kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Правописание –тся и –ться в глаголах» (5 класс)

I. Организационный момент. Раздача карточек.  Приветствие детей.

Слово учителя:  Здравствуйте, ребята! У  нас  с  вами  на уроке  сегодня  присутствуют гости. 

II. Мотивация  к  учебной  деятельности.  Настрой на работу.

         - Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом загадка.

Интересная часть речи  в русском языке живёт. 

Кто что делает расскажет:  вяжет,

 пишет иль поёт.

Может плакать и  смеяться,  или забивает гол,

Начинаем удивляться – растолкует всё - … (глагол)

- Хорошо, молодцы.  Что  мы  изучали  на  прошлом  уроке?  Что  такое  инфинитив? Какие  окончания  имеет  глагол  в  нач.  форме? Посмотрите  на  экран,  назовите  глаголы  н.ф.  и  их окончания.

Жить – Родине служить. Смелый человек всегда готов прийти на помощь попавшему в беду. Зажечь огонь летом в лесу опасно.  (1 слайд)

 III. Актуализация знаний. Фиксирование  индивидуального  затруднения  в  пробном  учебном  действии. 

Продолжим. Теперь  мы  должны  перейти  к  следующей  теме.  Постараемся  ее сформулировать сами.   Для  этого  давайте выполним   задание. Перед вами предложение, прочитаем  его:

1. Белый снег пушистый в воздухе кружи(-тся, -ться),  и на землю тихо падает, ложи (-тся, ться).  (2 слайд)

Какую орфографическую задачу мы должны решить? Можем ли мы  сразу  сказать, как  написать  правильно  глаголы  со  скобками?  Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую? Давайте  ее  решать.

Умение давать самооценку. (Р.)  Осознания качества и уровня усвоения (Р.) Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей (П.)

- В тетради записываем каждое слово со  скобками с новой строчки, задаём к слову вопрос.  Поставьте  эти  глаголы  в  н. ф., запишите  к ним  вопросы.  (3 слайд)

Вывод:  О  чем сегодня пойдет речь на уроке. Попробуйте сами  назвать  тему  урока -  «Правописание –тся и –ться в глаголах». ( 4слайд).

1V. Выявление  места  и  причины  затруднения.

А  какова  цель нашего  урока?  Чему  вы  должны  научиться,? 

Составление предложений  типа: «Я  хочу…»,  «Мне  надо  научиться…»,  «Я  должен  научиться…» Умение самостоятельно формулировать цель (Р.)  Цели:

1) научиться задавать вопросы к глаголам;  2) самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически;  3)объяснять  правописание;  4)  правильно  писать  эти  глаголы.

V.  Построение  проекта  выхода  из  затруднения.

а)  Составляем  план  действий:

1. найти  глагол   2. задать    к  нему   вопрос;   3. правильно  написать;                                                                                         

4.  обозначить  орфограмму  (з л. ед. ч.  или  н.ф. - учиться) 

  б)  Составление  алгоритма (таблицы) правописания –ться и –тся.

Неопределенная форма                         Форма 3-го лица единственного числа

   (что делать?)                                                                                                                                                                                                               (что делает?)

   Они  хотят    учиться                                                      Он   учится    (слайд 5)

Вывод:  Помните, вопрос- ваш главный помощник.  (умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.)  Повторим  хором  три  раза!

VI. Реализация  построенного  проекта.

Первичное  закрепление  с  проговариванием  во  внешней  среде.

а) Работа  с  учебником:  № 622  (вслух  у  доски)  + устные  ответы  на  вопросы, учебник стр.220  (слайд 6)

Дом.  Задание. 1-2 мин.  Д/з:  №  623  или  624 – на  выбор  (комментарий).  Какое  покажется  вам  более  понятным,  то  и  выполняйте.

Физкультминутка:  – Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет - потопайте:
Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.

 Б) Сообщение уч.:  ребята,  в  русском  языке  глаголы и  некоторые существительные на –ца  звучат одинаково, мы  должны  их  отличать,  иначе  это приведет  к  ошибкам. Посмотрим  на  экран.

- Работа со словом (Не все ли равно?) (слайд № 7) Один  к  доске.   Выпишите похожие  слова, обозначьте  ч.р.  (Разбираем  все  вместе)

-Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.

- Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?

- Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?

Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/

1.Пошла по воду молоди….

2.Бабушка Коли молоди….

3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…

Один – к доске. Выписываем  слова  в  тетрадь  и  на  доску.

Вывод:  ца пишется только в существительном: молодица.(запомнить!)

В) Выборочный диктант. Работа  в  парах.   Посоветуйтесь  друг  с  другом. Назовите  глаголы,   их  окончания.  Какие  глаголы  у  вас  получились.  Почему? Как  написали  слово «расстилается»?  Один – на  обратной  стороне  доски.

1. Белый пар по лугам расстилается.

2. От зари алый свет разливается.

3. И стоит себе лес, улыбается.

 (объясняется учащимися "по цепочке", поставьте  (устно) их  в  н. ф.)

  Посмотрите  на  экран. Самопроверка   (слайд 8)

VII.   Включение   в  систему  знаний на  повторение.  Контроль и самопроверка/взаимопроверка знаний. (Доп.  задание).

  Индивидуальная  сам.  работа.  Работа  на  карточках.  (  на  месте).

- А теперь выполним небольшую самостоятельную работу.  Вставьте,  где  нужно ь.  В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?

1.запират.ся на засов               6. надо заботит.ся о здоровье

2. употребляет.ся в глаголе    7. нам пригодит.ся схема

3. удивлят.ся пению                  8. получает.ся картина

4. расстилает.ся туман             9. расположит.ся на ночлег

5. собират.ся в школу              10. дом находит.ся у речки

VIII. Контроль и самопроверка/взаимопроверка знаний.

 Самостоятельная работа  (индивидуальная). Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.
2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.
3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.

1 ур. Подберите   глаголы  к  сочетаниям и  запишите.  Обозначьте  орфограмму.

  1. Проявлять стремление   -
  2.  Они испытывают волнение      –
  3. Допускать ошибки           -     
  4. Он испытывает радость    -

2 ур. Подберите   глаголы  к  сочетаниям и  запишите.  Обозначьте  орфограмму.

  1. Проявлять стремление   -
  2.  Они испытывают волнение      –
  3. Допускать ошибки           -     
  4. Он испытывает радость    -

3 ур. Подберите   глаголы  к  сочетаниям и  запишите.  Обозначьте  орфограмму.

1.Проявлять стремление   -

2. Они испытывают волнение      –

3. Допускать ошибки           -     

4. Он испытывает радость    -

Усвоение учащимися нового способа действия (П.)
Умение эффективно сотрудничать (К,)
Умение сотрудничать в совместном решении задачи. (К.)
Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)
Умение давать самооценку. (Р.)
Адекватная самооценка (Л.)
Умение слушать (К.)
Осознания качества и уровня усвоении я(Р.)

IХ. Рефлексия  учебной  деятельности на  уроке.  Итог  урока.     2-3 мин.

- О чем мы сегодня с вами говорили?  Какая была тема урока? Какая цель урока?- От чего зависит написание –тся и –ться?

- От какой части речи нужно отличать глаголы на –тся?

- Какую новую для вас морфему мы сегодня изучили?

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.     

Оцените  свои  знания.  Посмотрим  на  экран

Благодарность за работу на уроке.  Оценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах"»

Урок по русскому языку фгос

«Правописание –тся и –ться в глаголах» (5 класс)

Цели урока:


обучающая: ознакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Планируемые результаты:


Личностные: формировать интерес к учению.


Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения


Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.


Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.







I. Организационный момент. Раздача карточек. Приветствие детей.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! У нас с вами на уроке сегодня присутствуют гости.

II. Мотивация к учебной деятельности. Настрой на работу.

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация её достижения.

        - Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом загадка.

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает расскажет: вяжет,

пишет иль поёт.

Может плакать и смеяться, или забивает гол,

Начинаем удивляться – растолкует всё - … (глагол)

- Хорошо, молодцы. Что мы изучали на прошлом уроке? Что такое инфинитив? Какие окончания имеет глагол в нач. форме? Посмотрите на экран, назовите глаголы н.ф. и их окончания.

Жить – Родине служить. Смелый человек всегда готов прийти на помощь попавшему в беду. Зажечь огонь летом в лесу опасно. (1 слайд)

III. Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: Создать проблемную ситуацию, формировать познавательный интереса(Л.) воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия.(П.), ; умение слушать и понимать речь других, умение оформлять свои мысли в устной форме (К.)

Продолжим. Теперь мы должны перейти к следующей теме. Постараемся ее сформулировать сами. Для этого давайте выполним задание. Перед вами предложение, прочитаем его:

1. Белый снег пушистый в воздухе кружи(-тся, -ться), и на землю тихо падает, ложи (-тся, ться). (2 слайд)

Какую орфографическую задачу мы должны решить? Можем ли мы сразу сказать, как написать правильно глаголы со скобками? Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую? Давайте ее решать.

Умение давать самооценку. (Р.) Осознания качества и уровня усвоения (Р.) Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей (П.)

- В тетради записываем каждое слово со скобками с новой строчки, задаём к слову вопрос. Поставьте эти глаголы в н. ф., запишите к ним вопросы. (3 слайд)

Вывод: О чем сегодня пойдет речь на уроке. Попробуйте сами назвать тему урока - «Правописание –тся и –ться в глаголах». ( 4слайд).

1V. Выявление места и причины затруднения.

А какова цель нашего урока? Чему вы должны научиться,?

Составление предложений типа: «Я хочу…», «Мне надо научиться…», «Я должен научиться…» Умение самостоятельно формулировать цель (Р.) Цели:

1) научиться задавать вопросы к глаголам; 2) самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически; 3)объяснять правописание; 4) правильно писать эти глаголы.


V. Построение проекта выхода из затруднения .

а) Составляем план действий:

1. найти глагол 2. задать к нему вопрос; 3. правильно написать;

4. обозначить орфограмму (з л. ед. ч. или н.ф. - учиться)

б) Составление алгоритма (таблицы) правописания –ться и –тся.

Неопределенная форма                         Форма 3-го лица единственного числа

   (что делать?)                                                   (что делает?)

   Они хотят    учиться                                                      Он   учится (слайд 5)

Вывод: Помните, вопрос- ваш главный помощник. (умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.) Повторим хором три раза!

VI. Реализация построенного проекта.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.

а) Работа с учебником: № 622 (вслух у доски) + устные ответы на вопросы, учебник стр.220 (слайд 6)

Дом. Задание. 1-2 мин. Д/з: № 623 или 624 – на выбор (комментарий). Какое покажется вам более понятным, то и выполняйте.

Физкультминутка: – Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет - потопайте:
Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.

Б) Сообщение уч.: ребята, в русском языке глаголы и некоторые существительные на –ца звучат одинаково, мы должны их отличать, иначе это приведет к ошибкам. Посмотрим на экран.

- Работа со словом (Не все ли равно?) (слайд № 7) Один к доске. Выпишите похожие слова, обозначьте ч.р. (Разбираем все вместе)

-Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.

- Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?

- Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?

Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/

1.Пошла по воду молоди….

2.Бабушка Коли молоди….

3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…

Один – к доске. Выписываем слова в тетрадь и на доску.

Вывод: ца пишется только в существительном: молодица.(запомнить!)

В) Выборочный диктант. Работа в парах. Посоветуйтесь друг с другом. Назовите глаголы, их окончания. Какие глаголы у вас получились. Почему? Как написали слово «расстилается»? Один – на обратной стороне доски.

1. Белый пар по лугам расстилается.

2. От зари алый свет разливается.

3. И стоит себе лес, улыбается.

(объясняется учащимися "по цепочке", поставьте (устно) их в н. ф.)

Посмотрите на экран. Самопроверка (слайд 8)

VII. Включение в систему знаний на повторение. Контроль и самопроверка/взаимопроверка знаний. (Доп. задание).

Индивидуальная сам. работа. Работа на карточках. ( на месте).

- А теперь выполним небольшую самостоятельную работу. Вставьте, где нужно ь. В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?

1.запират..ся на засов 6. надо заботит..ся о здоровье

2. употребляет..ся в глаголе 7. нам пригодит..ся схема

3. удивлят..ся пению 8. получает..ся картина

4. расстилает..ся туман 9. расположит..ся на ночлег

5. собират..ся в школу 10. дом находит..ся у речки

№ сл/соч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-тся











-ться











Всего баллов:

Оценки – 0-4б – 2; 5-6 б.– 3; 7-9б. – 4; 10б. – 5. (слайд 9)

VIII. Контроль и самопроверка/взаимопроверка знаний.

Самостоятельная работа (индивидуальная). Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.
2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.
3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.

1 ур. Подберите глаголы к сочетаниям и запишите. Обозначьте орфограмму.

  1. Проявлять стремление  -

  2.  Они испытывают волнение      –

  3. Допускать ошибки           -     

  4. Он испытывает радость    -

2 ур. Подберите глаголы к сочетаниям и запишите. Обозначьте орфограмму.

  1. Проявлять стремление  -

  2.  Они испытывают волнение      –

  3. Допускать ошибки           -     

  4. Он испытывает радость    -


3 ур. Подберите глаголы к сочетаниям и запишите. Обозначьте орфограмму.

1.Проявлять стремление  -

2. Они испытывают волнение      –

3. Допускать ошибки           -     

4. Он испытывает радость    -

Усвоение учащимися нового способа действия (П.)
Умение эффективно сотрудничать (К,)
Умение сотрудничать в совместном решении задачи. (К.)
Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)
Умение давать самооценку. (Р.)
Адекватная самооценка (Л.)
Умение слушать (К.)
Осознания качества и уровня усвоении я(Р.)

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. 2-3 мин.

Цель этапа: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.

- О чем мы сегодня с вами говорили? Какая была тема урока? Какая цель урока?- От чего зависит написание –тся и –ться?

- От какой части речи нужно отличать глаголы на –тся?

- Какую новую для вас морфему мы сегодня изучили?

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

Оцените свои знания. Посмотрим на экран

Благодарность за работу на уроке. Оценки.


















6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Автор: Коротина Валентина Николаевна

Дата: 31.10.2017

Номер свидетельства: 435750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по русскому языку  на тему "Правописание тся, ться в глаголах". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-t-sia-v-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "103540"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402590454"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Правописание –тся- и –ться- в глаголах" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-v-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "216332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432933824"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока. Тема: "Правописание глаголов на -тся и –ться.""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-tiema-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-i-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "252650"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447422505"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_teme_pravopisanie_tsia_i_tsia_v_glagol"
    ["file_id"] => string(6) "529743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575232054"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация и конспект урока на тему " Правописание тся и ться у глаголов" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-u-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "155071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421239437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства