Напоминаю, как всегда ,не только я оцениваю вашу работу, но и вы сами. После каждого задания я попрошу вас выставлять себе отметки на полях простым карандашом.
Возьмем линейку наших достижений. Смайлик пока на начальном этапе, в течении урока будем его передвигать, если будем достигать успехов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд1
У.На слайде –б*реза п*ляна дож*ь
Кто догадается, какое будет задание?
Что общего?
Д.(Все существительные) докажите.
Слайд 2
В этом вам поможет игра «ДА» «НЕТ»
Встаньте, пожалуйста.
Посмотрите справа от вас –слово «ДА», слева- «НЕТ» Я буду говорить предложения , а вы если согласны со мной, вытягиваете перед собой обе руки. Поворачиваетесь к слову «ДА», если не согласны со мной к слову «НЕТ»
Будьте внимательны.
Имя существительное – это часть речи? (да)
Существительное обозначает действие предмета? (нет) а что обозначает?
Отвечает на вопросы что? Что делает? (нет) На какие вопросы?
Изменяется по числам? (да)
Имеет два рода? (Нет), три. Какие? Как определить род?
Имеет начальную форму? (да)
Склоняется по падежам (да)
Имеет 8 падежей
Кто правильно ответил на вопросы и не ошибся –ставят на полях «5», и продвигаемся по линейке. Оцените себя, продвигаясь по линейке достижений.
С какой целью повторяли изученный материал?( Для того, чтобы открыть новые знания)
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”.
Методы и приёмы: мотивация к учению; самооценка; мотивация на успех; повышение самооценки.
Способы: фронтальная и индивидуальная работа.
Откройте тетрадки и запишите число, классная работа.
Сегодня на уроке не только я буду оценивать вашу работу, но и вы сами. После каждого задания я попрошу вас выставлять себе отметки на полях простым карандашом.
Слайд
Работа с текстом Листочки (оранжев. цвета)с текстом перед вами.
Учитель: На ваших партах лежат листочки с текстом. Предлагаю вам внимательно послушать его, обратить внимание на выразительное чтение.
(На слайде 2 – картина к тексту . Дети следят по тексту .(аудиозапись)
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да
шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки.
Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В помощь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.
Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь.
Что хотелось сделать?
(Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.)
Учитель: Понравился текст?
Учитель: Были непонятные слова?
Дети: Да, сыч.
Группе детей давала задание найти в толковом словаре значение этого слова. Кто нашел и зачитает?
Слайд
У.Это птица, вид совы.
У.Что заметили в тексте?
Д. Выделенные слова.
Предлагаю, прочитать текст про себя по группам , 1ч. -1ряд, 2ч. -2ряд, 3ч-3ряд и запомните выделенные слова. Закройте текст и запишите слова по памяти и определите род выделенных слов.
Слайд
(Слова открываются на доске, для проверки).САМОПРОВЕРКА
-С какой целью выполняли задание? (развивать память)
Кто запомнил все слова и правильно определил род на полях ставим «5»
Оцените себя, продвигаясь по линейке достижений.
ФИЗМИНУТКА (коробочки)
Слайд6
Вернуться к (таблице слов)
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (“Чего мы ещё не знаем? Почему возникли затруднения?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы: самоконтроль; побуждающий от проблемной ситуации диалог; самостоятельное формирование учебной задачи.
Подчеркните послед звук в этих словах.
А что общего в этих словах?
Д.Все – существительные, заканчиваются на шипящий звук, имеют начальную форму. Именно эту тему мы будем исследовать.
Какая тема урока? (открывается на доске)
Кто испытал затруднение при записи этих слов, поднимите руки?
Чего еще не знаем? Почему возникли затруднения? (Я не знал, как их писать,
нужен «ь» или нет)
Дети: хотим узнать когда пишется «ь»,
научиться писать имена существительные с шипящим звуком на конце.(открывается на доске).
Учитель: Это и будет учебной задачей, которую мы должны решить.
На доске слова. Камыш, ключ, мышь, рожь. Что общего? По какому признаку можно распределить эти слова?
С «ь» без «Ь
Распределите их в 2 столбика, запишите, определите род 1 столбика, 2 столбика ( кто первый сделал , тот у доски выполняет задание)
Проверим, сигналим . Оцените себя, продвигаясь по линейке достижений.
Сравните эти два столбика. Сделайте, вывод.
4. Изучение нового учебного материала.
“Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение учебной задачи
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог.
Способы: фронтальная работа.
Как проверить ваши предположения? Правы вы или нет?
(Прогнозирование).
Д. Посмотреть в учебнике.
У. Хорошо, откройте учебник на стр. 77. Прочитайте внимательно про себя правило.
(Дети читают правило в учебнике, делают вывод - самостоятельный поиск информации).
Работа над правилом.
Читаем 1 часть правила
У сущ. Ж.р в начальной форме с нулевым окончанием после шипящих, пишется «ь»?
На что указывает«ь» ? ( на ж.р)
Читаем 2 часть правила.
Пишется ли «ь» в конце существительных м. рода в начальной форме с нулевым окончанием?
Слайд (правило)
У. Как правильно писать имена существительные с шипящими на конце? Можете ответить словами из правила. Это правило вам необходимо знать.
Оно подходит для всех существительных?
5. Закрепление учебного материала.
1)Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорной схемы.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
У. Предлагаю поработать в парах и группах.
Работа в парах, группах. (слайд)
У кого ромашки- собираются в кружок и составляют алгоритм для нашего исследования.
Остальные работают в парах составляют опорную схему правила.
Рассуждайте, делайте выводы. Работу будете выполнять фломастерами на листочках. Вспомните правила работы в парах, группах.
Защита опорной схемы, алгоритма( дети у доски)
Дети: Будьте доброжелательными по отношению друг к другу. Один говорит, другой слушает. Своё согласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.
Учитель: Молодцы. А теперь за работу!
(Дети составляют опорную схему - творческая работа, умение работать со схемами, преобразование правила в схему, работа в парах).
Учитель: Какая пара готова?
(Дети отвечают)
Учитель: Расскажите, обоснуйте ваш ответ.
Дети: Сущ. в н.ф. после ж, ш, щ, ч
ж.р. м.р.
Ь --
Учитель: Все ли условия правила соблюдены? Какие были условия?
Дети: Имя существительное в начальной форме, с нулевым окончанием, после шипящих.
Расскажите алгоритм исследования. ( написания мягкого знака после шипящего)
1.Определяю часть речи.
2.Начальная форма.
3.Шипящие ч, щ, ш, ж на конце слова.
4. Определяю род
ж.р.(ь) м.р.(-)
Оцените себя, продвигаемся по линейке достижений.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд)
Посмотрите какая схема у меня.
Алгоритм на доске. (переворачиваю листы на доске)
ФИЗМИНУТКА (для глаз-сигналы)
(слайд) ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике.
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- Какие слова у вас вызвали затруднение?
- Каким правилом мы должны были воспользоваться?
- Исправьте ошибки. Оцените себя, продвигаясь по линейке достижений.
-Скакой целью выполяли задание (проверить знания полученные на уроке)
РЕЗЕРВНЫЕ ЗАДАНИЯ.
Встаньте. Игра «Найди слова»
ПО ПЕРИМЕТРУ в классе висят слова. Найдите слова на изученное правило. Объясните правописание слов по алгоритму.
Повторите правило.
У дедушки был замечательный каранда... Он мог нарисовать лунную но. и солнечный лу..., золотую ро... и нежный белый ланды...).
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Ваше трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли вам сделать на уроке открытие.
Слайд- Какое открытие сделали сегодня на уроке. Какие цели ставили перед собой?- Достигли мы цели? - Оцените свою деятельность на уроке (комментируем, покажите линейку достижений) План урока
Домашнее задание в конвертах карточки разного цвета (на выбор)
- Спасибо всем за работу! Желаю удачи! Какое настроение? Возьмите соответствующие стикеры наклеим их на дерево.