kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Лексическое и грамматическое значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 1 классе

(Учебник: Н.В. Нечаева «Русский язык. 1 класс». Система Л. В. Занкова)

Автор: Рыбакова Нина Васильевна, учитель начальных классов

 МБОУ «Гимназия №6» города Новочебоксарска

Тема: Лексическое и грамматическое значение слова

Тип урока: урок открытий новых знаний

Цель: создать условия для осмысления лексического и грамматического значения слова.

Предметные задачи:

-  ввести понятие лексическое и грамматическое значение слова;

-  развивать умение пользоваться толковым словарём, определять значение слова;

Метапредметные задачи:

-Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать;

-Поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их исследовательские способности;

-Развивать умения сохранять учебную задачу, контролировать собственную успешность и неуспешность в учебной деятельности.

Оборудование к уроку: учебник Н.В. Нечаева «Русский язык 1класс»

                                          мультимедийная установка

       толковый словарь С.И. Ожегова

       карточки для групповой работы

                                           записи на доске

                                          презентация к уроку

I.Оргмомент

Мы пришли сюда учиться-

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Чистописание

У: Начнём работу, как обычно, с минутки чистописания. Пишем строчную букву о и буквосочетания ог, ос.1 строчка. (Самостоятельная работа)

  • Взаимоконтроль. Рефлексия деятельности

Сейчас я предлагаю вам выступить в роли учителя. Оцените работу соседа. (Взаимопроверка)

Критерии оценки:

  1. Наклон
  2. Соединения букв
  3. Высота строчных букв
  4. Соблюдение строки
  5. Аккуратность

Кто справился на «отлично», «хорошо», кто не доволен своей работой? (Дети встают)

III. Актуализация знаний

  • Ситуация успеха

У: Вы успешно справляетесь с ролью учителя. Запишите на следующей строке слова (огурец, осина). Какие задания вы можете предложить выполнить с этими словами?

(Дети предлагают: поставить ударение, разделить на слоги, разделить для переноса, подчеркнуть орфограммы, подчеркнуть буквы согласных или гласных, звуко - буквенный разбор). Выполнение заданий, предложенных детьми.

  • Самоконтроль. Рефлексия деятельности

У: Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)

Критерии оценки:

Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!

Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким   уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!

Встаньте, кто себе поставил зелёный кружочек, жёлтый, красный.

У: Вы успешно справляетесь с ролью учителя. А теперь выполните моё задание к этим словам. Расскажите, что мы называем этими словами. (Выслушиваем ответы детей) Ваши рассказы раскрыли смысл слов огурец и осина. Это в русском языке называется лексическое значение слова. А если не знаешь значения слова, то как быть? (Спросить, посмотреть в словаре.)

Лексическое значение слов объясняется в толковых словарях. Показ словаря С. Ожегова. В словаре С. Ожегова так объясняют смысл наших слов. Давайте прочитаем на слайде.

Огурец - огородное растение из семейства тыквенных с продолговатым зелёным плодом.

Осина – лиственное дерево из семейства ивовых.

У: Ребята, давай определим, что обозначают эти слова: предметы, признаки или действия? (Предметы). В каком числе мы записали эти слова. (ед.ч.). Запишем их во мн. ч. (огурцы, осины). Образуем родственные слова, обозначающие названия листьев с этих растений (огуречный, осиновый). Наши записи раскрыли грамматическое значение этих слов.

IY. Прогнозирование темы и цели урока

  Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (дети высказывают свои мнения)

 У: Лексическое и грамматическое значение слова.

Откроем учебник на стр. 47 и ещё раз прочитаем тему нашего урока.

V. Первичное закрепление

У: выполним упр 110.

Использование слайдов с картинками мебели.

Запись предложения 3 и отгадки.  Что мы записали? (лексическое значение слова «кресло»)

  • Самоконтроль. Рефлексия деятельности

Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)

Критерии оценки:

Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!

Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким   уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!

VI. Минутка тишины (звучит добрая музыка)

VII. Закрепление нового материала

  • Групповая работа

У: А сейчас вы попробуете сами объяснить смысл слов. Чтобы ускорить эту работу, вы поработаете в группах. А 1 ученик будет работать со словарём С. Ожегова.

(Карточки для групповой работы)

Объясните смысл слов. Выберете нужные сведения.  Ненужные сведения зачеркните.

Лиса – домашнее животное

             дикое животное

            травоядное

хищник

семейство собачьих

семейство кошачьих

длинный мех

короткий мех

пушистый хвост

хвост крючком

Ёжик – крупное животное

  небольшое животное

  покрыт шерстью

  покрыт иголками

  зимой спит

  охотится днём

   охотится ночью

   травоядный

   всеядный

Деревья – однолетние растения

      многолетние растения

     имеет стебель

     имеет ствол

     очищает воздух

     загрязняет воздух

У: Договоритесь в группах, кто от вашей группы будет выступать. Внимательно слушайте ответы.

  • Проверка работы групп.

Чтение толкования слов одним учеником из словаря С.Ожегова.

У: О каком значении слова вы сейчас говорили? (лексическое значение)

  • У: Запишем предложение.

За деревьями крадётся рыжая лиса.

Задание: расскажите о словах предложения, что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? О каком значении слов вы сейчас говорили? (грамматическое значение)

VIII. Рефлексия

Выбери начало одной из фраз и продолжи

- сегодня я узнал (а)…

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

IX. Домашнее задание

Упр. 112. Запиши лексическое значение 2 по выбору слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Лексическое и грамматическое значение слова"»


Урок русского языка в 1 классе

(Учебник: Н.В. Нечаева «Русский язык. 1 класс». Система Л. В. Занкова)

Автор: Рыбакова Нина Васильевна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №6» города Новочебоксарска


Тема: Лексическое и грамматическое значение слова

Тип урока: урок открытий новых знаний

Цель: создать условия для осмысления лексического и грамматического значения слова.

Предметные задачи:

- ввести понятие лексическое и грамматическое значение слова;

- развивать умение пользоваться толковым словарём, определять значение слова;

Метапредметные задачи:

-Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать;

-Поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их исследовательские способности;

-Развивать умения сохранять учебную задачу, контролировать собственную успешность и неуспешность в учебной деятельности.


Оборудование к уроку: учебник Н.В. Нечаева «Русский язык 1класс»

мультимедийная установка

толковый словарь С.И. Ожегова

карточки для групповой работы

записи на доске

презентация к уроку

I.Оргмомент

Мы пришли сюда учиться-

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Чистописание

У: Начнём работу, как обычно, с минутки чистописания. Пишем строчную букву о и буквосочетания ог, ос.1 строчка. (Самостоятельная работа)

  • Взаимоконтроль. Рефлексия деятельности

Сейчас я предлагаю вам выступить в роли учителя. Оцените работу соседа. (Взаимопроверка)

Критерии оценки:

  1. Наклон

  2. Соединения букв

  3. Высота строчных букв

  4. Соблюдение строки

  5. Аккуратность

Кто справился на «отлично», «хорошо», кто не доволен своей работой? (Дети встают)









III. Актуализация знаний

  • Ситуация успеха


У: Вы успешно справляетесь с ролью учителя. Запишите на следующей строке слова (огурец, осина). Какие задания вы можете предложить выполнить с этими словами?

(Дети предлагают: поставить ударение, разделить на слоги, разделить для переноса, подчеркнуть орфограммы, подчеркнуть буквы согласных или гласных, звуко - буквенный разбор). Выполнение заданий, предложенных детьми.

  • Самоконтроль. Рефлексия деятельности


У: Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)

Критерии оценки:

Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!

Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!


Встаньте, кто себе поставил зелёный кружочек, жёлтый, красный.


У: Вы успешно справляетесь с ролью учителя. А теперь выполните моё задание к этим словам. Расскажите, что мы называем этими словами. (Выслушиваем ответы детей) Ваши рассказы раскрыли смысл слов огурец и осина. Это в русском языке называется лексическое значение слова. А если не знаешь значения слова, то как быть? (Спросить, посмотреть в словаре.)

Лексическое значение слов объясняется в толковых словарях. Показ словаря С. Ожегова. В словаре С. Ожегова так объясняют смысл наших слов. Давайте прочитаем на слайде.

Огурец - огородное растение из семейства тыквенных с продолговатым зелёным плодом.

Осина – лиственное дерево из семейства ивовых.


У: Ребята, давай определим, что обозначают эти слова: предметы, признаки или действия? (Предметы). В каком числе мы записали эти слова. (ед.ч.). Запишем их во мн. ч. (огурцы, осины). Образуем родственные слова, обозначающие названия листьев с этих растений (огуречный, осиновый). Наши записи раскрыли грамматическое значение этих слов.


IY. Прогнозирование темы и цели урока

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (дети высказывают свои мнения)

У: Лексическое и грамматическое значение слова.

Откроем учебник на стр. 47 и ещё раз прочитаем тему нашего урока.


V. Первичное закрепление

У: выполним упр 110.

Использование слайдов с картинками мебели.

Запись предложения 3 и отгадки. Что мы записали? (лексическое значение слова «кресло»)


  • Самоконтроль. Рефлексия деятельности

Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)

Критерии оценки:

Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!

Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!


VI. Минутка тишины (звучит добрая музыка)


VII. Закрепление нового материала

  • Групповая работа

У: А сейчас вы попробуете сами объяснить смысл слов. Чтобы ускорить эту работу, вы поработаете в группах. А 1 ученик будет работать со словарём С. Ожегова.

(Карточки для групповой работы)

Объясните смысл слов. Выберете нужные сведения. Ненужные сведения зачеркните.


Лиса – домашнее животное

дикое животное

травоядное

хищник

семейство собачьих

семейство кошачьих

длинный мех

короткий мех

пушистый хвост

хвост крючком

Ёжик – крупное животное

небольшое животное

покрыт шерстью

покрыт иголками

зимой спит

охотится днём

охотится ночью

травоядный

всеядный

Деревья – однолетние растения

многолетние растения

имеет стебель

имеет ствол

очищает воздух

загрязняет воздух


У: Договоритесь в группах, кто от вашей группы будет выступать. Внимательно слушайте ответы.

  • Проверка работы групп.

Чтение толкования слов одним учеником из словаря С.Ожегова.

У: О каком значении слова вы сейчас говорили? (лексическое значение)

  • У: Запишем предложение.

За деревьями крадётся рыжая лиса.

Задание: расскажите о словах предложения, что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? О каком значении слов вы сейчас говорили? (грамматическое значение)

VIII. Рефлексия

Выбери начало одной из фраз и продолжи

- сегодня я узнал (а)…

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…


IX. Домашнее задание

Упр. 112. Запиши лексическое значение 2 по выбору слов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Лексическое и грамматическое значение слова"

Автор: Рыбакова Нина Васильевна

Дата: 08.12.2017

Номер свидетельства: 443066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Конспект урока по русскому языку на тему " Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_slovo_kak_edinitsa_iazyka_leksicheskoe"
    ["file_id"] => string(6) "580211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620736236"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему: "Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "161432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212839"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "конспект урока на тему " сколько лексических значений имеет слово" 5 класс русский язык "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-na-tiemu-skol-ko-lieksichieskikh-znachienii-imieiet-slovo-5-klass-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "105144"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402824180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства