Урок русского языка в 1 классе
(Учебник: Н.В. Нечаева «Русский язык. 1 класс». Система Л. В. Занкова)
Автор: Рыбакова Нина Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №6» города Новочебоксарска
Тема: Лексическое и грамматическое значение слова
Тип урока: урок открытий новых знаний
Цель: создать условия для осмысления лексического и грамматического значения слова.
Предметные задачи:
- ввести понятие лексическое и грамматическое значение слова;
- развивать умение пользоваться толковым словарём, определять значение слова;
Метапредметные задачи:
-Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать;
-Поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их исследовательские способности;
-Развивать умения сохранять учебную задачу, контролировать собственную успешность и неуспешность в учебной деятельности.
Оборудование к уроку: учебник Н.В. Нечаева «Русский язык 1класс»
мультимедийная установка
толковый словарь С.И. Ожегова
карточки для групповой работы
записи на доске
презентация к уроку
I.Оргмомент
Мы пришли сюда учиться-
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Чистописание
У: Начнём работу, как обычно, с минутки чистописания. Пишем строчную букву о и буквосочетания ог, ос.1 строчка. (Самостоятельная работа)
- Взаимоконтроль. Рефлексия деятельности
Сейчас я предлагаю вам выступить в роли учителя. Оцените работу соседа. (Взаимопроверка)
Критерии оценки:
- Наклон
- Соединения букв
- Высота строчных букв
- Соблюдение строки
- Аккуратность
Кто справился на «отлично», «хорошо», кто не доволен своей работой? (Дети встают)
III. Актуализация знаний
- Ситуация успеха
У: Вы успешно справляетесь с ролью учителя. Запишите на следующей строке слова (огурец, осина). Какие задания вы можете предложить выполнить с этими словами?
(Дети предлагают: поставить ударение, разделить на слоги, разделить для переноса, подчеркнуть орфограммы, подчеркнуть буквы согласных или гласных, звуко - буквенный разбор). Выполнение заданий, предложенных детьми.
- Самоконтроль. Рефлексия деятельности
У: Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)
Критерии оценки:
Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!
Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.
Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!
Встаньте, кто себе поставил зелёный кружочек, жёлтый, красный.
У: Вы успешно справляетесь с ролью учителя. А теперь выполните моё задание к этим словам. Расскажите, что мы называем этими словами. (Выслушиваем ответы детей) Ваши рассказы раскрыли смысл слов огурец и осина. Это в русском языке называется лексическое значение слова. А если не знаешь значения слова, то как быть? (Спросить, посмотреть в словаре.)
Лексическое значение слов объясняется в толковых словарях. Показ словаря С. Ожегова. В словаре С. Ожегова так объясняют смысл наших слов. Давайте прочитаем на слайде.
Огурец - огородное растение из семейства тыквенных с продолговатым зелёным плодом.
Осина – лиственное дерево из семейства ивовых.
У: Ребята, давай определим, что обозначают эти слова: предметы, признаки или действия? (Предметы). В каком числе мы записали эти слова. (ед.ч.). Запишем их во мн. ч. (огурцы, осины). Образуем родственные слова, обозначающие названия листьев с этих растений (огуречный, осиновый). Наши записи раскрыли грамматическое значение этих слов.
IY. Прогнозирование темы и цели урока
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (дети высказывают свои мнения)
У: Лексическое и грамматическое значение слова.
Откроем учебник на стр. 47 и ещё раз прочитаем тему нашего урока.
V. Первичное закрепление
У: выполним упр 110.
Использование слайдов с картинками мебели.
Запись предложения 3 и отгадки. Что мы записали? (лексическое значение слова «кресло»)
- Самоконтроль. Рефлексия деятельности
Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)
Критерии оценки:
Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!
Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.
Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!
VI. Минутка тишины (звучит добрая музыка)
VII. Закрепление нового материала
- Групповая работа
У: А сейчас вы попробуете сами объяснить смысл слов. Чтобы ускорить эту работу, вы поработаете в группах. А 1 ученик будет работать со словарём С. Ожегова.
(Карточки для групповой работы)
Объясните смысл слов. Выберете нужные сведения. Ненужные сведения зачеркните.
Лиса – домашнее животное
дикое животное
травоядное
хищник
семейство собачьих
семейство кошачьих
длинный мех
короткий мех
пушистый хвост
хвост крючком
Ёжик – крупное животное
небольшое животное
покрыт шерстью
покрыт иголками
зимой спит
охотится днём
охотится ночью
травоядный
всеядный
Деревья – однолетние растения
многолетние растения
имеет стебель
имеет ствол
очищает воздух
загрязняет воздух
У: Договоритесь в группах, кто от вашей группы будет выступать. Внимательно слушайте ответы.
- Проверка работы групп.
Чтение толкования слов одним учеником из словаря С.Ожегова.
У: О каком значении слова вы сейчас говорили? (лексическое значение)
- У: Запишем предложение.
За деревьями крадётся рыжая лиса.
Задание: расскажите о словах предложения, что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? О каком значении слов вы сейчас говорили? (грамматическое значение)
VIII. Рефлексия
Выбери начало одной из фраз и продолжи
- сегодня я узнал (а)…
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
IX. Домашнее задание
Упр. 112. Запиши лексическое значение 2 по выбору слов.