воду молоди….
2.Бабушка Коли молоди….
3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…
Один – к доске. Выписываем слова в тетрадь и на доску.
Вывод: цапишется только в существительном: молодица.(запомнить!)
В) Выборочный диктант.Работа в парах. Посоветуйтесь друг с другом. Назовите глаголы, их окончания. Какие глаголы у вас получились. Почему? Как написали слово «расстилается»? Один – на обратной стороне доски.
1. Белый пар по лугам расстилается.
2. От зари алый свет разливается.
3. И стоит себе лес, улыбается.
(объясняется учащимися "по цепочке", поставьте (устно) их в н. ф.)
Посмотрите на экран. Самопроверка (слайд 8)
VII. Включение в систему знаний на повторение. Контроль и самопроверка/взаимопроверка знаний. (Доп. задание).
Индивидуальная сам. работа. Работа на карточках. ( на месте).
- А теперь выполним небольшую самостоятельную работу. Вставьте, где нужно ь. В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?
1.запират..ся на засов 6. надо заботит..ся о здоровье
2. употребляет..ся в глаголе 7. нам пригодит..ся схема
3. удивлят..ся пению 8. получает..ся картина
4. расстилает..ся туман 9. расположит..ся на ночлег
5. собират..ся в школу 10. дом находит..ся у речки
VIII. Контроль и самопроверка/взаимопроверка знаний.
Самостоятельная работа (индивидуальная). Дифференцированные задания с правом на выбор.
1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1. 2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2. 3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.
1 ур. Подберите глаголы к сочетаниям и запишите. Обозначьте орфограмму.
Проявлять стремление -
Они испытывают волнение –
Допускать ошибки -
Он испытывает радость -
2 ур. Подберите глаголы к сочетаниям и запишите. Обозначьте орфограмму.
Проявлять стремление -
Они испытывают волнение –
Допускать ошибки -
Он испытывает радость -
3 ур. Подберите глаголы к сочетаниям и запишите. Обозначьте орфограмму.
1.Проявлять стремление -
2. Они испытывают волнение –
3. Допускать ошибки -
4. Он испытывает радость -
Усвоение учащимися нового способа действия (П.) Умение эффективно сотрудничать (К,) Умение сотрудничать в совместном решении задачи. (К.) Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.) Умение давать самооценку. (Р.) Адекватная самооценка (Л.) Умение слушать (К.) Осознания качества и уровня усвоении я(Р.)
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. 2-3 мин.
Цель этапа: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.
- О чем мы сегодня с вами говорили? Какая была тема урока? Какая цель урока?- От чего зависит написание –тся и –ться?
- От какой части речи нужно отличать глаголы на –тся?