II. Языковая разминка. | 1. Работа на меловой доске, запись предложения в ученических тетрадях: Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрнобурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин) 2. Подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать устно его характеристику. 3. Обозначить изученные орфограммы. 4. Разбор по составу слова с/прят/а/лось. | Регулятивные УУД: Умение анализировать, сравнивать, делать выводы. |
III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания. | 1.Словарный диктант (проецируется на интерактивной доске) Бли..кий, ги..кий, в тенеч(?)ке, сла..кий, завис(?)ник, моро.., заросший пру.., кла(с,сс)ный, ве..ти поклажу, сле.. лисицы, голу..ь, тра(с,сс), получить пять ба(л,лл)ов, ю(н,нн)ность, ю(н,нн)ат, стоит на но..ке, лес(?)ница, че(?)ствовать, акац..я, ж..раф, адр..с, праз(?)ник, д..фис, д..льфин, бульдо.., ва(н,нн)а, ж..лтый, сла..кое, пр..гноз, н..б..свод, б..бл..отека, алф..вит, п..м..дор, п..льто. 2. Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы. В скобках объяснить написание. 3. Ответить на вопросы: - Что такое орфография? Зачем нужно знать правила орфографии? - Чем отличаются правила орфографии от правил орфоэпии? - Связаны ли между собой фонетика и орфография? А фонетика и орфоэпия? Покажите на примерах. | Познавательные УУД 1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную). 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. ТОУУ 3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться). |
IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы. | 1.Организация наблюдения. 1.Упр. 310 (чтение учениками текстов вслух) - Что общего и различного в этих текстах? - Как вы считаете, могут ли существовать предметы, явления, которые не названы словом? 2. Обращение к теоретическому материалу §55. Составление плана. 3 Упр. 313– проводится работа с толковым словарём. – С каким словарём в учебнике вы будете работать? – Как понимаете, что такое толковый словарь? – Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре? – Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре? – Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.) Развёрнутый устный ответ на этот вопрос по предложенному в упр. 314 началу (одиндва ученика или по цепочке). 4. Чтение теоретического материала §56 с предварительным заданием: - Найдите ответ на вопрос «Что такое лексикография?» -Как давно появились словари на Руси? - Какие словари вы можете назвать? Словари | энциклопедические | лингвистические | | -орфографические | | -орфоэпические | | -словообразовательные | | -фразеологические | | -синонимов | | -антонимов | | -омонимов | | -иностранных слов | – Кто же составляет толковые словари? Ознакомительное чтение текста на стр. 222, краткий вывод о вкладе В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.) 3. На интерактивной доске можно использовать материал предметного диска , на котором представлены слова с толкованиями значений. Счастье – это чувство высшего удовлетворения. Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»). Счастье – радость, благополучие, блаженство. Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова). – Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье? – Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.) – Какое из определений нельзя найти в словаре? – Какую учебную проблему будем решать на уроке? Запись темы урока: Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования. | 4. Извлекать информацию из словаря. 5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Духовно-нравственное воспитание Воспитание чуткого, бережного обращения со словом. Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи. 6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным). 7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
V. Открытие новых знаний. | 1. Наблюдение над порядком размещения слов в словариках на стр. 269-276. 2. Выполнение упр. 319 (коллективно), 320 (самостоятельно, затем проверить). 3. Способы объяснения лексических значений слов (теоретический материал 111 §57) 4. Упр.323 (задание 2). 5. Упр. 325 (устно). | 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI. Проектное задание. | «Проводим лингвистическое наблюдение» (упр. 318) (Учитель определяет, кто и к какому сроку готовит данный проект.) Прочитайте толкование слов атмосфера, горизонт, делать, диета, бублик в «Толковом словаре…» В.И.Даля и «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. Сопоставьте написание слов. Чем объясняется различие, если оно есть? Сравните толкование слов. В чем разница в толковании? Какое толкование вы считаете более правильным? Проанализируйте состав словарных статей. Из каких частей они состоят? Подберите еще два-три слова для сопоставительного анализа. Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде доклада. (Работу рекомендуется проводить по группам) | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи. 3. Находить и исправлять речевые недочёты. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VII. Итог урока. | – Какую новую информацию получили на уроке? – Что было самым интересным? А что показалось трудным? – Оцените свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценки. – Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |