kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и конспект урока на тему " Правописание тся и ться у глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Образовательные:

  1. знакомство с особенностями правописания глаголов
  2. формирование навыков правильного написания глаголов на –тся и –ться

Развивающие:

  1. обогащение словарного запаса детей
  2. развитие логического мышления, познавательной активности обучающихся
  3. развитие умения обучающихся работать в паре, группе

Воспитывающие:

  1. воспитание трудолюбия, уважения друг к другу

Задачи:

  • познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
  • формировать умение находить правильное условие выбора правописания -тся и -ться в глаголах
  • развивать орфографическую зоркость;
  • приобщать детей к истокам народной мудрости (пословицы).

Ход урока

        1.  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

 Работа с осетинской народной пословицей

      «Человек силен не силой, а  многими  знаниями». слайд №2

-Как вы ее понимаете?( Ответы детей)

-Ребята, это осетинская народная пословица, а кто может  назвать из  русского фольклора пословицу с таким же значением? (Птица красна пером, а человек знаниями., ……)

-Что объединяет все эти пословицы? (Они все о ценностях знаний)

-Я желаю вам   сегодня обогатиться новыми знаниями, пожелать творческих успехов.

    – Рассказать секреты слова
     Я для вас всегда готова.
    Но на уроке будь готов
    Сам раскрыть секреты слов

– Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).

 

– Что вы знаете о глаголе?( Глагол –часть речи , который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (нет)

– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?(грамотно писать)

– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи.

 

2. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.

Работа по слайду.№3

Прочитайте  строчки из стихотворения М.Бородицкой.

Ребята, кто прочитает нам выразительно ?( 2 ученика  )

– Назовите выделенные слова.

Что объединяет все выделенные слова? (Они заканчиваются на звукосочетание  [ца])

Разделите их на группы. 

По какому признаку вы их разделили? (глаголы, имена существительные)

-Одинаково ли пишутся все эти слова? (Нет)

-Почему? ( Слова разных частей речи)

- В каких словах вы уверены , что нужно писать буквосочетание ца? ( у сущ) (Птица, синица , кто?,  водица что?,)

 

На конце имен сущ. слышится –[ца] и пишется -ца  .

 -Какие слова вызвали у вас затруднения? (Садится , струится, глядится, напьется, звенится, поется, гордится, гордиться, не годится) Слайд 4

 

Почему? (глаголы с сочетаниями тся и ться еще не изучали)

 

-Сформулируйте тему  нашего урока (Правописание буквосочетаний - тся и- ться в глаголах) (Открыть слайд№ 5 )

-Какова цель нашего урока? (Научиться писать глаголы, которые оканчиваются на [ца])

 

Какие задачи мы себе поставим на уроке?( На доске на листах)

1.Находить глаголы на –[ца]

 2.Узнать когда пишется –тся, -ться

3.Научиться писать глаголы на - тся,-ться

Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания?

3 .Минута чистописания: тся//ться// Запись в тетрадях( число, классная работа)

Ребята, давайте составим  план поиска открытия новых знаний . Как вы думаете, что для этого мы можем сделать? Слайд №6

( 1.Задать вопрос к глаголу и понаблюдать , есть ли связь между глаголом и вопросом?  

2.Обратить внимание на форму , в которой стоит глагол)

4.Работа с учебником.

Исследование 1.

-Откройте учебники с 114.

– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь ( пишут пока без вопроса)

Проверка по эталону

Итак, что же у вас получилось? Давайте проверим слова 1 го , 2 го столбиков. Слайд №7

садится                                                            гордиться 
струится 
глядится
напьется
звенится
поется

не годится                                                  (что делать?)

( что делает?)

Установите связь между вопросом и глаголом? Что интересного вы заметили?

(Слова 1 го столбика  отвечают  на вопрос что делает? В вопросе нет ь зн , и в словах его тоже нет; у слов 2го столбика в вопросе есть ь , и в слове он тоже есть.

Итак, какое же вы первое открытие  сделали ?

( Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь., если  ь отсутствует в вопросе, значит ,и глагол пишем без ь.

Исследование 2.Работа над предложением.( У доски 2 человека) (Слайд 8)

– Составьте предложения  со словами: гордится – гордиться.

Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.

 - Определите лицо глаголов.( .гордится 3-ел,)

– В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? (во втором)

-Почему?( Гл. неопределённой формы)

-Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?(Отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

– Что заметили? (У глаг.3-его лица  не пишется ь, а у гл. неопред. формы пишется ь)

Итак, какое же вы второе  открытие  сделали ?

(ь-знак  не пишется у глаголов 3 лица,  а пишется у глаголов неопределённой формы).

 

Итак, к  какому выводу вы пришли?  

Вывод : если глагол употреблен в начальной форме ( отвечает на вопросы что делать ? что сделать?), на конце пишется –ться;

Если глагол употреблен в форме 3-го лица ед и мн числа( отвечает на вопросы что делает? что делают?   что сделает?  что сделают?, на конце пишется –тся;

5.Групповая работа( карусель)  Упр 1 с.115

Карточки с конвертами

1 гр- найти слова имена сущ

2гр –гл. в нач.форме.

3 гр. гл в форме 3-го лица

.Команды меняются заданиями. Проверка по группам.

-А теперь, посмотрите , что получилось у меня ( Проверка по слайду№9)

 -Все группы справились со своими заданиями. Молодцы

6.Самостоятельная работа (взаимопроверка)

-А теперь, я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Выполнение упр. №2 с 116  Выписать только глаголы в неопределенной. форме и гл. в 3-ем  лице.

 Давайте составим алгоритм наших действий: работа по слайду № 10

1.Найди глагол

2. Задай вопрос к глаголу

3. Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.

4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

Проверка по эталону ( Слайд № 11)

-Кто нашел ошибку?

-Как думаешь почему допустил ошибку?

7.Физминутка «Камень-вата» (  светится шар, бояться волка, встретиться с другом, прячется в кустах, смеется от души, радоваться успехам)

 

 8 .Игра-соревнование «Мудрые советы» Работа в парах.( карточки)

– Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.

Я предлагаю вам собрать пословицу и поработать в парах.

 

Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.

Всякий человек на деле познает?ся.

Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.

Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор. Слайд 12

9.Закрепление упр 4 ( на карт) Резерв.

Встретились ли вам в этом упр .слова на новое правило?

10. Рефлексия деятельности

Итак, какова была наша цель? (Научиться писать гл. на -тся – ться)

Достигли мы ее?( Да, мы ее достигли , потому что :

 Я узнал …

  Я научился…

   Мне было интересно…

      Я понял….

        Теперь я могу….

          Мне было трудно….

             Мне захотелось….

 

11.Самооценка ( Сл.8)  Карточки

12.Дом зад.

ЗАПИШИТЕ ПО 10 ГЛАГОЛОВ НА

-ТСЯ И -ТЬСЯ

ЗАПИШИТЕ 5 ПОСЛОВИЦ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ГЛАГОЛЫ С СОЧЕТАНИЯМИ -ТСЯ ИЛИ -ТЬСЯ

Спасибо всем за  плодотворную работу.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация и конспект урока на тему " Правописание тся и ться у глаголов" »

Урок русского языка в 4 классе Учитель начальных классов МБОУ СОШ №38 Зангиева М.Э.

Урок русского языка в 4 классе

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №38

Зангиева М.Э.

Осетинская народная пословица.

Осетинская народная пословица.

Солнце  сади ? , струи ? води ?  ,  Пти ?  сини ?    в водицу  гляди ? .   Меж грибами мухомор  Красотой  горди ? .  Нечего  горди ? –  Для супа не  годи ? .

Солнце  сади ? , струи ? води ? , Пти ? сини ?   в водицу  гляди ? .

Меж грибами мухомор Красотой  горди ? . Нечего  горди ? Для супа не  годи ? .

сади тся струи тся гляди тся горди тся нечего горди ться  не  годи тся

сади тся

струи тся

гляди тся

горди тся

нечего горди ться

не  годи тся

Тема урока :  «Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах» Цель: найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться.

Тема урока :

«Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах»

Цель: найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться.

ПЛАН ПОИСКА

ПЛАН ПОИСКА

  • Задать вопросы к глаголам и понаблюдать, есть ли связь между глаголом и вопросом;
  • Обратить внимание на форму, в которой стоит глагол
сади тся струи тся горди ться гляди тся (что делать?) напьё тся   звени тся горди тся не годи тся поё тся (что делает?)    

сади тся

струи тся

горди ться

гляди тся

(что делать?)

напьё тся

 

звени тся

горди тся

не годи тся

поё тся

(что делает?)

 

 

3 лицо Мама горди тся сыном.  Мама будет горди ться успехами сына. Н. ф.

3 лицо

Мама горди тся сыном.

Мама будет горди ться успехами сына.

Н. ф.

имя существительное глагол 3 лица умница учи тся столица неопределенная форма глагола свети тся учи ться курица свети ться клуби тся водица вьё тся конница ви ться тигрица торопи тся торопи ться пени тся сахарница сни ться спица сни тся

имя существительное

глагол 3 лица

умница

учи тся

столица

неопределенная форма глагола

свети тся

учи ться

курица

свети ться

клуби тся

водица

вьё тся

конница

ви ться

тигрица

торопи тся

торопи ться

пени тся

сахарница

сни ться

спица

сни тся

АЛГОРИТМ 1. Найдите глагол . 2. Задайте вопрос к глаголу . 3. Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется - ться. 4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? , то на конце глаголов пишется -тся.

АЛГОРИТМ

1. Найдите глагол .

2. Задайте вопрос к глаголу .

3. Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется - ться.

4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? , то на конце глаголов пишется -тся.

Проверка неопределенная форма глагола глагол 3 лица удивляе тся  улыбае тся случае тся давно готови тся любит учи ться нужно  торопи ться удивля ться  улыба ться может случи ться начинает готови ться

Проверка

неопределенная форма глагола

глагол 3 лица

удивляе тся

улыбае тся

случае тся

давно готови тся

любит учи ться

нужно торопи ться

удивля ться

улыба ться

может случи ться

начинает готови ться

РАБОТА В ПАРАХ ь ? Борот  ся и искать, найти и не сдават ся. ь  Всякий человек на деле познает ? ся.  Сумел оступит  ся, сумей и исправит ся. ? ь ? ? ь

РАБОТА В ПАРАХ

ь

?

Борот ся и искать, найти и не сдават ся.

ь

Всякий человек на деле познает ? ся.

Сумел оступит ся, сумей и исправит ся.

?

ь

?

?

ь

Рефлексия Я узнал …  Я научился…  Мне было интересно…  Я понял….  Теперь я могу….  Мне было трудно….  Мне захотелось….

Рефлексия

Я узнал …

Я научился…

Мне было интересно…

Я понял….

Теперь я могу….

Мне было трудно….

Мне захотелось….

САМООЦЕНКА „ 5“ - Я ВСЁ ПОНЯЛ(А) И МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГОМУ „ 4“ - Я ВСЁ ПОНЯЛ(А), НО НЕ МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГОМУ „ 3“ - Я НЕ ПОНЯЛ(А) НИЧЕГО

САМООЦЕНКА

„ 5“ - Я ВСЁ ПОНЯЛ(А) И МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГОМУ

„ 4“ - Я ВСЁ ПОНЯЛ(А), НО НЕ МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГОМУ

„ 3“ - Я НЕ ПОНЯЛ(А) НИЧЕГО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  (ПО ВЫБОРУ) ЗАПИШИТЕ ПО 10 ГЛАГОЛОВ НА -ТСЯ И -ТЬСЯ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)

  • ЗАПИШИТЕ ПО 10 ГЛАГОЛОВ НА

-ТСЯ И -ТЬСЯ

  • ЗАПИШИТЕ 5 ПОСЛОВИЦ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ГЛАГОЛЫ С СОЧЕТАНИЯМИ -ТСЯ ИЛИ -ТЬСЯ
СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация и конспект урока на тему " Правописание тся и ться у глаголов"

Автор: Зангиева Мадина Эльбрусовна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Правописание –тся- и –ться- в глаголах" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-v-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "216332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432933824"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) ""Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах""
    ["seo_title"] => string(34) "pravopisaniietsiaitsiavghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "289547"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454836132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства