kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  новых знаний. Обучающиеся научатся  с правилами  правописания тся-, ться-.  В конце урока организовывается парная работа, групповая работа.Оцениваеют свою работу на шкале успеха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"»




Урок русского языка в 4 классе


Дата проведения: 26.11.2019г.

Учитель: Гатиятуллина Н.М.


Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах.


УМК «Начальная школа 21 века» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: познакомить с правилом правописания -тся и -ться в глаголах.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

  • Построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять.

  • Закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.

  1. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, внимание устную и письменную речь, развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, коммуникабельность.

  2. Воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально, в парах и в группе; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели, выражать собственное мнение и аргументировать его.

Используемые технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативное обучение, технология деятельностного подхода.

Методы и приёмы: деятельностный метод, наглядные методы, словесные методы (рассказ, беседа).

Формы учебной работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Оборудование: учебник «Русский язык» ч.1, рабочая тетрадь «Пишем грамотно», «Учусь писать без ошибок», толковый словарь, компьютер,

памятки, карточки для самопроверки, сигнальные светофоры для обратной связи.



Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Тему урока вы определите и сформулируете самостоятельно

– Послушайте легенду.

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

– Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

1 слайд - Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (лучше понимать прочитанное и друг друга,  правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)

– Сегодня  на уроке  нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Какую большую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).

- Как обычно, урок русского языка мы начинаем с высказывания знаменитых людей. Послушайте, что сказал известный русский писатель Л.Н. Толстой о значении этой части речи: (2 СЛАЙД)

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

Минутка чистописания

- Запишем эту фразу в минутке чистописания.

На первой строчке запишите загл. и строчн. букву Гг, содин. Гл, гл

- При написании будем помнить об осанке, высоте и ширине букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве.

– Что вы знаете о глаголе?



– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (светофоры)

– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?

– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

2.1. – Прочитайте стихотворения М.Бородицкой учебник стр. 114(рубрика «Давай подумаем»):3 слайд

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поется.

Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.

– Назовите выделенные слова. На какие группы можно разделить выделенные слова?  (глаголы, имена существительные)4 слайд

– Что интересного заметили  в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])

– Какие вопросы у вас возникли? Что интересного заметили?(почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или -тся)

2.2. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.

– Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?

– Какую цель поставите перед собой?изучить то новое, что мы ещё не знаем).

– Прочитайте вывод Лиды в учебнике «На конце  имен существительных слышится [ца] и пишется ца. На конце глаголов слышится [ца], а пишется -тся или -ться.» Согласишься ли ты с таким ответом?

– Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? (светофоры) В чем оно заключается?

– Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Теперь надо подумать и найти причину затруднения.

3. Постановка учебной задачи.

– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).

– Почему оно не помогло вам при написании глаголов ? 

– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?

– Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).

– Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).

(учитель фиксирует на доске тему урока.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Исследование №1. (устно)

– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь. Какие слова писать не будем? (имена сущ.)

– Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.

садится (что делает?)                 гордиться (что делать?)
струится 
глядится
напьется
звенится
поется
гордится
не годится

– Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?

Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.

2) Исследование №2. Задание из тетради «Учусь писать без ошибок» (работа в парах на листочках) слайд5

– Найдите глаголы, определите форму и лицо глаголов.

– Всегда ли можно определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?

– Что заметили? Найдите ошибку. В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?

– Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?

Вывод 2: ь пишется у глаголов 3 лица и не пишется у глаголов неопределённой формы.

– Составьте алгоритм  написания глаголов на -тся, -ться: 6 слайд

  1. Найдите глагол.

  2. Задайте вопрос к глаголу.

  3. Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.

  4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

– Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму)

– Прочитайте правило в рубрике «Тайна русского языка» и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике.

Физминутка

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5.1. Выполнение упражнения №1 стр.101 с комментированием у доски в громкой речи (запиши слова в 3 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы в начальной форме; 3) глаголы в форме 3 лица)7 слайд

умница          учиться        учится
столица       светиться    светится
курица          виться          клубится…

– К каким словам  можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите.

– Сделайте вывод о написании  -тся или -ться у глаголов.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой .

6.1. Выполнение упр. №2

Имена существительные


Глаголы

Начальная форма

3 лицо

девица

учиться

удивляется

спутница

торопиться

улыбается

красавица

удивляться

случается

синица

улыбаться

готовится

больница

случиться




6.2. Работа с рубрикой «Давай подумаем»: ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.

– Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов). Работа с информацией по группам. Первая группа ищет слово теплица по толковому словарю. Вторая группа ищет слово теплится, теплиться в интернете по словарю

(теплица – теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится – гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)

– Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами.

(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)

– Сделайте вывод о правописании -тся, -ться в глаголах.

7. Включение в систему знаний и повторение.

7.1. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 1 (самостоятельно, с взаимопроверкой: вставь вместо пропусков -ться или -тся, над глаголами укажи вопрос)

прокатиться – что сделать?

не годится – что делает?

7.2. Самостоятельная работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы: учебник стр.116 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться – гордится, гордятся…)

  • рабочая тетрадь стр.37 упр.2 (вставь пропущенные буквы – орфографический тренинг, в выделенных глаголах на месте пропусков вставь -ться или - тся – отработка  написания -ться и -тся в глаголах)

Сделайте вывод о правописании глаголов, оканчивающихся на -ться, -тся.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали? Слайд 8

Слайд 9

– Оцените свою собственную работу на «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»).

– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

9.Домашнее задание.

1) стр.116 упр. 4 (спиши, перед глаголами записывай вопросы) – обязательная часть

2) Продолжение легенды о языке: «Хорошо, – сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес…язык»

– Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире» – по желанию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Автор: Гатиятуллина Назиля Мирсаитовна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства