II. Повторение пройденного ранее. Беседа-опрос по группам. Слайд Слайд (верный вариант ответа) Слайд (верный вариант ответа) Слайд (верный вариант ответа) III. Проблемное изложение нового материала. Слайд Работа с учебником Слайд | - Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать. - О какой части речи говорится в стихотворении? - Слова каких же частей речи им приходится замещать? - Давайте вспомним, что же нам уже известно о местоимениях?
Задание: Соотнесите местоимение с его разрядом (укажите стрелочками верный вариант) - Мне – личное - Что – относительное - Собой – возвратное - Некто – неопределенное - Чему? – вопросительное - Некому – отрицательное - Этот – указательное - Каждый – определительное - Наш – притяжательное - Хорошо. А чем вопросительные местоимения отличаются от относительных? - Как образуются неопределенные местоимения? Задание: Какие местоимения не имеют именительного падежа? Вычеркните из ряда местоимений те, которые не имеют И.п. Кое-кто, ничей, себя, несколько, некоторый, нечего, некто, кто-то, нечто, некого, никакой, никого, никто Задание: Найдите «четвертое лишнее»: 1.Мной, собой, тобой, о ней 2.Я, ты, меня, себя 3.Некого, некто, никому, не с кем 4.Чего, кем, нам, чей Задание: Вспомните правописание отрицательных и неопределенных местоимений. Выполните на листочке работу с деформированным текстом: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Одну работу от группы я возьму на проверку. Жило-было (Н...)чего, Не имело (н...)чего, Не хотело (н...)чего. Взад - вперёд оно ходило, И( н...) с (кем) (н…) говорило, (Н...)кого не замечало, Лучше всех себя считало. А про это (Н...)чего И сказать - то (Н...) чего!
- Масленица – самый яркий праздник марта, вечный праздник, проводы зимы. Ни один из народных праздников не пользуется таким уважением, как Масленица. - Перед вами словосочетания, которые мы употребляем, вспоминая этот праздник: Светлый праздник, широкая Масленица, румяные блины, мамин подарок, у моей бабушки, ледяная крепость, наши поздравления, пышные гуляния, ваш пирог, птичье пение - Найдите и выпишите в тетрадь словосочетания, зависимое слово в которых отвечает на вопросы чей? чья? чьё? - Определите у этих слов часть речи. - Как называются эти прилагательные? - Почему они так называются? - Давайте посмотрим на местоимения. На что указывают они? - Как вы думаете называется этот разряд местоимений? - Так какая же тема сегодняшнего нашего урока? - Запишите тему урока в тетрадь. - Так почему местоимения называются притяжательными? - Откройте учебник на стр.180 и посмотрите, какие еще слова относятся к притяжательным местоимениям. Запишите в тетрадь и возьмите в рамочку все притяжательные местоимения. - Давайте посмотрим, какие же задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке? - Хорошо. А сейчас проведем исследование: будут ли притяжательные местоимения иметь такие же признаки, как и притяжательные прилагательные? - Кстати, какими морфологическими признаками обладают притяжательные прилагательные? - Первая группа сейчас в тетрадях изменяет по родам прилагательное мамин и местоимение ваш; Вторая группа изменяет эти же слова по числам; Третья группа – по падежам. - Какой вывод сделаем? - Давайте вернемся к целям нашего урока и посмотрим, какую цель мы еще не достигли? | - О местоимениях - Имя прилагательное, имя существительное, имя числительное. - Местоимения – часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, не называя их. - Местоимения, как правило, изменяются по падежам. - Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам. - В предложениях местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами. - По значению и грамматическим особенностям местоимения делятся на девять разрядов - Употребляются в разных предложениях: вопросительные – в вопросительных, а относительные – в повествовательных предложениях для связи простых предложений в составе сложных. - От вопросительно-относительных местоимений путем прибавления приставок не- или кое- или суффиксов -то, -либо, - нибудь 1) собой; 2) себя; 3) некто; 4) нам - Мамин платок, птичье пение - Прилагательные и местоимения. - Притяжательные. - Они обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. - Тоже на принадлежность. - Притяжательные. - Притяжательные местоимения Работают в тетрадях - Они указывают на принадлежность предмета - Определять характеристики притяжательных местоимений: - основное значение; - морфологические признаки; - синтаксическую роль. - Они изменяются по родам, числам и падежам. - Местоимения, как и прилагательные изменяются по падежам, числам и родам: - Осталось определить синтаксическую роль притяжательных местоимений. |
IV. Закрепление новых знаний. Проверка карточек Взять одну –две работу на проверку | - Продолжаем работать. На карточках небольшие масленичные песенки, в которых сейчас, пока играет музыка П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица», надо выделить все знакомые вам местоимения, в том числе и притяжательные, и обозначить их синтаксическую роль. 1) Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица! Мы блинов себе горячих напечём – Нам метели и морозы нипочём! 2) С папой мы удивлены: И ватрушки, и блины, С пылу с жару – их съедают, А они не исчезают! 3) Как у нашей сватьи Масляны оладьи, Лакомы ватрушки, Плюшки – завитушки. А ваш-то пирог Подгорел на один бок. 4) Ох, люблю же я блины! До чего они вкусны! Мне их бабушка печёт. Вот опять их есть зовёт. 5) Наша старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! 6) От души вас поздравляем И сердечно приглашаем: Вы заботы бросьте, Приходите в гости, Прямо к нашему крыльцу К нам на Масленицу. - Проверим работу. - Какую же синтаксическую роль буду исполнять притяжательные местоимения? | - В предложениях они будут определениями |
V. Проблемно-практическая часть Слайд Работа с учебником | - А вот еще вам одна веселая песенка: Я пеку румяные Русские блины По рецепту древнему Предков старины. Знает его тайну Бабушка моя, По наследству – мама, И, конечно, я! Задание: Выделите здесь местоимения, обозначьте их разряд. - Хорошо. А теперь задайте вопрос к местоимению его. - Значит, какой вывод сделать можно? - Верно. Посмотрите на стр.181 в учебнике. Какие еще личные местоимения могут быть притяжательными? - Значит, какими членами предложения могут быть эти три местоимения? | - Я, его – личные местоимения, моя – притяжательное. - Чья тайна? - Его. Вопрос притяжательного местоимения. - Личные местоимения могут переходить в разряд притяжательных, если отвечают не на свои, падежные, вопросы, а на вопросы чей?, чья?, чьё? - Её, его, их - определениями и дополнениями |
VI. Практическая часть | - Перед вами текст, посвященный Масленице. Давайте его прочитаем. Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. С принятием христианства он стал предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её «весёлой», «обжорной», «разорительницей» Любили наши предки в масленичные дни театральные представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой, который бывал одет в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были горб и длинный горбатый нос. Отголоском языческой старины считают чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу в ее последнем пути. В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори, блины, гори, Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр как символ будущего плодородия). Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода. Задание: Маркером выделите личные местоимения и личные, перешедшие в разряд притяжательных. Подчеркните их как члены предложения. | 1) его - притяжательное, определение; 2) её – личное, дополнение; 3) его – притяжательное, определение; 4) её – притяжательное, определение; их – личное, дополнение; 5) её – личное, дополнение, её – притяжательное, определение |