Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. Родительный падеж»»
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
«Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. Родительный падеж»
Подготовила:
Козина Виктория Анатольевна
Саратов 2017г.
Тема урока:«Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. Родительный падеж».
Цельурока: Научить правильно писать и определять окончания у имён существительных 2-го склонения во множественном числе.
Задачи:
1. Образовательные
- Закрепить у детей умения правильно писать падежные окончания.
2. Развивающие
- отрабатывать умения правильно определять склонение у имён существительных, а также правописание окончаний
- формировать навык правописания безударных и ударных окончаний имён существительных во 2-ом склонении
3. Воспитывающие
- воспитывать аккуратность
- воспитывать трудолюбие
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Анатольевна, сегодня урок по русскому языку буду вести у вас я.
Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно. Слушаем внимательно!
Открываем тетради и записываем сегодняшнее число (Двадцать второе марта, классная работа).
Минутка чистописания.
Ребята, послушайте пословицу.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Как дерево без крепких корней не сможет вырасти, стать большим и сильным, так и человек без хороших друзей не сможет расти)
У вас есть друзья?
Давайте запишем с вами пословицу красивым каллиграфическим почерком.
Найдите существительные и определите у них падеж.
- Молодцы, приступаем к работе.
Актуализация опорных знаний
Я прочитаю вам слова: мешки, кони, поезда, слоны, окна
-Назовите одним словом? (Имена существительные).
В каком числе, и склонении? ( мн.ч., 2 сколнение)
Как вы определили, что это 2 склонение?
-Расскажите об именах существительных.
- часть речи;
- обозначает предмет;
- отвечает на вопросы кто?, что?;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- имеет род и склонение;
- изменяется по числам и падежам;
- в предложении является главным членом или второстепенным.
Молодцы!
Отгадайте загадки.
Есть у меня работники, Во всём помочь охотники. Живут не за стеной - День и ночь со мной: Целый десяток Верных ребяток! (ПАЛЬЦЫ)
Превратятся скоро в когти
Неподстриженные... (НОГТИ)
Давайте просклоняем слово пальцы и ногти. Будем выделять окончания и ставить ударения.
(2 человека у доски)
Как проверить безударное окончание? (ударным окончанием того же склонения и падежа)
Им.п. кто?что? пальцы (краны) ногти
Р.п. кого?чего? пальцев ногтей
Д.п. кому?чему? пальцам ногтям
В.п. кого?что? пальцы ногти
Т.п. кем?чем? пальцами ногтями
П.п. о ком?о чем? О пальцах о ногтях
Вот мы с вами вспомнили, какие окончания могут быть у сущ. 2 склонения во мн.ч.
Откроем упражнение 171 на стр.82.
Нам нужно поставить сущ. в Р.п. во мн.ч. Будем делать по цепочке устно.
Обрати внимание, что в родительном падеже у существительных во множественном числе могут быть окончания-ов/-ёв,-ей, нулевое окончание.
Нам нужно написать предложения. Будем выходить к доске по одному, но сначала прочитайте внимательно весь текст и скажите мне в какой падеж и какое число нужно поставить существительные в скобках? (Р.п. и мн.ч.)
В новом доме пять (кого?чего?) окон. В кинотеатре в каждом ряду двадцать мест. На нашей улице растёт много берёз. В этом году не было сильных морозов. У своих гнёзд хлопочут птицы.
Повторим с вами ещё раз, какие окончания могут быть в Р.п. мн.ч?( -ов/-ёв,-ей, нулевое окончание)
Правильно, молодцы!
Физминутка
Давайте немного отдохнём.
Раз – подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть.
Переходим к упражнению 173.
Нам нужно составить и записать по 2 предложения с сущ. окно и поле, употребив их в Т. И П. падежах во мн.ч.
Давайте повторим, на какие вопросы отвечают Т и П падежи? (Т.п.- кем?чем? П.п.-О ком? О чем?)
В этих падежах формы слов будут КАКИЕ? Просклоняйте эти два слова в Т и П падежах.(Т-окнами, полями, П- об окнах, о полях).
Все придумывают в тетради, потом прочитаем вслух.
Например: Под окнами дома была зелёная лужайка (в Т.п.)
Птицы пролетели над полями, над горами. (в Т.п.)
В окнах лесной хижины горел свет (В П.п.)
В полях уже поспела золотистая рожь (в П.п.)
Ребята, а давайте составим ещё по 1 предложению с этими же существительными, но употребив их в Р.п. во мн.ч.
Давайте просклоняем эти 2 слова (кого?чего?полей-окон)
Молодцы, очень хорошо справились с заданием!
Выполняем упр. 174 самостоятельно в тетрадях, а затем проверяем все вместе.
Нужно подобрать по три сущ. мужского и среднего рода и записать в Д, Т и П падежах. Выделяем окончания.
А теперь сверим наши окончания с окончаниями в таблице на стр. 83.